Истоки, 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МИОО
Кафедра истории и культуры религий народов России
Курсовая работа
Дисциплина: ВСЕ-118 Методика преподавания и содержание междисциплинарного учебного курса «Истоки» в 5 классе основной школы
На тему: «Крестьянские хоромы»
(Состав крестьянских хором)
Выполнила:
Полозова К. В.
Москва
2016
План урока
Тема урока: «Крестьянские хоромы» (Состав крестьянских хором)
Цели урока:
Познавательные: ввести новый материал по теме «Крестьянские хоромы», объяснить новые понятий, углубить сущности уже известных понятий: хоромы, изба, лад.
Развивающие: развить умение анализировать, сравнивать, делать обобщения.
Воспитательные: воспитать такие личностные качества как: трудолюбие, ответственность, любовь к культуре, традициям страны.
Оборудование: видеопроектор, наглядные пособия.
Ход урока
- Актуализация
Учитель: В конце прошлого урока мы с вами говорили о том, что такое изба, хоромы, я попросила вас найти определение слов: крестьянская изба, быт, убранство, утварь. Все справились с заданием?
Учащиеся:
Изба́ - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом.
Утварь - совокупность предметов домашнего обихода: кухонная и столовая посуда, приспособления для хранения и переноски вещей и продуктов питания и т. д.
Убранство - то, чем обставляют и украшают жилое помещение (мебель, светильники, предметы домашнего обихода ), а также то, что используют при сервировке стола (посуда, столовые приборы и т. д.). Быт в широком смысле — уклад повседневной жизни. Предметы быта – это все то, что может понадобиться человеку для жизни.
Учитель: Отлично! Все мы представляем себе крестьянскую избу. (Смотрят слайды)
Из чего строили избу?
Ученики: Из дерева, почти все предметы быта мастерили из дерева, избы тоже, поэтому и появилось слово «деревня».
Новый материал:
Учитель: Очень хорошо! Мы увидели примеры изб из разных районов России. Слово "изба" (а также его синонимы «истьба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.
Избы строились из разных пород дерева. Чаще всего использовали липу, дуб, сосну.
Крестьянин ставил свой дом – избу основательно, чтобы жить в нем было удобно. В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Как вы думаете, что было основным инструментом плотника?
Учащиеся: Топор!
Учитель: Да, действительно топор, гвозди были не нужны. Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец». Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью». Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой». Крытое пространство между клетями называлось «сени». Давайте посмотрим на план избы.
Учитель. Можно ли было попасть в избу сразу с улицы или нет?
Учащиеся: Нет, сначала крестьянин попадал в сени.
Учитель. Все верно. Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В саму избу вела низкая одностворчатая дверь. Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.
Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам).
Для чего использовалась печь?
Учащиеся: Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения.
Учитель: Совершенно верно. Еще на печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани. Вот как выглядели печи:
Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.
С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
Вы уже знакомы с таким понятием, как «красный угол», что это такое?
Учащиеся: Красный Угол - часть дома, в которой висит божница с идолами или иконами и стоит стол; наиболее парадное и значимое место в жилище.
Учитель: Что означает слово «красный»?
Учащиеся: Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый".
Учитель: Верно! Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.
Расскажите мне об убранстве избы, о предметах быта.
Учащиеся: Стол, лавки, чугунки, сундуки, посудные полки.
Учитель: На стенах избы размещали полки для посуды, крюки-спицы, подвесные крюки — вешалки для одежды, конской сбруи. Между печью и стеной избы, над входом, традиционно устраивались полати, где укладывали спать детей. Но главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.
Закрепление. Формирование навыков.
Учитель: Мы с вами рассмотрели план крестьянской избы, ознакомились с предметами быта, теперь нам предстоит восстановить этот план. (Учитель раздает карточки с цепочкой слов, описаниями избы). Внимательно прочтите эти описания, скажите какое из описаний подходит для избы и почему, а какое нет.
Учитель: А теперь давайте немного поиграем. Один из учащихся выходит к доске, выбирает карточку с изображением одного из изученных на уроке предметов быта, пытается объяснить его одноклассникам, которые должны угадать слово.
Итог.
Учитель: Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали? Какую тему начали изучать? Что такое крестьянская изба? Что значила изба для русского человека?
Домашнее задание: Прочитать стр 38-41 в учебнике, ответить на вопрос из учебника: «Почему крестьянская семья не мыслила себя без деревни, а деревня без волости?», сделать рисунки крестьянской избы, или подготовить презентацию одной из деревень нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Щит военный, щит духовный", урок по предмету истоки 5 класс
урок по предмету истоки, 5 класс, раздел "Московский кремль", первый урок в теме, с презентацией...
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Тест для 8 класса по теме «Истоки архитектуры и монументальных видов искусства».
В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...
Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)
Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
рабочая программа "Истоки" 6 класс
рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...