мероприятие "Будь природе другом"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Серёгина Татьяна Григорьевна

Внеклассное мероприятие о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие   «Будь природе другом»

        Слово учителя: Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому. Природа, полная поэзии и прелести, волнует каждого человека, любящего свою родную землю.

"Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."

Ф. И. Тютчев (русский поэт)

Великий русский поэт, посвятивший свое творчество именно природе, не может ошибаться. Для кого-то природа – лишь вечный поставщик сырья: древесины, воды, полезных ископаемых. Для других природа – лишь красивый пейзаж за окном. Но те, кто изучают природу, знают, что природа – это и есть сама жизнь во всем ее великолепии.

Презентация «По страницам Красной книги»

? Какие животные и в чём помогают человеку?

Как  люди отвечают природе?             

Викторина «Будь природе другом»

Вопросы викторины

■ Что такое Международная Красная книга? Ответ: Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты.

■ Что обозначает красный цвет книги? Ответ: Цвет тревоги.

■ Какого цвета страницы имеет Красная книга? Ответ: Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена.

■ Какие вы знаете формы охраняемых территорий? Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.

■ Какие растения ты должен оберегать, охранять в лесу? Они должны быть занесены в твою Красную тетрадь. Ответ:  Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк...

■ Вор с ружьем в лесу или сетью на реке. Ответ: Браконьер.

■ Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

■ От чего больше всего страдают леса? Ответ: От пожаров.

■ Каким должно быть поведение человека в лесу? Ответ: Нельзя жечь костры, ломать молодые деревца, нужно убирать за собой мусор и др.

■ Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? Ответ: На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли.

■ Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? Ответ:  Дерево может засохнуть, т.к. питательные соки от корней поднимаются вверх по веткам только по коре.

■ Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? Ответ: Потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет.

  • Как нужно охранять природу?

Отгадать загадки о цветах (презентация)

 «Кто я?» (ответить по описанию на карточке, нарисовать животное)

■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)

■ «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)

■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)

■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)

■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)

■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)

■ «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)

■ «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.

Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)

■ «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)

■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.

■ «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)

Викторина «В зоопарке»

■ «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)

■ «Я живу в зарослях тропического леса, где солнечные лучи тонкими полосками пробиваются сквозь кроны густых деревьев. Поэтому моя шкура покрыта полосками, похожими на эти блики света. Я сильный зверь. Питаюсь кабанами, оленями, антилопами. Чтобы утолить голод, мне нужно около девяти килограммов мяса в день». (Тигр.)

■ «Я сильное животное. Мой рев подобен грому, а грива придает мне грозный вид. Живу я в теплых странах, в песчаных местах, поэтому шкура у меня песочного цвета. Днем чаще сплю, а ночью охочусь на зебр, газелей и антилоп. Хоть я и царь зверей, но легко поддаюсь дрессировке и могу выполнять различные номера в цирке». (Лев.)

■ «Мое тело покрыто жесткой толстой кожей серого цвета, которая хорошо защищает от укусов насекомых и от ветвей кустарников. На ногах маленькие копытца. Питаюсь я травой и молодыми ветками и листьями. Но моя главная особенность — знаменитый рог на лбу. Когда мне угрожает опасность, я опускаю голову и наношу удары рогом». (Носорог.)

■ «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)

■ «Древние греки назвали меня «речной лошадью». Во-первых, я много времени провожу в воде, а во-вторых, напоминаю лошадь. У меня такие большие широкие ноздри и маленькие уши. Я очень большое животное: 4 метра в длину и 3,5 тонны весом. Питаюсь я речной травой». (Бегемот.)

■ «Мой рост может достигать в высоту шесть метров. На голове есть уши и смешные маленькие рожки, обтянутые кожей. Ни клыков, ни когтей у меня нет. Зато есть необыкновенно длинный язык, достигающий иногда 45 см. Таким языком я ловко срываю листочки с колючих растений, даже не уколовшись. Хотя передние ноги у меня длиннее задних, бегаю я быстро, могу перегнать лошадь. Сплю стоя, а воду пью, широко расставив ноги, потому что моя длинная шея совсем не гнется». (Жираф.)

■ «У меня толстая серая кожа, маленькая головка с торчащими вверх ушками, очень длинные и сильные задние и маленькие передние лапы. Я немаленькое животное (около двух метров в высоту), но прыгаю, как кузнечик — далеко и высоко. Самое примечательное у меня — сумка, которая находится внизу живота, между ног. Мое изображение есть на гербе Австралии». (Кенгуру.)

■ «Я похожа на маленькую лошадку: у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска — полосатая. У меня много врагов: тигры, львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я и другие мои родственники объединяемся в группы. Я занесена в Красную книгу». (Зебра.)

■ «Я вполне хорошо чувствую себя там, где другие животные погибли бы от голода и жажды. Свою еду и питье я ношу с собой в горбах. Перед началом очередного путешествия я несколько днем ем и пью. Тогда только один мой горб может весить 45 килограммов! Но к концу путешествия мой горб пустеет и падает набок». (Верблюд.)

Разделиться на 2 группы:

Какие животные живут в наших местах в дикой природе?

А каких можем увидеть только в зоопарке?

А теперь окунёмся в мир природы. И посмотрим на её обитателей, которых становится всё меньше и меньше и  они занесены в Красную книгу.

Видео «Красная книга»

Какие из ваших животных, которых вы нарисовали,  занесены в красную книгу? – покажите их

«Узнай животное по контуру» (презентация)

Природу нужно беречь и охранять. Давайте посмотрим, как мультипликационные герои – смешарики рассуждают о Красной книге.

Мультфильм

Человек – часть природы.  Нас окружают разные явления природы, водоёмы, возвышенности, низменности, растения, животные, насекомые.

Викторины «Природа»

 

■ Природное явление, качающее верхушки деревьев. Ответ: Ветер.

■ Он может ударить и среди ясного неба. Ответ: Гром.

■ Естественный водоем. Ответ: Озеро.

■ Маленькая речка. Ответ: Ручеек.

■ Большая куча снега. Ответ: Сугроб.

■ Волга, Дон, Днепр... Ответ: Реки.

■ Мелкий участок реки, который может перейти и конный, и пеший. Ответ: Брод.

■ Линия обрыва. Ответ: Край.

■ Зеленый островок пустыни. Ответ: Оазис.

■ Во что превращается вода при кипении? Ответ: Пар.

■ Водный поток. Ответ: Река.

■ Долгий гул, например, от грома. Ответ: Раскат.

■ Между ночью и днем. Ответ: Утро.

■ Залив, стоянка для судов. Ответ: Бухта.

■ Восход солнца. Ответ: Рассвет.

■ Ледяные кристаллики на почве и траве при весенне-летних заморозках. Ответ: Иней.

■ Сильная вьюга. Ответ: Пурга.

■ Весной и летом эти льдинки, падающие с неба, могут погубить урожай. Ответ: Град.

■ Первый снежок тонким слоем. Ответ: Пороша.

■ Эти осадки не падают с неба, а образуются на земле и траве, как конденсат. Ответ: Роса.

Итог: Песня  Газманова «Красная книга»

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите!

Рефлексия:

Была ли полезной информация, которую мы обсуждали?

Понравилось мероприятие?

Настроение хорошее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войди в природу другом"

Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экол...

"Войди в природу другом" Театрализованное представление.

Цель мероприятия:- приобщать учащихся к просветительской деятельности путем передачи младшим школьникам знаний нравственно-экологического содержания через инсценирование,  рисование природоохранн...

Будь природе другом

Внеклассное мероприятие для 5-го класса...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"

Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности...

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...

Презентация "Будь природе другом!"

Данная презентация это итог работы над проектом "Будь природе другом!"...