Шахматное образование как ресурс образования ФГОС
методическая разработка по физкультуре
Цель курсов – дать полную информацию о шахматном всеобуче, познакомить педагогов с различными подходами к обучению шахматной игре, преподать им эффективную технологию проведения шахматных занятий, акцентировать внимание на последних психолого-педагогические разработках в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_shahmatam_kungurtseva_n.s.docx | 136.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Шахматное образование как ресурс образования ФГОС.
Слайд 2
1.Шахматное образование в округе.
Одним из первых регионом Российской Федерации, где шахматы внедрены в общеобразовательные учреждения как предмет дополнительного образования, является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
В рамках реализации Приказа Министерства образования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации", начиная с 2005 года, в ХМАО проводится масштабная комплексная работа в области шахматного образования.
Слайд 3
Создана Федерация шахмат ХМАО. С момента создания Федерацией проведен целый ряд соревнований различного уровня. Ежегодно, в соответствии с календарным планом Федерации, проводятся различные спортивно-массовые мероприятия.
Вопрос шахматного образования в школах ХМАО является одним из приоритетных направлений развития шахмат на территории автономного округа в целом. В 2009-2010 учебном году на территории ХМАО в 55 образовательных учреждениях округа урок шахмат проводится для более восьми тысяч школьников. Факультативы по шахматам есть в 22 школах, количество учащихся в них – свыше тысячи человек. Внеклассная работа по обучению детей шахматам ведется в 110 школах, количество учащихся – 4 700 чел.
Слайд 4
С 1994 по 1996 годы в сборниках программ для начальной школы впервые в мире появился федеральный шахматный курс ("Шахматы – школе", состоящий из трех учебно-методических комплектов), рекомендованный Министерством образования РФ. В России изданы рекомендованные Министерством образования РФ учебники первого, второго, третьего лет обучения в начальной школе, а также пособия для учителя, рабочие тетради и тетради для самостоятельных работ, задачники, книги для чтения. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра – первый российский регион, который системно проводит 80-часовые курсы повышения квалификации по шахматному образованию.
Слайд 5
Цель курсов – дать полную информацию о шахматном всеобуче, познакомить педагогов с различными подходами к обучению шахматной игре, преподать им эффективную технологию проведения шахматных занятий, акцентировать внимание на последних психолого-педагогические разработках в этой области.
Слайд 6
2.С помощью шахмат развиваются УУД.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор | Умения организовывать свою деятельность | Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире | Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Слайд 7
С помощью шахмат развиваются все выше перечисленные УУД.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п.
Слайд 8
В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Слайд 9
Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Поэтому шахматы как школьный и дошкольный учебный предмет должны иметь структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой такого подхода стали теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действия.
Слайд 10
Внеурочная деятельность.
Праздник «Шахматная королева». Знакомьтесь. Её Величество — шахматная королева!
Это самая сильная фигура! Почему? Мы скоро узнаем. Но прежде запомним, как зовут шахматную королеву. ФЕРЗЕМ. Так в старину на Востоке называли мудрецов. Запомните: Ни в коем случае — не дама (как в картах). А именно ферзь!!! Среди шахмат эта одна из самых высоких фигур. Попробуйте с ребёнком найти двух ферзей: белого и черного. Что у них общего? Найдите также отличия. Не беда, если поначалу малыш будет называть эту фигурку королевой. Произносить слово «Ферзь» на первых порах — непривычное занятие.
А сейчас посмотрим, как он изображается на диаграммах (так называется изображение шахматной позиции в книгах и программах).
Как видите, фигура ферзь похожа на большую корону с несколькими острыми концами.
Постарайтесь запомнить. Это нам пригодится при выполнении дальнейших заданий. А сейчас попробуем вспомнить, как определяется сила фигуры. Она зависит от количества клеточек, которые находятся под контролем.
Сначала посмотрим, как обстоят дела у наших старых знакомых — ладьи и слона. Ладья — фигура сильная, если находится на свободных вертикалях и горизонталях. Смотрите, где бы она ни находилась на пустой доске, всюду контролирует 14 полей!
Несколько иначе обстоят дела у шахматного слона. Наибольшую силу он приобретает в центре доски. Там он контролирует 13 полей. На одну меньше, чем ладья. Однако на краю доски и в углу слон становится почти вдвое слабее. Там в его распоряжении лишь семь клеточек.
ПРИМЕЧАНИЕ: Мы с Вами рассматриваем идеальные ситуации, когда движению фигур не мешают другие. В противном случае их сила, конечно же, уменьшается.
А теперь вернёмся к шахматной королеве — ФЕРЗЮ.
Я не случайно вспомнил про слона и ладью. Дело в том, что ферзь обладает возможностями обоих этих фигурок. Он умеет ходить вверх-вниз, влево-вправо, подобно ладье, и наискосок (по диагонали) — как слон!
Соответственно сила ферзя огромна! Судите сами, на шахматной доске 64 клетки. Если поставить в центр ферзя (и ему никто создаёт преград), то под контролем почти половина доски — 27 полей. При тех же условиях, но на краю либо в углу шахматная королева контролирует тоже довольно внушительное число клеточек — 21. Это почти треть доски!!!
Сейчас попробуем выполнить два упражнения:
Упражнение первое: Нужно расставить на доске фигуры, как показано на диаграмме.
Ходит только белый ферзь. Каждым ходом он должен скушать одну из черных пешек.
Упражнение второе: возьмём тетрадку в клетку. Попробуем нарисовать ферзя. Сначала можем нарисовать основание в виде тарелочки, а затем остроконечную корону. Примерно так:
Вокруг ферзя расположим восемь стрелочек: четыре — как у ладьи, и четыре — как у слона. Причём шахматная королева унаследовала многое у этих фигур. Например, она не может перепрыгивать через другие фигуры.
Слайд 14
Итак, первые проявления результатов введения стандартов:
Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Учебник как ресурс реализации ФГОС общего образования»
Каким должен стать школьный учебник нового поколения? С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс ...
Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"
За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Физическая культура» Уровень образования: среднее общее образование 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа по физической культуреКурс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 2 ч в неделю: в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Статья "Обучение шахматной игре в дополнительном образовании".
В каждом из детей живёт гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растёт, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь...
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.
Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...
Содержание шахматного образования в рамках реализации ФГОС НОО
Содержание шахматного образования...