Статья "Обучение шахматной игре в дополнительном образовании".
статья
В каждом из детей живёт гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растёт, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребёнка. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, игра в шахматы развивает наглядно – образное и логическое мышление, внимание и память, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений. Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни: все навыки, приобретённые в процессе занятий шахматами, помогут ребёнку в будущем, кем бы он ни стал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukanova._rabota.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Куканова Татьяна Валентиновна,
педагог дополнительного образования,
МАУДО «Центр детского творчества»,
г.Пыть – Ях, ХМАО - Югра, Россия
Обучение шахматной игре в дополнительном образовании.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательный процесс, развивающее образование, наглядно – образное мышление, логическое мышление, шахматный турнир.
В каждом из детей живёт гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растёт, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребёнка. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, игра в шахматы развивает наглядно – образное и логическое мышление, внимание и память, способствует развитию воображения и творчества, воспитывает усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решений. Как правило, дети, умеющие играть в шахматы, намного лучше учатся в школе. Шахматы являются маленькой моделью жизни: все навыки, приобретённые в процессе занятий шахматами, помогут ребёнку в будущем, кем бы он ни стал. [1, с. 3].
В нашем городе научиться играть в шахматы, принять участие в шахматных турнирах можно в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества», где двенадцатый год работает кружок «Юный шахматист» для детей и подростков 5- 17 лет.
Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется, в неограниченном образовательными стандартами, пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно - технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно -патриотической, социально - педагогической, естественно - научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально - педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни. [2, с.1]
Всему выше перечисленному и посвящена деятельность шахматного кружка. На его занятиях педагог использует различные формы обучения: рассказ, лекция, эвристическая беседа, мозговой штурм, демонстрация презентаций, работа на компьютерах. Применяет методики обучения шахматной игре таких тренеров, как Костров В.В, Давлетов Д.А., Костенюк Н.К., Позин С.Б. Как один из способов проверки полученных знаний, применения теории на практике, в шахматном образовании популярны турниры. А для ребёнка, шахматный турнир, в котором участвует его семья, это особое событие. Далее предлагается методическая разработка семейного шахматно – шашечного турнира «Папа, мама, я – шахматная семья». Задачами данного мероприятия являются: проверка полученных знаний, приобретение навыков участия в шахматных соревнованиях, приучение к культурному проведению свободного времени, сплочение детского и родительского коллектива, сплочение семьи обучающихся.
Семейный шахматно-шашечный турнир «Папа, мама, я - шахматная семья».
Цель: приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать сплочению семьи, заинтересовать родителей в самообразовании, популяризация шахматного образования.
Оборудование: загадки на шахматную тему, шахматные и шашечные наборы, песня на шахматную тему, мелодия с минусовкой для песни на мотив «Песня первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой, диск с мультфильмом «Югорка и заговор Чёрной Королевы», видеозапись мультфильма «Маша и медведь. Ход конём», шахматные ребусы, компьютер с программой для проведения жеребьёвки, шахматные часы, интерактивная доска, призы для победителей и участников турнира, грамоты для награждения победителей, сок, чай, сладости для чаепития, анкеты для детей и родителей, 2 листа ватмана, изображение смайликов с радостным и грустным настроением (по количеству участников), творческие работы детей на шахматную тематику (рисунки, поделки из разного материала, образцы графического диктанта) для выставки, фотографии из жизни кружка для украшения турнирного зала, грамоты обучающихся для выставки.
Ход турнира:
1.Регистрация участников турнира (родители и дети, которые пришли для участия в турнире, записываются у судьи соревнований. Их Ф.И.О. вносятся в компьютерную программу для жеребьёвки шахматных и шашечных турниров. Дети играют в шахматы между собой, папы играют также в шахматы между собой, мамы играют между собой в шашки). В учебном кабинете заранее расставлены столы с шахматными, шашечными наборами и шахматными часами, оформлена выставка творческих работ детей на шахматную тему, выставка достижений обучающихся (грамоты и кубки за участие в соревнованиях разного уровня), фотовыставка из жизни кружка. Даётся время всем присутствующим рассмотреть выставки. Затем судья соревнований (педагог) проводит краткую беседу о правилах поведения во время соревнований и напоминает правила игры в шахматы и шашки, напоминает правила пользования шахматными часами, которые установлены на 15 мин., отвечает на возникшие вопросы.
- Приветствие (дети исполняют коллективно под минусовую фонограмму песню о шахматах «Ох как трудно нашим папам» (на мотив «Песенки первоклассника» в исполнении Аллы Пугачёвой).
Все родители грустят,
Головой поникли,
Потому что в нашу школу
Шахматы проникли.
Ох, воспитывать ребят
Нелегко в дни эти.
Папе ставят «детский мат»
Собственные дети.
Припев: «То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ой-ой!»
Пятый раз спасенья нет,
Папа сдался снова,
Дед за восемьдесят лет
Не видал такого.
Надо папу выручать,
Подсказать придётся,
А не то наш дед опять
За ремень возьмётся.
Сон пропал, покоя нет
Папе дни и ночи,
Говорит: «Авторитет
Пошатнулся очень».
Заявление не раз
С мамой мы писали, чтобы в классе у нас
Папе место дали. [1, 140]
3.Объявление жеребьёвки 1 тура. Судья объявляет по компьютерной жеребьёвке о том, кто с кем играет, рассаживает игроков.
4.Проведение 1 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 1 тура (когда закончат игру все), демонстрируется мультфильм «Югорка и заговор Чёрной Королевы». Пока семьи просматривают мультфильм, готовится компьютерная жеребьёвка 2 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.
5.Проведение 2 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 2 тура (когда закончат игру все), заранее подготовленные дети загадывают загадки на шахматную тему, участники их отгадывают.
- Рожь на нём не колосится,
Не растёт на нём пшеница,
Слон и конь резвятся вволю,
Это - … (шахматное поле).
- Не живёт в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок и силён.
Догадались? Это - … (слон).
- Даже маленькую мышь
Ты сюда не поместишь.
Здесь она как бегемот,
Ей размер не подойдёт.
Вы запомните, ребята,
Чёрно – белые квадраты,
Называют их нередко
Просто … (шахматные клетки).
- Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это - … (конь).
- В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом – вперёд, вперёд
За шажком шажок
Ну а как же она бьёт?
Бьёт наискосок (пешка).
- Видимо, она упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок
Так от края и до края
Может двигаться она (ладья). [1, 136]
Пока семьи отгадывают загадки, готовится компьютерная жеребьёвка 3 тура.
6.Проведение 3 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 3 тура (когда закончат игру все), демонстрируется мультфильм «Маша и медведь. Ход конём». Пока семьи просматривают мультфильм, готовится компьютерная жеребьёвка 4 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.
7. Проведение 4 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 4 тура (когда закончат игру все), коллективно отгадываются шахматные ребусы. Пока семьи их отгадывают, готовится компьютерная жеребьёвка 5 тура. Отдельно записываются результаты детей, пап и мам.
8.Проведение 5 тура. Дети и взрослые по команде начинают игру. По окончании партии сообщают результаты судье, который заносит их в компьютерную программу. По окончании 5 тура (когда закончат игру все), коллективно накрываются столы для совместного чаепития. Пока семьи заняты подготовкой к чаепитию, судья подводит итоги турнира, подписывает грамоты, готовит призы.
9.Подведение результатов. Подсчитываются выигрышные баллы пап, мам, детей. Баллы каждого участника семьи складываются. Побеждает семья, набравшая больше выигрышных баллов. Проводится награждение победителей. За 1,2,3 места вручаются семьям грамоты и призы. Участникам вручаются памятные сувениры. Итогом турнира будет чаепитие, на которое дети принесли сладости, приготовленные совместно с мамой.
Перед уходом домой родителям и детям предлагается заполнить небольшие анкеты по анализу данного мероприятия.
Анкета.
- Что понравилось Вам сегодня в мероприятии?
- Что не понравилось Вам сегодня в мероприятии?
- Ваши пожелания и предложения для педагога.
Перед выходом из зала, где проходило мероприятие, висят 2 листа ватмана, на один из которых предлагается детям прикрепить смайлик, а на второй родителям прикрепить смайлик, который соответствует их настроению (по результатам анкетирования и подсчёту смайликов педагог проведёт анализ и диагностику мероприятия).
Как показывает опыт, все участники турнира остаются довольны. Наряду с проверкой своих знаний, обучающиеся получают навыки участия в шахматных соревнованиях, происходит сплочение семьи, коллектива (и детского, и родительского), заряд положительными эмоциями от удачно проведенного совместного дела.
Используемая литература:
- Костенюк А.К., Костенюк Н.П., Как научить шахматам/ А.К. Костенюк - серия «Школьный шахматный учебник» - Ульяновск; ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати» – 2008 г. – 144 с.
- Кудинов С.Н., Борисов А.Н., Рябинин А.И., Костенко В.А., Безуглов С.В. Роль и место дополнительного образования в современной модели образования / С.Н. Кудинов – Кременчуг, 2017 г. - Текст: электронный. – URL: https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/sektsiya-1-obshc (дата обращения: 25.01.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука шахматной игры" дополнительная образовательная программа
«Азбука шахматной игры» дополнительная образовательная программа для детей 5-7 лет направлена на изучение основ и приёмов игр...
Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года
Обучение шахматам содействует не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...
Шахматно-шашечный турнир в начальной школе в группе дополнительного образования по программе «Шахматы».
Такой турнир интересен переключением участников с одной игры на другую, что придаёт ему увлекательности и увеличивает накал борьбы....
СТАТЬЯ "Экономические игры в дополнительном образовании"
Обучение в игре....
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
«Мир шахмат» - история шахматной игры, шахматная викторина, инновации и этюды.
Цель: формирование знаний о шахматной игре, правилах игры, различных видах шахматной игры, шахматных инноваций. Задачи: зна...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...