Презентация по теме «Учебник как ресурс реализации ФГОС общего образования»
презентация к уроку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktmatematikashtenskaya01.10.2015.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к современному учебнику как основному средству обучения Каким должен стать школьный учебник нового поколения? С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности .
Требования к современному учебнику как основному средству обучения Задача современной образовательной системы – не «наполнить» ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника - как к навигатору получения знаний.
Содержание современного учебника определяется следующими принципами : гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира; научности - т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу; принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями ;
Содержание современного учебника определяется следующими принципами: культуросообразности - отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России; принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка ; принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор.
Структура и содержание вариативных УМК Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов , способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей Учебно-методический комплект (УМК) - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет.
Основные качества УМК Комплексность учебно-методических материалов , направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета. Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика).
Особенности современных УМК: наличие концептуального каркаса (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов); наличие набора ключевых базовых текстов , из которых и состоит концепт предмета; описание технологий, методов, методик , с помощью которых строится освоение материала; наличие зрительных и эмпирических опор (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.
Основные компоненты УМК Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения. Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала. Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия; Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
Основные компоненты УМК Учебные пособия в школе: а) специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний. К учебным пособим, в широком смысле слова, относятся различные учебники, словари, справочники, таблицы учебные, приборы, модели, макеты учебные и др. б) учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Задачник - практикум, содержащий учебные задачи. Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. Хрестоматия - учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, со-ставляющие объект изучения учебной дисциплины.
Свойства методической системы Комплектность - предусматривает прежде всего единство установки формирования таких универсальных учебных действий, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием); умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом); Инструментальность - это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний.
Свойства методической системы Интерактивность - новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки .
Федеральный перечень учебников. При реализации образовательных программ общего образования используются учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников.
« Математика 5» Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. 1. УМК дополнен и обновлен в соответствии с требованиями ФГОС. 2. В состав УМК входит : Рабочая программа Учебник Рабочая тетрадь Дидактические материалы Тематические тесты Контрольные работы Устные упражнения Методические рекомендации (размещены на сайте www . prosv . ru )
Особенности линии: целенаправленное развитие познавательной сферы учащихся, активное формирование универсальных учебных действий создание условий для понимания и осознанного овладения содержанием курса эффективное обучение математическому языку и знаково-символическим действиям использование технологии уровневой дифференциации, которая позволяет работать в классах разного уровня, индивидуализировать учебный процесс в рамках одного коллектива
Рабочая программа Т. А. Бурмистрова Предлагаемые программы составлены в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Они позволяют получить представления о целях и содержании обучения при обучении по учебникам, выпускаемым издательством «Просвещение».
Учебник Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Учебник — центральное пособие комплекта, определяющее идеологию курса. Объяснительные тексты в учебнике изложены интересно, понятно, хорошим литературным языком. Авторы часто обращаются к ученику, позволяя ему самому принимать решение о выборе способа действия; прибегают к образным сравнениям, которые могут служить своего рода мнемоникой. Наряду с современными сюжетами включаются факты из истории математики, приводятся имена великих математиков, разъясняется происхождение терминов и символов. Каждая глава завершается фрагментом сквозной рубрики «Для тех, кому интересно», назначение которой — дополнение основного содержания интересным и доступным материалом, позволяющим расширить и углубить знания школьников. Задачный материал учебника отличает большое разнообразие формулировок, интересные фабулы. Имеется много задач, позволяющих приобщить школьников к исследовательской творческой деятельности. К ряду упражнений даны образцы рассуждений и указания.
Контрольные работы Кузнецова Л. В., Минаева С. С., Рослова Л. О. и др. Книга содержит 4 варианта контрольных работ по курсу математики 5 класса. Каждая работа содержит задания трёх уровней, обозначенные специальными значками, помогающими понять предъявляемые требования к усвоению материала. На обороте страницы с текстом каждого варианта приведена сопроводительная страничка для самоконтроля, помогающая учащимся осознанно и целенаправленно подходить к процессу обучения.
Рабочая тетрадь 3. Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Рослова Л. О. и др. Рабочие тетради предназначены для формирования первичных навыков. Особенно эффективно применение пособия при изучении геометрического материала .
Поурочные разработки Бокарева С.А., Смирнова Т.В. Пособие предназначено для учителей, ведущих преподавание по учебному комплекту «Математика, 5» под редакцией Г. В. Дорофеева и И. Ф. Шарыгина М.: «Просвещение».
Дидактические материалы Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Дидактические материалы предназначены для самостоятельной работы учащихся на этапах отработки важнейших умений с целью дифференциации учебного процесса.
Тематические тесты Людмила Кузнецова, Светлана Минаева, Лариса Рослова, Светлана Суворова Тематические тесты предназначены для организации текущего оперативного контроля при изучении курса, позволяющего учителю диагностировать работу учеников и при необходимости провести работу корректирующего характера .
Устные упражнения С.С. Минаева Устные упражнения содержат задания по каждой теме курса, а также задания на повторение изученного и подготовки к изучению следующей темы.
Методические рекомендации Суворова С.Б., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Рослова Л.О. Методические рекомендации облегчат учителю ежедневную подготовку к урокам . Пособие содержит методические комментарии к каждой главе учебника, рекомендации к решению упражнений, примерное распределение материала всех книг комплекта по изучаемым темам.
Интернет - ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru Федеральный государственный образовательный стандарт cреднего (полного) общего образования http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm Модуль 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ http://knigi.tr200.biz/index.php http://bookza.ru/search.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС общего образования на уроках математики.
В статье рассмотрены составляющие общего приема решения задач....
Проектирование урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
Презентация...
Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"
В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие системно-деятельностному подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...
Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования» (из опыта работы).
В данном докладе представлен опыт преподавания биологии и химии в 10 и 11 классах на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования.Обосновывается необходимость ...
Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают в...
Презентация на тему "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования"
Реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) Переход 10классников на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для нас не яв...
Тема самообразования "Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы"
Тема самообразования "Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы"...