АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Курса внеурочной деятельности «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 5 КЛАССА
методическая разработка (5 класс) на тему
Мои разработки спецкурсов по математике.
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Курса внеурочной деятельности
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
- Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
- Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
- Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
- Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
- Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень: решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Полный материал можно посмотреть в прикрепленном к статье документе "Демидович ГМ - Курс внеурочной деятельности ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ 5 КЛАССА".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Едогонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель МО учителей предметов естественно-математического цикла ______ /Г.В. Авдеенко_/ Протокол заседания МО № 1 от «____» августа 2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ / М.С. Лисицына/ Протокол заседания МС № 1 от «____» августа 2015г. | Утверждаю Директор МОУ «Едогонская СОШ» _______ /Н.С.Зыбайлова/ Приказ №____ от «____» августа 2015г. |
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Курса внеурочной деятельности
«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Образовательная область: математика
Учитель: Демидович Галина Михайловна,
учитель математики
первой квалификационной категории
с. Едогон
2015\2016 учебный год
Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
- Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
- Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
- Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
- Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
- Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень: решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Особенности курса
- В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
- Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
- Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".
Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
- Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз, самые яркие и интересные моменты работы по данной программе.
Ожидаемый результат:
- Преодоление психологической "боязни задачи";
- Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики;
- Сформированные у учащихся умения и навыки решения текстовых задач, умения различать типы задач, умения составлять однотипные задачи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Теория | Практические занятия | Дата |
| 1 | |||
Основы математического моделирования | 1 | - | ||
| 2 | 13 | ||
Решение комбинаторных задач. | - | 2 | ||
Скорость, время, расстояние | 0,5 | 0,5 | ||
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях | 0,5 | 2,5 | ||
Решение задач на встречное движение | 0,5 | 2,5 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных комбинаторных задач. | - | 1 | ||
Решение задач на движение по течению и против течения. | 0,5 | 2,5 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения. | - | 1 | ||
Итоговое занятие /консультация/ | - | 1 | ||
| 4 | 11 | ||
Задачи на нахождение дроби от числа. | 1 | 2 | ||
Задачи на нахождение числа по заданной дроби. | 1 | 2 | ||
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач. | - | 1 | ||
Задачи на проценты. | 1 | 2 | ||
Задачи на пропорцию. | 0,5 | 1,5 | ||
Задачи на расчет питательных кормов | 0,5 | 1,5 | ||
Итоговое занятие/консультация/ | 1 | |||
| 0,5 | 4,5 | ||
Еще раз о задачах на движение | - | 0,5 | ||
Задачи на совместную работу. | 0,5 | 2 | ||
Задачи на переливание. | - | 1 | ||
Итоговое занятие: отчетная конференция | 1 | |||
ИТОГО: | 7,5 | 28,5 | ||
36 |
Содержание программы.
- Основы математического моделирования (1 ч).
- Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч)
Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.
- Решение задач с дробями и процентами (15 ч)
Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты. Пропорция. Задачи на пропорцию. Задачи на расчет питательных кормов.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Итоговое занятие – консультация.
- Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)
Содержание: Еще раз о задачах на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на переливание.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз те самые яркие и интересные моменты работы по данной программе. Можно организовать выставку творческих работ, продемонстрировать мультимедийные презентации, которые были выполнены учащимся в течение всего учебного года и т.д.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, индивидуальное домашнее задание.
Форма проведения итогового занятия по курсу: итоговая конференция.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Дидактический материал: учебная, методическая литература, словари, мультимедийные презентации, подборка задач на электронных носителях, интерактивная математика 5-9 класс. [Электронный ресурс].- Электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл.
Список литературы
- Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- 96 c.: ил. (в обл.).
- Костыркина Н.П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 1986.
- Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.
- Смыкалова Е.В. Математика - 6. Сборник задач. Спб СМИО-Пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
- Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Удивительные фантазии тестопластики» для обучающихся 6 классов.
Пояснительная записка Курс предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (может проводиться также в 5, 7 и 8 классах, при условии учета возрастных ос...
Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»
Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «От простого к сложному. ЕГЭ на 100 баллов»
Внеурочный курс по русскому языку «От простого к сложному. ЕГЭ на 100 баллов» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 35 часов.Данный курс учитывает специфику КИМов и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Использование языка программирования Python для решения задач» 11 класс
Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения...