Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Использование языка программирования Python для решения задач» 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Трошечкина Елена Александровна

Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения знаний по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой. Данный курс является практикоориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с основами программирования на языке Python и применить знания на практике при работе над проектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №48»  

Согласовано                                                 Утверждаю                        

Руководитель ШМО_____________                        Директор школы____________                                                                                                                                                                                                (Журина И.Н.)

Протокол №1 от 30.08.2023                                        Приказ №285/2 от 30.08.2023                                                                                        

                                                                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Использование языка программирования Python для решения задач»

11 класс

        

Учитель информатики

Трошечкина Елена Александровна

        

2023/2024 учебный год

г. Ярославль

Пояснительная записка

Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения знаний по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой. Данный курс является практикоориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с основами программирования на языке Python и применить знания на практике при работе над проектами.

Обучение программированию является важным этапом в общеобразовательном развитии обучающегося, поскольку позволяет в наиболее общей и в то же время наглядной форме выработать навык применения формальных операций к широкому кругу объектов.

Цели: Основной целью курса является знакомство с различными стилями программирования, развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся.

Задачи курса:

  • Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
  • формирование у обучающихся представления о принципах построения языков программирования;
  • углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах данных;
  • развитие алгоритмического и логического мышления;
  • формирование навыков грамотной разработки программ;
  • углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

Курс включает: знакомство с концепцией        языка Python, изучение синтаксиса языка, различных стилей программирования, методов разработки, кодирования и отладки программ, углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах данных. Выбор Python обусловлен тем, что это язык,        обладающий рядом преимуществ перед другими языками: ясность кода, быстрота реализации. Python — развивающийся язык, используемый в реальных проектах. Это означает, что его изучение не пройдёт напрасно. Средства для работы с Python относятся к категории свободно распространяемого программного обеспечения. Python имеет обширную область применения. Так, на Python создаются расширения к графическому редактору GIMP, на Python можно программировать в офисном пакете OpenOffice.org, на Python пишутся сценарии для пакета BD-моделирования Blender, Python активно используется при создании компьютерных игр и web-приложений. Python — интерпретируемый язык, что очень удобно при обучении программированию.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических работ, зачетных практических работ по основным темам данного элективного курса, а также по результатам выполнения мини-проектов.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Защита итогового проекта предполагает публичное выступление учащегося с демонстрацией результатов работы программы и презентации, содержащей аргументы в пользу практической ценности работы, анализ полученных результатов, оценку достигнутого прогресса в знаниях. Также обязательной

частью отчёта является ответы на вопросы одноклассников.

В завершении данного элективного курса учащиеся могут представить результаты работы над проектами на классном или школьном конкурсе творческих работ.

Преобладающий тип занятий - практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера. Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие алгоритмического, операционного мышления учащихся.

Уроки строятся в соответствии с требованием санитарных норм, теоретические и практические части занятий чередуются, во время работы за компьютером используются упражнения для глаз.

Требования к планируемым результатам

Личностные результаты:

  • сформированность        мировоззрения,        соответствующего современномууровню развития науки и техники;
  • осознанный        выбор        будущей        профессии        и        возможностей реализациисобственных жизненных планов

Метапредметные результаты:

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Предметные результаты После изучения курса учащиеся должны:

  • владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • владеть стандартными приёмами написания программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ на языке Python;
  • знать место языка Python среди языков программирования высокого уровня,
  • знать особенности структуры программы, представленной на языке Python,
  • иметь представление о модулях, входящих в состав среды Python?
  • знать возможности и ограничения использования готовых модулей,
  • иметь представление о величине, ее характеристиках,
  • знать что такое операция, операнд и их характеристики,
  • знать        принципиальные        отличия        величин        структурированных        и неструктурированных,
  • иметь представление о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список, словарь,
  • иметь представление о составе арифметического выражения;
  • знать математические функции, входящие в Python,

иметь представление о логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях,

  • уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить,
  • знать основные операторы языка Python, их синтаксис,
  • иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов,
  • уметь разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации,
  • уметь        разрабатывать        программы        (линейные,        разветвляющиеся и        с циклами),
  • иметь представление о значении полноценных процедур и функций для структурно-ориентированного языка высокого уровня,
  • знать правила описания функций в Python и построение вызова,
  • знать принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными,
  • знать область действия описаний в функциях,
  • иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python,
  • владеть основными приемами формирования процедуры и функции,
  • знать свойства данных типа «массив», «матрица»
  • уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и двумерных массивов, поиска в упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах
  • уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате.

Содержание курса

Модуль 1.Синтаксис языка программирования Python (3 часа)

Понятие о языке Python. Где применяется. Технология разработки программного обеспечения. Стиль программирования. Структура простейшей программы. Переменные и константы. Решение задач.

Модуль 2. Основные управляющие конструкции линейного алгоритма (4 ч.)Ввод-вывод. Концепция присваивания. Арифметические и логические выражения. Программы с линейной структурой. Решение задач.

Модуль 3. Основные управляющие конструкции ветвления(8ч.)

Логический

тип. Условная инструкция. Решение задач на циклы и условия. Модуль 4. Основные управляющие конструкции циклического алгоритма(10 ч.)

Цикл for. Цикл while. Вложенные циклы.Решение задач.

Модуль 5. Обработка текстов (3 ч.)

Строки. Срезы в строках. Методы строк. Решение задач.

Модуль 6. Структура данных - список (3 ч.) Списки. Решение задач со списками. Срезы в списках. Генераторы списков. Решение задач со списками и срезами.

Модуль 7. Обработка массивов (3ч)

Операции со списками. Сортировка массива. Двоичный поиск. Двумерныемассивы. Словари (ассоциативные массивы) Разработка мини-игры

Модуль 8. Обработка чисел (10ч.)

Анализ цифр числа. Сумма и произведение последовательности чисел, поиск максимального и минимального в потоке, проверка простоты.

Модуль 9. Модуль tkinter (14 ч.)

Событийная модель построения приложения. Виджеты. Модуль tkinter.

Мини-игра

Модуль 10. Объектно-ориентированное программирование (4 ч.) Объектно-ориентированное-программирование. Классы в Рython. ОсобенностиООП в Python. Разработка мини-игр.

Модуль 11. Разработка web-приложений (2ч.)Основы разработки web-приложений в Python.

Модуль 12. Проект (4 ч.)

Выполнение и защита проекта.

Поурочное планирование 10 класс

Модуль

Тема

Кол- во

часов

Синтаксис языка программирования Python

Общие сведения о языке Python

1

Режимы работы

1

Переменные

1

Основные управляющие конструкции линейного

алгоритма

Выражения

2

Задачи на элементарные действия с числами

2

Основные управляющие конструкции ветвления

Условный оператор

3

Множественное ветвление

1

Решение задач на условный оператор

2

Составление программ с ветвлением

2

Основные управляющие конструкции циклического алгоритма

Оператор цикла с условием

2

Оператор цикла for

1

Вложенные циклы

2

Случайные числа

2

Примеры решения задач с циклом

1

Творческая работа "Циклы"

1

Обработка текстов

Строки

1

Срезы строк

1

Решение задач со строками

1

Обработка массивов

Списки

1

Срезы списков

2

Списки: примеры решения задач

1

Матрицы

2

Зачет за курс 10 класса

1

Поурочное планирование 11 класс

Раздел

Тема

Кол- во

часов

Обработка числовой последовательности

Анализ цифр числа.

2

Сумма и произведение последовательности

чисел

2

Поиск максимального числа и минимального числа в

потоке

3

Подсчет количества делителей, нахождение делителей числа

3

Проверка простоты

2

Модуль itertools.

Что такое itertools?

Основные функции и их назначение

1

Размещения

Функция product

1

Перестановки

Функция permutations

1

Комбинации

Функция combinations

1

Модуль turtle

Что такое turtle?

Основные функции и их назначение

1

Решение задач ЕГЭ с помощью модуля turtle

1

Обработка символьной информации

Строковый тип данных: индексация и срезы. Методы строк.

2

Обработка символьных строк.

4

Строки в функциях.

2

Массивы целых чисел

Подсчёт элементов массива, удовлетворяющих условию. Поиск значения в массиве.

2

Поиск значения в массиве. Поиск максимального элемента в массиве

2

Сортировка массива

2

Использование массивов в прикладных задачах

2

Основная литература для учащихся

  • К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2015. (варианты глав по программированию для        изучающих

pythonhttp://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm)

Дополнительная литература

  • Марк Лутц. Изучаем Python. 4-е издание учебник. -М.:Символ-Плюс, 2011
  • Марк Саммерфилд. Программирование на Python 3. - М.: ДМК Пресс,2014
  • «Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы» / Д. М.Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Сборник задач по программированию» / Д. М. Златопольский - СПб.:БХВ-Петербург, 2011.
  • «Задачи по программированию» / под ред. С. М. Окулова - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014.

Электронные образовательные ресурсы

  • Сайт разработчика https: //www.python .от/(дата обращения 06.09.21)
  • Сайт дистанционной подготовки по информатике Московского института        открытого        образования        и

МЦНМОhttp://informatics.mccme.ru/ (дата обращения 06.09.21)

  • Самоучитель        для        начинающих python3https:

//pythonworld.ru/samouchitel –pvthon (дата обращения 06.09.21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование языка программирования Python для решения задачи 2 ЕГЭ по информатике

В статье приводится пример решения задачи 2 ЕГЭ по информатике, которое успешно решается с помощью короткой программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 6 ЕГЭ по информатике (Анализ простейших программ)

В статье приводится пример решения задачи 6 ЕГЭ по информатике (Анализ простейших программ), которое успешно решается с помощью типичной программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 17 ЕГЭ по информатике (Программы для обработки целочисленной информации)

В статье приводится пример решения задачи 17 ЕГЭ по информатике (Программы для обработки челочисленной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 23 ЕГЭ по информатике (Подсчет количества программ )

В статье приводится пример решения задачи 23 ЕГЭ по информатике (Подсчет количества программ), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 24 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка символьной информации)

В статье приводится пример решения задачи 24 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка символьной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 25 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации)

В статье приводится пример решения задачи 25 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....

Использование языка программирования Python для решения задачи 26 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации с использованием сортировки)

В статье приводится пример решения задачи 26 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации с использованием сортировки), которое успешно решается с помощью программы на язык...