Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Использование языка программирования Python для решения задач» 11 класс
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)
Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения знаний по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой. Данный курс является практикоориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с основами программирования на языке Python и применить знания на практике при работе над проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochki_programmirovanie-na-python-11_2023-24.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №48»
Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО_____________ Директор школы____________ (Журина И.Н.)
Протокол №1 от 30.08.2023 Приказ №285/2 от 30.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Использование языка программирования Python для решения задач»
11 класс
Учитель информатики
Трошечкина Елена Александровна
2023/2024 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Предлагаемый курс адресован учащимся 11 класса. Главная его идея - это реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического и системного повторения, углубления и расширения знаний по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу, поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой. Данный курс является практикоориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с основами программирования на языке Python и применить знания на практике при работе над проектами.
Обучение программированию является важным этапом в общеобразовательном развитии обучающегося, поскольку позволяет в наиболее общей и в то же время наглядной форме выработать навык применения формальных операций к широкому кругу объектов.
Цели: Основной целью курса является знакомство с различными стилями программирования, развитие алгоритмического и логического мышления обучающихся.
Задачи курса:
- Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- формирование у обучающихся представления о принципах построения языков программирования;
- углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах данных;
- развитие алгоритмического и логического мышления;
- формирование навыков грамотной разработки программ;
- углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Курс включает: знакомство с концепцией языка Python, изучение синтаксиса языка, различных стилей программирования, методов разработки, кодирования и отладки программ, углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах данных. Выбор Python обусловлен тем, что это язык, обладающий рядом преимуществ перед другими языками: ясность кода, быстрота реализации. Python — развивающийся язык, используемый в реальных проектах. Это означает, что его изучение не пройдёт напрасно. Средства для работы с Python относятся к категории свободно распространяемого программного обеспечения. Python имеет обширную область применения. Так, на Python создаются расширения к графическому редактору GIMP, на Python можно программировать в офисном пакете OpenOffice.org, на Python пишутся сценарии для пакета BD-моделирования Blender, Python активно используется при создании компьютерных игр и web-приложений. Python — интерпретируемый язык, что очень удобно при обучении программированию.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических работ, зачетных практических работ по основным темам данного элективного курса, а также по результатам выполнения мини-проектов.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Защита итогового проекта предполагает публичное выступление учащегося с демонстрацией результатов работы программы и презентации, содержащей аргументы в пользу практической ценности работы, анализ полученных результатов, оценку достигнутого прогресса в знаниях. Также обязательной
частью отчёта является ответы на вопросы одноклассников.
В завершении данного элективного курса учащиеся могут представить результаты работы над проектами на классном или школьном конкурсе творческих работ.
Преобладающий тип занятий - практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера. Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие алгоритмического, операционного мышления учащихся.
Уроки строятся в соответствии с требованием санитарных норм, теоретические и практические части занятий чередуются, во время работы за компьютером используются упражнения для глаз.
Требования к планируемым результатам
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и техники;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализациисобственных жизненных планов
Метапредметные результаты:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Предметные результаты После изучения курса учащиеся должны:
- владеть навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- владеть стандартными приёмами написания программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ на языке Python;
- знать место языка Python среди языков программирования высокого уровня,
- знать особенности структуры программы, представленной на языке Python,
- иметь представление о модулях, входящих в состав среды Python?
- знать возможности и ограничения использования готовых модулей,
- иметь представление о величине, ее характеристиках,
- знать что такое операция, операнд и их характеристики,
- знать принципиальные отличия величин структурированных и неструктурированных,
- иметь представление о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список, словарь,
- иметь представление о составе арифметического выражения;
- знать математические функции, входящие в Python,
иметь представление о логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях,
- уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить,
- знать основные операторы языка Python, их синтаксис,
- иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов,
- уметь разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации,
- уметь разрабатывать программы (линейные, разветвляющиеся и с циклами),
- иметь представление о значении полноценных процедур и функций для структурно-ориентированного языка высокого уровня,
- знать правила описания функций в Python и построение вызова,
- знать принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными,
- знать область действия описаний в функциях,
- иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python,
- владеть основными приемами формирования процедуры и функции,
- знать свойства данных типа «массив», «матрица»
- уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и двумерных массивов, поиска в упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах
- уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате.
•
Содержание курса
Модуль 1.Синтаксис языка программирования Python (3 часа)
Понятие о языке Python. Где применяется. Технология разработки программного обеспечения. Стиль программирования. Структура простейшей программы. Переменные и константы. Решение задач.
Модуль 2. Основные управляющие конструкции линейного алгоритма (4 ч.)Ввод-вывод. Концепция присваивания. Арифметические и логические выражения. Программы с линейной структурой. Решение задач.
Модуль 3. Основные управляющие конструкции ветвления(8ч.)
Логический
тип. Условная инструкция. Решение задач на циклы и условия. Модуль 4. Основные управляющие конструкции циклического алгоритма(10 ч.)
Цикл for. Цикл while. Вложенные циклы.Решение задач.
Модуль 5. Обработка текстов (3 ч.)
Строки. Срезы в строках. Методы строк. Решение задач.
Модуль 6. Структура данных - список (3 ч.) Списки. Решение задач со списками. Срезы в списках. Генераторы списков. Решение задач со списками и срезами.
Модуль 7. Обработка массивов (3ч)
Операции со списками. Сортировка массива. Двоичный поиск. Двумерныемассивы. Словари (ассоциативные массивы) Разработка мини-игры
Модуль 8. Обработка чисел (10ч.)
Анализ цифр числа. Сумма и произведение последовательности чисел, поиск максимального и минимального в потоке, проверка простоты.
Модуль 9. Модуль tkinter (14 ч.)
Событийная модель построения приложения. Виджеты. Модуль tkinter.
Мини-игра
Модуль 10. Объектно-ориентированное программирование (4 ч.) Объектно-ориентированное-программирование. Классы в Рython. ОсобенностиООП в Python. Разработка мини-игр.
Модуль 11. Разработка web-приложений (2ч.)Основы разработки web-приложений в Python.
Модуль 12. Проект (4 ч.)
Выполнение и защита проекта.
Поурочное планирование 10 класс
Модуль | Тема | Кол- во часов |
Синтаксис языка программирования Python | Общие сведения о языке Python | 1 |
Режимы работы | 1 | |
Переменные | 1 | |
Основные управляющие конструкции линейного алгоритма | Выражения | 2 |
Задачи на элементарные действия с числами | 2 | |
Основные управляющие конструкции ветвления | Условный оператор | 3 |
Множественное ветвление | 1 | |
Решение задач на условный оператор | 2 | |
Составление программ с ветвлением | 2 | |
Основные управляющие конструкции циклического алгоритма | Оператор цикла с условием | 2 |
Оператор цикла for | 1 | |
Вложенные циклы | 2 | |
Случайные числа | 2 | |
Примеры решения задач с циклом | 1 | |
Творческая работа "Циклы" | 1 | |
Обработка текстов | Строки | 1 |
Срезы строк | 1 | |
Решение задач со строками | 1 | |
Обработка массивов | Списки | 1 |
Срезы списков | 2 | |
Списки: примеры решения задач | 1 | |
Матрицы | 2 | |
Зачет за курс 10 класса | 1 |
Поурочное планирование 11 класс
Раздел | Тема | Кол- во часов |
Обработка числовой последовательности | Анализ цифр числа. | 2 |
Сумма и произведение последовательности чисел | 2 | |
Поиск максимального числа и минимального числа в потоке | 3 | |
Подсчет количества делителей, нахождение делителей числа | 3 | |
Проверка простоты | 2 | |
Модуль itertools. | Что такое itertools? Основные функции и их назначение | 1 |
Размещения Функция product | 1 | |
Перестановки Функция permutations | 1 | |
Комбинации Функция combinations | 1 | |
Модуль turtle | Что такое turtle? Основные функции и их назначение | 1 |
Решение задач ЕГЭ с помощью модуля turtle | 1 | |
Обработка символьной информации | Строковый тип данных: индексация и срезы. Методы строк. | 2 |
Обработка символьных строк. | 4 | |
Строки в функциях. | 2 | |
Массивы целых чисел | Подсчёт элементов массива, удовлетворяющих условию. Поиск значения в массиве. | 2 |
Поиск значения в массиве. Поиск максимального элемента в массиве | 2 | |
Сортировка массива | 2 | |
Использование массивов в прикладных задачах | 2 |
Основная литература для учащихся
- К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином, 2015. (варианты глав по программированию для изучающих
pythonhttp://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm)
- задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
- Авторская программа Д. П. Кириенко. Программирование на python(школа 179 г.Москвы) http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=15
Дополнительная литература
- Марк Лутц. Изучаем Python. 4-е издание учебник. -М.:Символ-Плюс, 2011
- Марк Саммерфилд. Программирование на Python 3. - М.: ДМК Пресс,2014
- «Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы» / Д. М.Златопольский - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Сборник задач по программированию» / Д. М. Златопольский - СПб.:БХВ-Петербург, 2011.
- «Задачи по программированию» / под ред. С. М. Окулова - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2014.
Электронные образовательные ресурсы
- Сайт разработчика https: //www.python .от/(дата обращения 06.09.21)
- Сайт дистанционной подготовки по информатике Московского института открытого образования и
МЦНМОhttp://informatics.mccme.ru/ (дата обращения 06.09.21)
- Самоучитель для начинающих python3https:
//pythonworld.ru/samouchitel –pvthon (дата обращения 06.09.21)
- Интерактивный учебник http: //pvthontutor■щ/(дата обращения 06.09.21)
- Сайт олимпиад по информатике в Санкт-Петербурге http://neerc.ifmo.ru/school/io/index.html (дата обращения 06.09.21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование языка программирования Python для решения задачи 2 ЕГЭ по информатике
В статье приводится пример решения задачи 2 ЕГЭ по информатике, которое успешно решается с помощью короткой программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 5 ЕГЭ по информатике (Работа с цифрами числа)
В статье приводится пример решения задачи 5 ЕГЭ по информатике, которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 6 ЕГЭ по информатике (Анализ простейших программ)
В статье приводится пример решения задачи 6 ЕГЭ по информатике (Анализ простейших программ), которое успешно решается с помощью типичной программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 17 ЕГЭ по информатике (Программы для обработки целочисленной информации)
В статье приводится пример решения задачи 17 ЕГЭ по информатике (Программы для обработки челочисленной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 23 ЕГЭ по информатике (Подсчет количества программ )
В статье приводится пример решения задачи 23 ЕГЭ по информатике (Подсчет количества программ), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 24 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка символьной информации)
В статье приводится пример решения задачи 24 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка символьной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....
Использование языка программирования Python для решения задачи 25 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации)
В статье приводится пример решения задачи 25 ЕГЭ по информатике (Программирование, обработка целочисленной информации), которое успешно решается с помощью программы на языке программирования Python....