Детство, опаленное войной
классный час (6 класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её  юных героях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_deti_voennyh_let_-_kopiya.docx50.8 КБ

Предварительный просмотр:

              Детство, опаленное войной

Цель:

1. Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её  юных героях.

2. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории нашей страны.

3. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества.

4. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма  и мужества   детей военных лет: в тылу врага, в партизанских отрядах, в советском  тылу.

5. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Ход внеклассного мероприятия

Звучит песня  дети войны и клип Дети войны

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята, присутствующие!

Слайд.       Родина мать зовет

 Учитель.  Наш урок гражданственности и патриотизма мы посвящаем детям войны

7 февраля вот уже много лет  отмечается как день юного героя антифашиста.

Учитель,

Мы вспомним и почтим память таких же, как и вы девочек и мальчиков, которые очень любили жить….., но в их жизнь ворвалась война

 Что такое  война?

 Ученик.   Это взрывы, гранаты

 Учитель.   Что такое война?

 Ученик.    Это раны и кровь

  Учитель   Что такое война?

 Ученик.  Это в битве солдаты

                Это подвиг детей

                И к Отчизне любовь.

Учитель

Дети и война-это очень страшное сочетание слов. Война обрушилась на детей, так же как  и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смерть Их счастливое детство прервала война, которая не зря зовётся Великой Отечественной….

Почему Великой?

 Ученик; Потому что воевали за свободу и независимость  своего народа.

  Учитель: Почему Отечественной,

 Ученик:  потому, что воевали за землю отцов наших, за любимую нашу Родину.

 Учитель .Знаете ли вы   дату Великой Отечественной войны?.

Ученики:  1941-1945гг

  Учитель. Сколько лет  в этом году исполниться  с этого страшного дня, когда началась эта страшная война?

Ученики  75 лет  

Да, сколько лет  бы не прошло ,но поколения благодарных потомков будет помнить об этот страшный  день, когда……

 Ученик :

Такою все дышало тишиной

 Что вся земля еще спала, казалось,

 Кто знал, что между миром и войной

  Всего каких- то пять минут осталось

 Ученик :

   Солнечным ранним солнечным утром в июне,

   В час, когда пробуждалась страна,

    Прозвучало впервые

    Это страшное слово «Война»

Слайд       Клип    « Священная война»

Голос  Левитана  о начале войны « граждане и гражданки…»

Учитель:22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война, которая  стала  страшным испытанием  для нашего народа.

Война обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Война унесла 27 миллионов жизней, из них 4 миллиона детских.

Война стала общей биографией целого поколения военных детей ,где бы они не находились:   на оккупированной врагом территории   или в блокадном Ленинграде, в подполье или в партизанском отряде, в концлагере  для военнопленных…в тылу, где день и ночь трудились во имя победы  …   Все равно это были военные дети.

   Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».Они сразу повзрослели.

 Ученик :

  Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

   Сквозь лишения, боль и беду,

   Уходили из   детства ребята.

    В сорок первом году

.Звучит песня      Б.Окуджавы  «До свидания мальчики» ( исполняют дети)

Клип  «Дорога памяти»

   Учитель :Более 20 000 детей участвовало в ВОВ

Оказавшись за захваченной войной территории,  отважные мальчишки   бежали на фронт  и воевали вместе со взрослыми солдатами , становились  12-14 лет « сынами полка»

Слайд           «Сын полка  Александр Колесников »

Александр в марте 1943г.с другом сбежал со школьных уроков  и отправилась на фронт. Он пристроился к танкистам. Рассказал, что отец его тоже танкист ,а мама потерял во время эвакуации и остался один. Ему поверили и приняли  в часть «сыном полка» в 50 полк 11 танкого корпуса.

Так в 12 лет Саша стал солдатом. Он дважды ходил в вражеский  тыл. Его с уважением солдаты называли Сан Санычем. Во время одного из заданий, он взорвал фашистский катер, но раненный попал в руки фашистов. Они зверски расправились  с ним. Они распяли его, прибив гвоздями к стене лесной сторожки .Его спасли разведчики ,отбив у врага. Он горел в танке в 1945г под Берлином. В госпитале в Берлине его выходили .Летом 1945г. он вернулся в Москву. Получил звание Героя Советского Союза.

Ученик

       А мы не стали памяти перечить

       И, вспомнив дни далекие, когда

        Упала нам на маленькие плечи

         Огромная недетская беда.

         Была земля и жесткой, и метельной,

         Была судьба у всех людей одна

         У нас и детства не было отдельно,

          А были  вместе,  детство и война

Учитель:

Дети оказались в пекле войны. Маленькие дети слышали вой немецких самолетов ,стояли под  дулами вражеских автоматов.

Дети становились героями ,совершая мужество и героизм  во имя Родины

Знаете ли вы их имена ?

Слайд                «Герои –пионеры»

 Ученик 1.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Учитель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Их портреты вы  видите сегодня

Слайд      Валя Зенкина

Ученик рассказывает                                                          

 Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование в сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила  их бойцам. Маленькая санитарка Валя  свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Не щадя себя в огне войны

Не жалея сил во имя Родины

Дети героической страны

Были настоящими героями.!

Зина Портнова   (рассказ ученика)                                                      

 (слайд7 ) – подпольщица.  Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки  добывала сведения  в тылу врага, зная немецких язык.. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Во время допроса, она схватила со стола пистолет и убила 3 немцев. Ей выкололи глаза.. казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Юные безусые герои

Юными остались вы навек

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век

Боль и гнев сейчас тому причиной

Благодарность вечная вам всем

Маленькие стройные мужчины

Девочки, достойные поэм.

Валя Котик (слайд 8)  14 лет                                                    

 – Партизан-пионер воевал на Украине .Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Погиб  в 14 лет . Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Сколько вас? Попробуй перечислить

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях

В каждой песне ,в легком шуме листьев

Тихо, постучавшихся  в окно

 Слайд :Марат Казей  погиб в 14 лет (рассказ ученика)                                                       

 – Партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком . Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах.  Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года,  когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза получил посмертно . В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

И сильнее кажемся мы втрое

Словно тоже крещены огнем

Юные безусые герои

Перед вашим вдруг ожившим  строем

Мы сегодня мысленно идем

 Сайд:Лёня Голиков погиб в 16 лет     (рассказ ученика)                                               

 .Пионер –партизан. Сражался  в Новгородской области. Ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. Погиб в бою   в январе 43 года. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

  Слайд:Витя Хоменко                                                                      

      Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл в подпольной организации "Николаевский центр" Подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Он был посыльным при штабе. Немцам   и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

Был он в разведке, в бой его брали

С ним на задания шли,

Только фашисты героя поймали,

И на допрос повели.

Страшная боль обошла его тело,

Что ты узнал у нас?

Снова фашисты героя пытали,

Но он - ни слова в ответ.

И от него они только узнали

Русское слово «Нет»! Сухо раздался треск автомата…

Давит сырой землей…

Наш герой умер солдатом,

Верный, стране родной.

Слайд :      Аркадий Каманин                                                  

В 14 лет  стал пилотом связного самолёта. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт  Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. Награжден  орденом  Красной Звезды  награждён вторым орденом Красной Звезды.

Слайд         Володя Дубинин                                                   

Пионер-партизан.  Воевал в каменоломнях вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин.. Он подносил боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Ему  удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Герои  не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война

Но до сих пор все дети

погибших выкликают имена

(дети называют  имена героев-пионеров )

Слайд                Списки героев

Юта Бондаровская,  Галя   Комлева,  Лара   Михеенко, Костя Кравчук, Вася  Коробко,  Саша Боробулин,  Володя Казначеев,  Валя Зенкина, Аркадий Каманин, должны знать по именам: Маркс Кротов, Альберт Купша, Саня Колесников, Боря Кулешин, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Шура Кобер, Валя Котик, Володя Дубинин, Валерик Волков,Валя Зенкина,

Клип                    Современные дети о героях войны

(Обсуждение  проблемы.  Почему мало кто   помнит о героях войны.?)

Рассказ Димы Журавлева о своем  прадедушке, который был ребёнком на оккупированной территории.

Слайд:           «Ленинградские дети» 

(клип   о Военном  Ленинграде)

Слайд:              « Карта  Дорога жизни»

 900 дней и ночей в огненном кольце находился Ленинград В тисках беспощадного голода,3 зимы без топлива ,воды и электричества под непрерывным вражеским огнем сражался и выстоял Ленинград. Вместе со взрослыми и дети  тушили зажигалки ,рыли  траншеи, развозили письма, ухаживали за раненными. 39 школ работало и это самый великий подвиг школьников ленинградцев они учились несмотря ни на что

Слайд :       «  Дети за станками в Блокадном Ленинграде»

Слайд:           Дети за партами

 Ученик

Девочка руки протянула

И головой- на край стола

Сначала думали, уснула

А оказалось, умерла…

Никто не обронил ни слова

 Лишь хрипло, сквозь метельный стон

,Учитель выдавил, что снова

 Занятия после похорон.

 Учитель :Дети в блокадном Ленинграде получали 125 грамм хлеба  и ели  кашу из столярного клея, Матери варили ремни  вместо мяса ,ели обойный клей  ,

Слайд:        « Норма хлеба »

Учитель: Что чувствовали и переживали  ленинградские дети? Об этом говорит  дневник Тани Савичевой

Слайд :        « Дневник Тани Савичевой»

Ученица

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

 Слышит мир её слова:

 «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»……

Карандаш дрожит в руке……

Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике:

Савичевы умерли .Умерли все. Осталась одна Таня.

Учитель: Трагедия семьи Савичевых и многих семей блокадного Ленинграда погибших от голода и бомбежек  в памяти  каждого из нас. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов

Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести дат смертей Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться Более 15000 маленьких ленинградцев получили награды за то, что в 10-12 лет работали на заводах и фабриках, заменяли ушедших на фронт отцов и матерей умерших от голода

Слайд:        « Пискаревское кладбище и памятники героям»

Клип :           «Война и дети »

 Слайд :      « ДЕТИ КОНЦЛАГЕРЕЙ »

Учитель В детях  фашисты видели своих злейших врагов Был издан приказ, в котором говорилось, что немцам следуют опасаться  мальчишек и девчонок, больше чем взрослых .Вы слышали слово Концлагерь?

Освенцим, Бухенвальд. Немцы увозили туда детей, отбирали их у матерей.

Их жгли в печах крематория  а пеплом  удобряли поля Германии.75  детей  белорусской деревни Хатыни сожгли заживо в сарае  каратели. Из кожи детей делали перчатки и сумочки для своих жен и дочерей, снимая скальпы  с живых, делали парики. Выкалывали глаза, загоняли иголки под ногти, вырезали звёзды на спинах, пытая юных антифашистов. Но   героизму детей  не было предела

Слайд.« Дети за колючей проволокой.»

Ученик     Ю.Воронов

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом

Дети войны и дыбом волосы

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими

детям советским и не советским

 их кровь алеет на плацах маками

трава поникла, где дети плакали.

Дети войны и боль отчаяния

о, сколько надо им минут молчания

Я не напрасно беспокоюсь,

чтоб не забылась та война

ведь это память  -наша совесть

она как сила нам нужна

Слайд              « Тыл и фронт- едины»

Учитель  Что такое тыл?

Ученик  Это там ,где не воюют ,а куют победу  у станков, выпуская военную продукцию: снарояды, мины, танки, самолеты  …..Растили хлеб, выхаживали раненных  …

Наша Татария  и наш любимый город Бугульма были надежным тылом,

Тяжелее всех пришлось детям. Школы переоборудованы были в  эвагоспитали . дети учились в 2-3 смены в здании, где сейчас музей краеведческий. Ухаживали за раненными ,помогали на полях и на предприятиях

Слайд   «  Дети в годы войны из Бугульмы»(фото детей в годы войны (родственники учащихся)

рассказ о Бугульме в годы войны приглашенного гостя

Симдянов Никита, Соловьева Лена, Барбина Настя, Муравьева Катя Маркелов Стас, Ахметшин Линар.

Дети рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, которые в годы войны помогали в тылу. В руках фото родственников ,которые воевали  в годы войны.

 ученик:

 Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет

Собрал самых лучших рабочих, директор завода,

А было рабочим- всего по 14 лет

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашел

Как только рабочую премию ,банку варенья

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол

(В.Радкевич. Баллада о  банке варенья.)

Слайд 16.        Памятники героям-пионерам

Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли…Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.,5 мил. мальч

За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более  5 мил. Мальчишек и и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза.700 удостоены звания Героя Советского Союза.

Слайд             Цыфры и факты. О погибших в войне

 Ученик

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас

Мы- напоминание живое

Что Отчизна не  забыла вас.

Жизнь иль смерть  и нету середины

.Благодарность вечная вам всем

 Маленькие стройные мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько Вас, веселых и влюбленных

По родной земле погребено?!

Вы сегодня в легком шуме кленов

 Тихо, постучавшихся в окно

Фильм о войне (стих)

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

На мирные дела пускай зовут,

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!

 Слайд:        Вечный огонь. «Реквием» Моцарта

Учитель

 Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

Учитель:

Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

И память эта прорастает в нас,

И никуда нам от нее не деться.

Что, если вдруг опять придет война,

Вернется к нам расстрелянное детство...

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –

Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания.

Итог:  Чему был посвящен урок мужества?

Почему  необходимо  помнить и гордиться героическим прошлым нашего многонационального народа ?

Как сохранить память о этом?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...