методическая разработка "Правила жизни"
методическая разработка (5 класс) на тему

конспект занятия по теме "Правила жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл правила жизни20.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия по теме:

                               «Правила жизни».

 Цель:

- Рассказать воспитанникам о духовных потребностях и цели человеческой жизни.

- Подвести воспитанников к пониманию необходимости жить по определенным правилам.

Задачи:

Образовательные:

-  Формирование активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность за свои поступки.

-  показать значение здорового образа жизни  в развитии творческих способностей, духовно-нравственной и физической культуры.

Развивающие:

- Развитие познавательных интересов и сознательного отношения к учению.

Воспитательные:

- Воспитание  активной , творческой, нравственной,  эстетической и физической культуры.

Современные образовательные технологии:

- Информационно-коммуникативные.

- Образовательные.

- Развивающие.

- Личностно –ориентированные.

Составила: Рожкова Лидия Гавриловна  - воспитатель.

 ГБОУ общеобразовательная школа-интернат  Невского района

                                                 г.Санкт-Петербург.                                                                                  

                                                            2016 год.

                                              Ход занятия.

1.Вводная часть.

   Воспитатель говорит о том, что сегодня мы  поговорим о том, как  развивается жизнь в нашем мире, какие цели  и стремления  присутствуют в окружающем нас живом мире  и какие ценности, интересы, цели существуют в человеческой жизни.

К солнцу тянется росток,

Пробивается он к свету,

Вот уже взошел цветок,

Распустился  ярко к лету.

Цель его – живое славить

Ярких красок в мир добавить.

Нектара чтоб собрать запас

Душу радовать и глаз.

Вся в движении пчелка Майя,

Сколько за день успевает!

Цель ее  -  сладкий медок

Чтоб ты съел его, дружок!

Хороша у пчелки цель

И полезная  -  поверь.

Бедный  зайка серый

Все бежит, петляет.

То лесом, то оврагом

От волка убегает.

Цель его  - жизнь сохранить

Злого волка победить.

Быстрый заяц впереди…

Слышишь волк –

«Ну – погоди!»

Дождем речка подкрепилась

Быстро к морю устремилась.

Далека ее дорога,

Бежит речка по порогам

Ей надо море напоить,

Чистою водой снабдить,

Чтоб жарким летом

В нем поплавать детям!

2.Основная часть.

   Воспитатель.   А что же люди? Они ведь тоже развивающиеся существа. Значит их развитие, их действия имеют тоже определенные цели. Как вы считаете какие это цели?

  Ответы воспитанников. Человек должен жить. Для своего существования на Земле  ему необходимо добыть себе пищу, защитить себя, иметь возможность дать отдых своему  организму.

 Воспитатель – Да, человек еще продолжатель своего рода. В этом случае его цель – сохранение дальнейшей жизни на Земле, а значит и рождение детей, забота об их здоровье, воспитании, благополучии. Все перечисленные нами цели обусловлены потребностью существования людей. Но человек – существо мыслящее. Именно поэтому у него есть еще и духовные потребности. Человек не может без общения. Это одна из его главных потребностей.

   Людям также  нужны и приятные впечатления. Поэтому они тянутся ко всему красивому: природе, музыке, искусству; стремятся создавать прекрасное: пишут стихи, песни, музыку, рисуют картины, строят красивые здания; создают новые модели одежды, украшают свои жизнь цветами…    Все это создает человек своим трудом. Значит велика его потребность в труде. Работая и создавая что-то красивое, хорошее, нужное человек как бы преподносит себя другим людям; показывает  свой взгляд на мир, свое отношение к нему, свой интеллект, свои умения. Этот процесс и называется самовыражением.

   Человек – существо, обладающее сознанием. Поэтому все действия, которые он предпринимает,   делает осознанно. Об этом необходимо всегда помнить совершая какие-либо действия или делая первый шаг к чему-то. Ведь совершая поступки, предпринимая какие-либо действия, ты обдумываешь это, идешь к определенной цели. И очень важно, чтобы твоя цель была не во вред тебе, твоим близким, окружающим, и даже твоей Родине.  Как существо мыслящее, ты обязан хорошо обдумать последствия желаемой цели и все методы, которыми ты хочешь ее достичь. Светлая и достойная человека цель начинается часто с красивой детской мечты.

- Моя мечта простая и земная,

Хочу хирургом классным стать

Чтоб от беды, от злых болезней

Я смог бы всех людей спасать.

Я мечту свою большую

Ни на что не променяю,

Вот потому учиться

На «отлично» я стараюсь.

- А я вот замки хочу строить на Земле,

Большие, светлые, уютные, красивые!

И заживут все люди в них

Сильные, здоровые, счастливые!

-Хочу город украшать

Зеленью, цветами,

Чтоб дышалось в нем легко

Детям, папе, маме.

-А я мечтаю о полях пшеницы.

Пусть она богато колосится!

Будем с другом мы своим растить,

Чтобы сытно на Земле всех накормить.

- Поваром я стану, это точно.

Вкусно-вкусно буду всех кормить.

Я на кухне часто рядом с мамой,

И пельмени я уже могу лепить.

- А я хочу ученым стать премудрым,

Чтоб звезды новые, планеты открывать,

Я знаю, что учиться будет трудно,

Учусь я трудности пока одолевать.

- В музыке, музыкой я живу.

Учусь, чтобы стать музыкантом,

И зрителя сердце завоевать,

Игрою своей и талантом.

- Папа сказал, что я большой,

Ремеслу надо учиться,

Чиним мы автомобиль,

Это в жизни пригодится.

- В путешествие уйду

Я на полюс дальний.

Или в космос полечу,

Как летал Гагарин.

А для этого здоровье

Свое надо укрепить,

Значит, о плохих привычках

Лучше навсегда забыть!

- Всюду я хочу поплавать,

Все на свете повидать.

Лучше раз один увидеть,

Чем раз двести услыхать.

Знаю я к чему стремиться,

Чего следует добиться.

Глупости поэтому меня не привлекают.

Путешественником буду –

Это каждый знает.

- Покурить меня ребята

И не приглашают.

«Он не курит, - говорят.

Здоровье сохраняет».

- Курить бросил друг Сережка,

Мне завидовал немножко.

Он сказал: «Ведь мы – друзья,

Куда ты, туда и я!»

Мы вместе плаваем, на лыжах ходим,

К большим морским готовимся походам.

   Ребята, образ жизни каждого человека , его действия, поступки говорят другим людям о том, каков есть этот человек или каким он собирается стать в будущем.  Многое, конечно, в этой жизни зависит от обстоятельств. Но еще больше – от самого человека, от решений его ума, от его конкретных дел и поступков. Возьмем, к примеру, отношения к нам других людей. Если вы живете по нравственным правилам, то ваши дела и поступки люди высоко оценят. Мы живем среди людей, и их мнение о нас  очень даже важно. Даже тот человек, который говорит, что ему безразлично, что  о нем думают другие, где-то в глубине души переживает осуждение. Как вы считаете какие люди подвергаются осуждению и презрению?

           Ответы воспитанников.

Люди, которые совершают плохие поступки;  злоупотребляют алкоголем; пользуются наркотиками.

     Избавиться от таких дурных привычек очень трудно. Чтобы успешно это сделать, прежде всего необходимо поверить в свои силы в то, что сможешь все преодолеть. Нужно напрячь все усилия  для этого. А, преодолев трудность один раз вы сможете успешно повторить свои усилия и в другой ситуации. Сам факт успеха придаст вам сил и уверенности в себе.

   Обсуждая поступки человека, его поведение, часто говорят о его внешней и внутренней культуре. Это означает, что в человеке присутствуют две культуры: внешняя и внутренняя, которые, как правило, всегда находятся в гармоничном сочетании.

- Как считаете вы?

- Как вы понимаете, в чем проявляется внутренняя культура человека?

             - Ответы воспитанников.-

- В том, что делает добро.

- В культуре общения с другими людьми (умеет вести себя сдержанно, не вспылит, не обидит, не оскорбит).

- В заботе о родных и близких.

- В правильном отношении к жизни, к своему здоровью.

-В чувстве ответственности за свои поступки и своих близких.

   Воспитатель обобщает ответы детей. Если человек чувствует ответственность за других, если знает, что необходим им, это его тоже воспитывает; воспитывает его душу, сердце , разум. Результаты такого воспитания удерживают человека от плохих поступков, от плохого поведения, отношения к другим людям, к себе. Чтобы воспитать в себе такое важное качество, как чувство собственного достоинства, необходимо уметь понимать и думать о последствиях своих плохих поступков и неправильных решений, уметь анализировать и делать правильные выводы, чтобы подобное не повторить. Тот, кто умеет нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

  Ребята как вы считаете, в чем разница между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок?

     - Рассуждения детей. –

   - Ответить на вопрос это просто; ответить за проступок бывает намного труднее, потому что стыдно, страх наказания, страх потери уважения окружающих; страх того, что тебя не поймут, не простят.

    Вы правильно ответили  на мои вопросы. Однако, близкие люди, обычно, прощают друг другу большинство житейских проступков. Поэтому всегда  нужно суметь найти в себе силы и мужество признаться, чтобы тебе  во время смогли помочь. Умение  прогнозировать последствия своего поведения или проступка, помогает избежать неприятных и отрицательных последствий. Поэтому необходимо научиться анализировать свое поведение и делать правильные выводы – это тоже одно из условий, чтобы не повторить свои ошибки.  

   Кроме того, хочется обратить ваше внимание еще на одно необходимое условие, помогающее нам быть целеустремленными, здоровыми и успешными в жизни – это режим дня. С его помощью мы можем разумно использовать наше время,  организовать свою деятельность, наш  труд, отдых, а значит, и сохранить высокую  работоспособность, иметь время для полезных увлечений.  У вас не останется времени для глупых и нездоровых соблазнов, для тех глупостей, которые в последствии  становятся бедами. Великий русский полководец А.В.Суворов,  поставив перед собой серьезные жизненные цели, выработав для себя  замечательный режим, стал сильным, выносливым умным и мудрым полководцем, пример  с которого брали  многие известные военачальники Великой Отечественной войны.  Режим воспитывает чувство ответственности, помогает научиться подчинять себя определенным правилам жизни. Давайте с вами вместе  определим,  что означает понятие « режим дня».

- Умение чередовать труд и отдых, учитывая индивидуальные особенности своего организма (трудоспособность, утомляемость, наиболее благоприятные часы для работы и учебы).

- Чередование видов деятельности; запомнить, в какой последовательности лучше  заучиваются домашние задания, придерживаться этой очередности.

- Беречь здоровье, исключив вредные привычки.

-  Не забывать об утренней зарядке, правильном питании.

- Заниматься спортом, закаляться.

3. Заключительная часть. Итог занятия. Выводы.

    Ребята, подводя итог нашей беседе, какие выводы мы можем сделать?

      -Ответы воспитанников.-

- Жизнь диктует человеку определенные правила.

- Чтобы достичь успеха, надо следовать правилам жизни.

- Самое сложное в жизни преодолеть себя, но это необходимо сделать.

 - Также необходимо воспитывать себя для здоровой и успешной жизни.

Чтобы  не забыть об этих правилах, воспитатель предлагает детям вместе составить перечень жизненных ситуаций. Согласны?    -  Да! –

- Жить по правилам нравственности, сочетая культуру внешнюю и внутреннюю.

- Быть верным красивой детской мечте.

- Учиться подчинять себя определенным правилам жизни.

- Уметь правильно сочетать труд и отдых.

- Нести ответственность за свое поведение и поступки.

- Исключить из жизни вредные привычки.

- Уметь преодолевать трудности.

- Верить в свои силы.

- Быть нужным людям.

- Вести здоровый образ жизни.

Ты сможешь в жизни все так сочетать,

Чтобы мечту не растоптать и не предать?

Чтоб научиться мыслить и трудится,                                                        

Познать хорошее, что в жизни пригодится?

И за поступок свой ответить,

Все трудности преодолеть.

Остаться добрым, нужным людям,

Уйти от зла и не болеть?

Конечно, я смогу.  И меня ждет

Жизнь интересная, большая.

Пройду я подростковый поворот

Вредным привычкам не уступая.

 

    Правил может быть или меньше. Обычно, каждый выбирает наиболее значимые для себя и вносит в список. Я советую вам записать все предложенное и, проанализировав дома, составить свой перечень правил, который поможет вам преодолеть повседневные трудности и станет залогом вашего успешного дальнейшего жизненного пути.  

                                      Всего вам доброго!

Литература

1. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье‚ М.‚ 1990

2.3улинич Г.Г. Вредные привычки:профилактика зависимости 5-7 классы. М:Вако, 2011

3 Петренко Л.Ф. Коварный враг М: Знание, 1981.

4. Предупреждение вредных привычек у школьников. Сборник научных трудов‚ М. 1990.

5. Ягодинский. В.Н.  Уберечь от дурмана‚ М. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

методическая разработка"Жизнь и творчество А.С.Пушкина"...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Методическая разработка "Жизнь и творчество К.Д.Бальмонта"

Методическая разработка  «Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта»  рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях....

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Методическая разработка "Жизнь и судьба. Колчак Александр Васильевич"

Материал рассказывает о судьбе русского потомственного адмирала Александра Васильевича Колчака в годы гражданской войны и его семье....

Методическое пособие "Жизнь У.Шекспир"

Данное мероприятие проведено с целью понакомить студентов с историко-культурными особенностями эпохи В. Шекспира;Задачи мероприятия:расширение кругозора и социокультурной компетенции; ознакомить ...