Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения
методическая разработка по биологии на тему

Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prospekt.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Алла Алексеевна

Схема модели проспекта программы

курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке,

реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения

Тема Практикума по биологии «Биоиндикация окружающей среды»

Пояснительная записка

  1. Направленность и ориентация программы Направлена на проведение несложными методами экологического мониторинга в окружающей среде, формирование основ экологической грамотности; способности оценивать последствия человека в природе, осознание необходимых действий по сохранению биоразнообразия.

Способна профессионально ориентировать обучающихся в такие науки, предметы, направления, специальности и профессии как : биология, география, экология, природопользование, биоэкология, лесэкология, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, природоохранное обустройство территорий, государственное и муниципальное управление.

Программа ориентирована на химико - биологический, биолого - географический, социально - экономический профили обучения.

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.  

Элективный практикум призван объяснить методическую основу применения теоретических знаний в практический учебно-исследовательской и природоохранной работе. Программа знакомит обучающихся с практическим применением биологических знаний, что может позволить оценить свои потребности и возможности и сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа реалистична, т.к. не требует материальных затрат и дорогостоящего оборудования.

Использование активных методов обучения позволяет развить познавательный интерес обучающихся к предмету "Биология".

  1. Цель программы

помочь учащимся уточнить свои познавательные потребности и возможности, сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах, получить навыки экологической экспертизы окружающей среды методами биоиндикации.

  1. Задачи программы

создать условия для формирования и развития у обучающихся:

- интереса к биологии и проведению практических мероприятий в области биоиндикации окружающей среды;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности;

- сознательного отношения к учебному предмету «Биология»;

- творческих способностей обучающихся, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

  1. Структура программы программа содержит: пояснительную записку, цель и задачи практикума, новизну, организацию работы по программе, ожидаемые педагогические результаты, диагностику результативности, технику безопасности при проведении практикума,. Содержание программы практикума включает учебно-тематический план, соотношение разделов, требования к уровню усвоения, материально-техническое обеспечение,  список литературы, диагностический инструментарий для оценки эффективности работы.
  2. Формы занятий (перечислить)

Работа с литературой, изучение методик, требований техники безопасности, экскурсии, практические работы по оценке качества среды, проектная деятельность, защита проекта, вводное и итоговое анкетирование.

  1. Режим занятий (класс, количество часов в целом, количество часов в неделю и др.)

9 класс, всего 6 часов, 1 час в неделю.

Тематическое планирование

Темы занятий

Часы

Формы занятий

Содержание деятельности

1

Инструктаж по ТБ. Лихеноиндикация качества воздуха на пришкольной территории

1

Практика

Биоиндикация – определение качества окружающей среды по живым организмам (цель и задачи практикума). Инструктаж по технике безопасности при проведение работ. Освоение методики лихеноиндикации. Практическая работа по оценке качества воздуха на пришкольной территории по соотношению экологических групп лишайников:

закладка 4 пробных площадок по частям света;

визуальная оценка соотношения экологических групп  лишайников на берёзах; заключение о качестве воздуха на пришкольной территории.

2

Описание участка реки, определение качества воды методами биоиндикации

1

Практика

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ и следовании к месту проведения, форма одежды. Определение длины, ширины, скорости участка реки на перекатах и в заводях, глубины, прозрачности и запаха воды. Отлов водных беспозвоночных на участке водным сачком. Разбор проб, анализ качественного и количественного состава беспозвоночных. Обработка полученных данных и заключение о качестве воды.

3

Изучение методик оценки древостоя

1

Теория

Рассказ о факторах риска при проведении работ в лесу, необходимости соблюдать правила техники безопасности при следовании группы, поведению при отборе проб, поведению на природе, отношению к окружающей среде. Изучение методики оценки состояния древостоя, шкалы визуальной оценки деревьев, расчета коэффициентов состояния деревьев и древостоя в целом. Изучение методики оценки жизненного состояния леса по сосне: правила выбора площадки и отбора деревьев, обследования деревьев и пользования шкалой категорий состояния деревьев, определения класса пожелтения, урожайности шишек, формы кроны.

4

Оценка жизненного состояния леса по хвое сосны

1

Практика

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ в лесу. Следование к лесному массиву – бору.

Выбор площадки, отбор деревьев, обследование деревьев. Оценка жизненного состояния участка леса по хвое сосны. Составление отчета после обработки данных.

5

Оценка состояния древостоя

1

практика

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ в лесу. Следование к лесному массиву.

Оценка состояния отдельных деревьев на площадках по видам. Вычисление средних показателей состояния деревьев по видам и древостоя в целом. Оценка состояния древостоя, составление отчета.

6

Зачет по биоиндикации. Конференция.

1

теория

Зачет по методам биоиндикации (устный опрос с элементами беседы по изученным методам и правилам техники безопасности). Конференция. Защита учебно-исследовательских проектов по темам практикума:

«Лихеноиндикация качества воздуха на пришкольной территории», «Биоиндикация качества воды в р. Хотилки», «Оценка состояния древостоя», «Экологическое состояние участка леса». Итоговое анкетирование

Ожидаемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов –

- термины биоиндикация, лихеноиндикация, гидробионты, бонитет, формула древостоя;

- технику безопасности при проведении работ;

- методы лихеноиндикации, биоиндикации по гидробионтам, по хвое сосны.

Второй уровень –

-составлять схемы природных объектов;

- определять качество воздуха, воды, экологическое состояние леса по живым объектам: лишайникам, водным беспозвоночным, хвое сосны, соотношению лесных и луговых видов травянистых растений, состояние древостоя;

- определять направление и скорость течения реки, глубину, ширину реки, описывать участки леса и реки;

Третий уровень

- составлять отчеты о проведенных практических работах;

-защищать свои исследовательские проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке,

Модель проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке...

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Трудно? Легко!» для учащихся 7-х классов

Данная программа является дополнением в обучении математикки на профильном уровне....

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов

Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...

5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)...

6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (для 10–11 классов образовательных организаций)

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательны...