Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения
методическая разработка по биологии на тему
Схема модели проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке, реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Алла Алексеевна
Схема модели проспекта программы
курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке,
реализуемой в образовательной системе образовательного учреждения
Тема Практикума по биологии «Биоиндикация окружающей среды»
Пояснительная записка
- Направленность и ориентация программы Направлена на проведение несложными методами экологического мониторинга в окружающей среде, формирование основ экологической грамотности; способности оценивать последствия человека в природе, осознание необходимых действий по сохранению биоразнообразия.
Способна профессионально ориентировать обучающихся в такие науки, предметы, направления, специальности и профессии как : биология, география, экология, природопользование, биоэкология, лесэкология, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, природоохранное обустройство территорий, государственное и муниципальное управление.
Программа ориентирована на химико - биологический, биолого - географический, социально - экономический профили обучения.
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Элективный практикум призван объяснить методическую основу применения теоретических знаний в практический учебно-исследовательской и природоохранной работе. Программа знакомит обучающихся с практическим применением биологических знаний, что может позволить оценить свои потребности и возможности и сделать осознанный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа реалистична, т.к. не требует материальных затрат и дорогостоящего оборудования.
Использование активных методов обучения позволяет развить познавательный интерес обучающихся к предмету "Биология".
- Цель программы
помочь учащимся уточнить свои познавательные потребности и возможности, сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах, получить навыки экологической экспертизы окружающей среды методами биоиндикации.
- Задачи программы
создать условия для формирования и развития у обучающихся:
- интереса к биологии и проведению практических мероприятий в области биоиндикации окружающей среды;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности;
- сознательного отношения к учебному предмету «Биология»;
- творческих способностей обучающихся, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- Структура программы программа содержит: пояснительную записку, цель и задачи практикума, новизну, организацию работы по программе, ожидаемые педагогические результаты, диагностику результативности, технику безопасности при проведении практикума,. Содержание программы практикума включает учебно-тематический план, соотношение разделов, требования к уровню усвоения, материально-техническое обеспечение, список литературы, диагностический инструментарий для оценки эффективности работы.
- Формы занятий (перечислить)
Работа с литературой, изучение методик, требований техники безопасности, экскурсии, практические работы по оценке качества среды, проектная деятельность, защита проекта, вводное и итоговое анкетирование.
- Режим занятий (класс, количество часов в целом, количество часов в неделю и др.)
9 класс, всего 6 часов, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Часы | Формы занятий | Содержание деятельности |
1 | Инструктаж по ТБ. Лихеноиндикация качества воздуха на пришкольной территории | 1 | Практика | Биоиндикация – определение качества окружающей среды по живым организмам (цель и задачи практикума). Инструктаж по технике безопасности при проведение работ. Освоение методики лихеноиндикации. Практическая работа по оценке качества воздуха на пришкольной территории по соотношению экологических групп лишайников: закладка 4 пробных площадок по частям света; визуальная оценка соотношения экологических групп лишайников на берёзах; заключение о качестве воздуха на пришкольной территории. |
2 | Описание участка реки, определение качества воды методами биоиндикации | 1 | Практика | Инструктаж по технике безопасности при проведении работ и следовании к месту проведения, форма одежды. Определение длины, ширины, скорости участка реки на перекатах и в заводях, глубины, прозрачности и запаха воды. Отлов водных беспозвоночных на участке водным сачком. Разбор проб, анализ качественного и количественного состава беспозвоночных. Обработка полученных данных и заключение о качестве воды. |
3 | Изучение методик оценки древостоя | 1 | Теория | Рассказ о факторах риска при проведении работ в лесу, необходимости соблюдать правила техники безопасности при следовании группы, поведению при отборе проб, поведению на природе, отношению к окружающей среде. Изучение методики оценки состояния древостоя, шкалы визуальной оценки деревьев, расчета коэффициентов состояния деревьев и древостоя в целом. Изучение методики оценки жизненного состояния леса по сосне: правила выбора площадки и отбора деревьев, обследования деревьев и пользования шкалой категорий состояния деревьев, определения класса пожелтения, урожайности шишек, формы кроны. |
4 | Оценка жизненного состояния леса по хвое сосны | 1 | Практика | Инструктаж по технике безопасности при проведении работ в лесу. Следование к лесному массиву – бору. Выбор площадки, отбор деревьев, обследование деревьев. Оценка жизненного состояния участка леса по хвое сосны. Составление отчета после обработки данных. |
5 | Оценка состояния древостоя | 1 | практика | Инструктаж по технике безопасности при проведении работ в лесу. Следование к лесному массиву. Оценка состояния отдельных деревьев на площадках по видам. Вычисление средних показателей состояния деревьев по видам и древостоя в целом. Оценка состояния древостоя, составление отчета. |
6 | Зачет по биоиндикации. Конференция. | 1 | теория | Зачет по методам биоиндикации (устный опрос с элементами беседы по изученным методам и правилам техники безопасности). Конференция. Защита учебно-исследовательских проектов по темам практикума: «Лихеноиндикация качества воздуха на пришкольной территории», «Биоиндикация качества воды в р. Хотилки», «Оценка состояния древостоя», «Экологическое состояние участка леса». Итоговое анкетирование |
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов –
- термины биоиндикация, лихеноиндикация, гидробионты, бонитет, формула древостоя;
- технику безопасности при проведении работ;
- методы лихеноиндикации, биоиндикации по гидробионтам, по хвое сосны.
Второй уровень –
-составлять схемы природных объектов;
- определять качество воздуха, воды, экологическое состояние леса по живым объектам: лишайникам, водным беспозвоночным, хвое сосны, соотношению лесных и луговых видов травянистых растений, состояние древостоя;
- определять направление и скорость течения реки, глубину, ширину реки, описывать участки леса и реки;
Третий уровень
- составлять отчеты о проведенных практических работах;
-защищать свои исследовательские проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-113641-1358871503.jpg)
Модель проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке,
Модель проспекта программы курса внеурочной деятельности по предпрофильной подготовке...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-102195-1636392345.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Трудно? Легко!» для учащихся 7-х классов
Данная программа является дополнением в обучении математикки на профильном уровне....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/08/picture-102195-1636392345.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов
Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1448813-1673801890.png)
5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы военной подготовки" (6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1448813-1673801890.png)
6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы физической подготовки" (6-8 классы)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (для 10–11 классов образовательных организаций)
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательны...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» для обучающихся основного общего образования
Данная программа реализует следующие цели и задачи:формирование жизненно важных двигательных навыков с целью адаптации к современным условиям жизни; укрепление здоровья, физического развития учащихся...