"Спешите делать добро".
классный час (5 класс) на тему

Пузина Татьяна Александровна

 «Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне.  Посмотрите: у нас в кабинете стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
1.Ученик: Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас  живут вот эти двое.
2.Ученик: Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут
Только добрые поступки
И к тебе с добром придут!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshite_delat_dobro.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование представлений обучающихся о добре и зле.

Задачи:

  1. Познакомить  детей с понятиями  добра и зла.
  2. Формировать уважительное отношение друг к другу во время чтения стихов  и в работе группой.
  3. Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки в повседневной жизни.

Оборудование: проектор, ноутбук, проекционная доска, экран.

Раздаточный материал: на каждого ребёнка листы бумаги А4, фломастеры, конверты с карточками, доски на каждого ребёнка.

 

(Звучит мелодия песни “Улыбка”.)

Ритуал начала занятия: дети встают в круг, берутся за руки.

Педагог:  «Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, все вместе улыбнулись нашим гостям. Посмотрите: у нас в кабинете стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди. 

1.Ученик: Каждый знает, этот мир

Словно кто-то разделил:

На хорошее, плохое –

В нас  живут вот эти двое.

2.Ученик: Помни истину простую:

Что от зла добра не ждут

Только добрые поступки

И к тебе с добром придут!

Педагог: О чём же мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Да, тема нашего классного часа “Спешите делать добро”. Что же хотел сказать этими словами А.П.Чехов? Ответим на этот вопрос в конце занятия. А сейчас давайте поговорим о домашнем задании. Вам нужно было написать сочинение: «Спешите делать добро». Кто готов зачитать отрывки из своего сочинения.

Дети по желанию зачитывают сочинения.

Педагог: Спасибо, всем кто зачитал отрывки из своих сочинений. В своих сочинениях вы написали, какие добрые дела вы совершали. Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким. В ваших сочинениях говорится о красивых поступках и добрых делах. Послушайте стихотворение Александра Яшина, который призывает делать добрые дела.

3.Ученик:  Спешите делать добрые дела,    
Ведь жизнь-то пролетает очень быстро,
Чтоб вьюга сердце вам не замела,
Задув очаг души с последней искрой.
4.Ученик:  Спешите, радость людям подарить,
Но просто – без корысти затаённой,
Порою это трудно сотворить –
Всё больше беспощадной злости чёрной.
5.Ученик:  Жестокость – вот последняя чума,
Которой умертвляют человека.
О, люди! Верно, вы сошли с ума
От злостью убивающего века.
6.Ученик:  Какой позор упавших добивать,
Ведь бьющий завтра павшим обернётся,
Безумный меч к любому прикоснётся,
Кто плюнул в мир жестокости слова.
7.Ученик:  Так выбросьте, что спрятали за спины,
Проклятия не выпустив из уст,
Откиньте безразличья паутину,
Остановите злобы гильотину,
Творящую ужасную картину,
Иначе мир наш скоро будет пуст.

Педагог: Ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”

Ответы детей.

Педагог: В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Педагог: Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда” читает 8.Ученик.

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить: 
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай, спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня.…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело? 
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Педагог: Чему учит нас эта сказка? 

Ответы детей.

Педагог: Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением.    

9.Ученик: Добро и зло несложно различить.
И то ведь, и другое испытали.
И делали, а в ком-то и искали,
А с кем-то ведь из них пытались жить.
И каждый сам, наверно, представляет,
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром…
Со злом – как тяжело.

Педагог: А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ответы детей: МАМА.

Педагог: Учитель. Как она заботится о вас?

(Высказывания детей.)

Педагог: Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”? 

(Около солнца всегда тепло, а рядом с мамой не может быть зла.)

Высказывания детей.

Педагог: А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Ответы детей.

Педагог: Ребята, подумайте, какими качествами должен обладать добрый человек. Мы с вами говорили, что добро – это солнце,  нарисуйте солнышко и на каждом лучике напишете свои качества доброго человека. Приступаем к заданию.

 Дети выполняют задание.

Педагог: Прочитайте качества, которые вы написали.

Дети зачитывают качества доброго человека.

Педагог: Вот видите, как много положительных качеств есть у каждого из вас. Человек не одинок. Он живет среди людей, и  должен научиться правильно вести себя среди окружающих. Давайте поиграем в одну очень интересную игру. Я буду зачитывать пословицы и поговорки, а вы должны сказать, согласны вы или нет с этими утверждениями, голосуем карточками.

Карточки:
Синяя – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить

  1. Всегда ставь себя выше других.
  2. Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.
  3. Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.
  4. Всегда требуй награды за добрые дела.
  5. Не обращай внимания на советы окружающих и следуй своим собственным.
  6. Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
  7. Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
  8. Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.

Педагог: По результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

Из сказанного вами можно сделать вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. «Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло твориться без труда, Добро творить трудней». Так что добрым быть нелегко.

Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.

10.Ученик:  Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта — не пряник, не конфета.
11.Ученик:  Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 
12.Ученик:  Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды.
13.Ученик:  Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.

Педагог: Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.

  1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
  2. Прощать ошибки других.
  3. Не жадничать.
  4. Жалеть других.
  5. Не завидовать.
  6. Помогать людям.
  7. Делиться последним с другом.
  8. Защищать слабого и т.д.

Педагог: Так почему же мы должны спешить делать добро? 

(Высказывания обучающихся.)

Педагог: У человека нет возможности всем делать добрые дела, но у него есть возможность не причинять зла. Потому что добрые дела не нужно откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”. Послушаем пожелания ребят:

14.Ученик:  Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой!
15.Ученик:  Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.

16.Ученик:  Рождает зверя зверь,  
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.

Педагог:  В заключение нашего классного часа давайте послушаем песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

 

                          Анкета: “Добрый ли вы человек?”

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Классный руководитель. Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. 
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. 
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. 
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....