"Спешите делать добро".
классный час (5 класс) на тему
«Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Посмотрите: у нас в кабинете стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
1.Ученик: Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2.Ученик: Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут
Только добрые поступки
И к тебе с добром придут!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshite_delat_dobro.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование представлений обучающихся о добре и зле.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями добра и зла.
- Формировать уважительное отношение друг к другу во время чтения стихов и в работе группой.
- Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки в повседневной жизни.
Оборудование: проектор, ноутбук, проекционная доска, экран.
Раздаточный материал: на каждого ребёнка листы бумаги А4, фломастеры, конверты с карточками, доски на каждого ребёнка.
(Звучит мелодия песни “Улыбка”.)
Ритуал начала занятия: дети встают в круг, берутся за руки.
Педагог: «Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне, все вместе улыбнулись нашим гостям. Посмотрите: у нас в кабинете стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
1.Ученик: Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2.Ученик: Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут
Только добрые поступки
И к тебе с добром придут!
Педагог: О чём же мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Да, тема нашего классного часа “Спешите делать добро”. Что же хотел сказать этими словами А.П.Чехов? Ответим на этот вопрос в конце занятия. А сейчас давайте поговорим о домашнем задании. Вам нужно было написать сочинение: «Спешите делать добро». Кто готов зачитать отрывки из своего сочинения.
Дети по желанию зачитывают сочинения.
Педагог: Спасибо, всем кто зачитал отрывки из своих сочинений. В своих сочинениях вы написали, какие добрые дела вы совершали. Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким. В ваших сочинениях говорится о красивых поступках и добрых делах. Послушайте стихотворение Александра Яшина, который призывает делать добрые дела.
3.Ученик: Спешите делать добрые дела,
Ведь жизнь-то пролетает очень быстро,
Чтоб вьюга сердце вам не замела,
Задув очаг души с последней искрой.
4.Ученик: Спешите, радость людям подарить,
Но просто – без корысти затаённой,
Порою это трудно сотворить –
Всё больше беспощадной злости чёрной.
5.Ученик: Жестокость – вот последняя чума,
Которой умертвляют человека.
О, люди! Верно, вы сошли с ума
От злостью убивающего века.
6.Ученик: Какой позор упавших добивать,
Ведь бьющий завтра павшим обернётся,
Безумный меч к любому прикоснётся,
Кто плюнул в мир жестокости слова.
7.Ученик: Так выбросьте, что спрятали за спины,
Проклятия не выпустив из уст,
Откиньте безразличья паутину,
Остановите злобы гильотину,
Творящую ужасную картину,
Иначе мир наш скоро будет пуст.
Педагог: Ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”
Ответы детей.
Педагог: В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.
Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
Педагог: Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда” читает 8.Ученик.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай, спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня.…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Педагог: Чему учит нас эта сказка?
Ответы детей.
Педагог: Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением.
9.Ученик: Добро и зло несложно различить.
И то ведь, и другое испытали.
И делали, а в ком-то и искали,
А с кем-то ведь из них пытались жить.
И каждый сам, наверно, представляет,
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром…
Со злом – как тяжело.
Педагог: А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?
Ответы детей: МАМА.
Педагог: Учитель. Как она заботится о вас?
(Высказывания детей.)
Педагог: Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”?
(Около солнца всегда тепло, а рядом с мамой не может быть зла.)
Высказывания детей.
Педагог: А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.
Ответы детей.
Педагог: Ребята, подумайте, какими качествами должен обладать добрый человек. Мы с вами говорили, что добро – это солнце, нарисуйте солнышко и на каждом лучике напишете свои качества доброго человека. Приступаем к заданию.
Дети выполняют задание.
Педагог: Прочитайте качества, которые вы написали.
Дети зачитывают качества доброго человека.
Педагог: Вот видите, как много положительных качеств есть у каждого из вас. Человек не одинок. Он живет среди людей, и должен научиться правильно вести себя среди окружающих. Давайте поиграем в одну очень интересную игру. Я буду зачитывать пословицы и поговорки, а вы должны сказать, согласны вы или нет с этими утверждениями, голосуем карточками.
Карточки:
Синяя – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить
- Всегда ставь себя выше других.
- Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.
- Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.
- Всегда требуй награды за добрые дела.
- Не обращай внимания на советы окружающих и следуй своим собственным.
- Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
- Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
- Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.
Педагог: По результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.
Из сказанного вами можно сделать вывод: добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. «Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло твориться без труда, Добро творить трудней». Так что добрым быть нелегко.
Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.
10.Ученик: Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
11.Ученик: Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
12.Ученик: Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
13.Ученик: Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Педагог: Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.
- Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
- Прощать ошибки других.
- Не жадничать.
- Жалеть других.
- Не завидовать.
- Помогать людям.
- Делиться последним с другом.
- Защищать слабого и т.д.
Педагог: Так почему же мы должны спешить делать добро?
(Высказывания обучающихся.)
Педагог: У человека нет возможности всем делать добрые дела, но у него есть возможность не причинять зла. Потому что добрые дела не нужно откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”. Послушаем пожелания ребят:
14.Ученик: Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой!
15.Ученик: Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!
Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
16.Ученик: Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
Педагог: В заключение нашего классного часа давайте послушаем песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).
Анкета: “Добрый ли вы человек?”
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
- Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Классный руководитель. Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....