Календарно-тематическое планирование по ОЕНИ, 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу
«Основы естественнонаучных исследований»
6 класс – 68 часов
Раздел 3. Растения на Земле - 68 часов | ||||||||||
Тема «Атмосфера Земли и погода в жизни растений» - 18 часов | ||||||||||
Номер и тема занятия | Основное содержание занятия | Формы работы на занятии | Оборудование к занятию (на одно рабочее место) | Домашнее задание | Компьютерный класс | |||||
Занятие №1 Наблюдения за погодой. | Повторение темы «Приборы» Наблюдение за погодой Облака и осадки Образование и типы облаков Виды осадков и их изучение | Беседа Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: измерительные приборы Иллюстративный материал: «Таблица GISMETEO», «Метеорологические приборы» | 1. Проведи наблюдения за облаками и/или изменением температуры – сравни свои данные с результатами других наблюдателей. 2. Подготовь устный рассказ о своей домашней лаборатории и сделай иллюстрации к нему. | 1 | |||||
Занятие №2 Определение направления и скорости ветра | Проверка домашнего задания Обсуждение первых результатов наблюдений за погодой Приборы для определения направления и скорости ветра
| Беседа Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом и построение графика | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: метеорологические приборы Иллюстративный материал: «Таблица GISMETEO», портрет Бофорта, «Шкала Бофорта», «Метеорологические приборы – флюгер, анемометр и барометры» | 1. Оформи отчет о своих наблюдениях как иллюстрированные тезисы своего выступления на конференции 2. Сделай модель флюгера или анемометра. | 2 | |||||
Занятие №3 Давление. Давление твердых тел | Итоги проверки лабораторных журналов Проверка домашнего задания: мини-конференция «Погода в начале сентября», показ моделей флюгера и анемометра Давление твердых тел | Беседа Самостоятельная работа учащихся с лабораторным журналом Тестирование | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: барометр - анероид Лабораторное оборудование: коробочка с песком, прямоугольный брусок, «грабельки», набор грузов массой по 100 г, два столика Иллюстративный материал: «Ртутный барометр», «Устройство барометра-анероида», портреты Торричелли и Види | 1. Подготовь устный рассказ с примерами, иллюстрирующими способы увеличения или уменьшения давления в природе, в технике или в быту. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу. 2. Подготовь описание способа изготовления своего прибора (флюгера или анемометра) и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. | 3 | |||||
Занятие №4 Давление твердых тел, жидкостей и газов | Давление твердых тел, жидкостей и газов | Беседа Мини-конференция. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: трубка с резиновой пленкой, сосуд с водой, широкая стеклянная трубка, кружок на нитке Иллюстративный материал: «Лыжник», «Трактор», «Комар», «Режущие и колющие инструменты», «Батискаф и батисфера», «Иглобрюх», «Жабовидная ящерица», «Земляной червь», «Рептилии», «Пауки», «Морские звезды», опрыскиватель, шланг | Проследи за давлением воздуха на стенки воздушного шарика. Пронаблюдай затем, как изменяется поверхность резиновой оболочки при надувании шарика, что с ней происходит при надавливании пальцем на поверхность надутого шарика, как растягиваются стенки этого шарика, если налить в него немного воды. Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах с шариками. | 4 | |||||
Занятие №5 Приборы для измерения давления жидкостей и газов | Сообщающиеся сосуды и их применение. Манометры | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: гибкая трубка, U-образный манометр, подкрашенная вода, большой мерный цилиндр Лабораторное оборудование: две прозрачные трубки, гибкое «соединение», сосуды с чистой и подкрашенной водой, подставка или штатив | 1. Подготовь устное сообщение о работе шлюзов. Подбери иллюстративные материалы для своего рассказа 2. Сделай модель манометра. Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. | 5 | |||||
Занятие №6 Передача давления жидкостями и газами | Давление жидкости и газа | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: U-образный манометр, пульверизатор, воронка, трубка, бумажный конус и легкий шарик Лабораторное оборудование: сосуд с водой, воздушные шарики, два больших и два маленьких шприца, две соединительные трубки для них, пробирка Иллюстративный материал: «Шлюзы», Водомерное стекло», «Фонтаны» | Возьми небольшую воронку и гибкую трубку. Сделай из бумаги конус таких размеров, чтобы он входил в воронку. Закрепи воронку с вставленным в нее конусом раструбом вниз и попробуй вдувать воздух через резиновую трубку. Что происходит с бумажным конусом? А если втягивать воздух "в себя"? Повтори оба опыта, используя вместо бумажного конуса легкий шарик. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 6 | |||||
Занятие №7 Проявление атмосферного давления | Проявление действия атмосферного давления | Беседа. Самостоятельная работа с лабораторным журналом | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: U-образный манометр, манометр Бурдона, стакан с водой, пустая емкость, лист бумаги 10х10 см, кусок стекла или пластика 10х10 см Лабораторное оборудование: дощечка, газета, стеклянная трубка, пустой сосуд и сосуд с водой, ливер, пипетка, шприц. Иллюстративный материал: портрет Бурдона, «Устройство манометра Бурдона», «Устройство ртутного барометра», «Устройство барометра-анероида», портрет Торричелли | Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: какие бывают ветры, как человек использует ветер, легенды и мифы о ветрах Подбери иллюстративный материал к своему рассказу. | 7 | |||||
Занятие №8 Давление движущихся жидкостей и газов | Давление движущихся жидкостей и газов. Конвекционные потоки. Ветер, роза ветров | Беседа. Самостоятельная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: модель флюгера, свеча, Лабораторное оборудование: два листа бумаги 15х15 см, весы, трубочка, две свечи одинакового размера, воронка, ножницы, легкий шарик, пустая пластиковая бутылка, пробка, кусок нитки (20 см) Иллюстративный материал: «Аэродинамическая труба» «Движение воздушных потоков в атмосфере Земли», «Роза ветров» | Подготовь устный рассказ о составе и об основных слоях атмосферы. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу. Сделай модель пульверизатора. Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями | 8 | |||||
Занятие №9 Строение и состав атмосферы | Строение земной атмосферы Воздух и его состав. Атмосфера планет Солнечной системы Самостоятельная работа | Беседа. Самостоятельная работа с лабораторным журналом Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: трубочка, стеклянный сосуд, свеча, сосуд с известковой водой Лабораторное оборудование: свеча на подставке, стеклянный сосуд, чашка Петри, сосуд с водой Иллюстративный материал: «Строение атмосферы», «Состав воздуха» | 1. Подготовь устный рассказ об атмосфере планет Солнечной системы. 2. Сделай пластилиновые кубики с ребром 1 см (20 – 30 штук) Приготовь несколько щепоток пробкового порошка Закрепи кусочек мыла и леденца на проволочке или лучинке (каждый на отдельной) | 9 | |||||
Тема «Гидросфера Земли. Вода и растения» - 12 часов | ||||||||||
Занятие №10 Гидросфера Земли. Плавание тел | Гидросфера. Плавание тел. | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: (компьютер, проектор, экран) Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: чашка Петри, пробковый порошок, пипетка, бензол или эфир Лабораторное оборудование: кусок фольги, сосуд с водой, кусочек пластилина, нитка (10 см), пробковый порошок, пластилиновые кубики, две чашки Петри, деревянный и пенопластовые «плоты», кусочек мыла и леденец, мыльный раствор, набор проволочных каркасов, кусок медной или стальной проволоки длиной 15 см Иллюстративный материал: «Ветер на планетах Солнечной системы», «Гидросфера Земли», «Гидросфера Земли из космоса», «Вода на планетах Солнечной системы» | 1.Подготовь устный рассказ о водомерках. 2. Вырежи из картона небольшую рыбку и маленькую подкову. Аккуратно положи рыбку на поверхность воды так, чтобы верхняя сторона рыбки осталась сухой. Набери в пипетку немного мыльного раствора и осторожно введи одну или две капли в заштрихованную область вырезанного отверстия. Что произойдет с рыбкой? Повтори опыты, заменив рыбку подковой. Затем проведи аналогичный опыт, заменив мыльный раствор маслом. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 10 | |||||
Занятие №11 Явления на поверхности воды
| Явления на поверхности воды Волны и течения. Приливы и отливы | Беседа. Лабораторная работа Контрольная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: волновая ванна с принадлежностями, сосуд с водой Лабораторное оборудование: две чашки Петри, две пипетки, сосуд с водой, чистое предметное стеклышко и стеклышко, покрытое парафином, фильтровальная бумага, картонная рыбка и подковка, масло, проволочная спираль, кусочки пробки Иллюстративный материал: «Водомерки», «Приливы и отливы», «Волны» | 1. Приготовь два одинаковых сосуда, в один из них налей пресной воды, а в другой столько же соленой воды. Выясни, как будут вести себя в разных сосудах картофелина, сырое или вареное яйцо. 2. Возьми сосуд с водой и свечу, подбери такой грузик, чтобы свеча плавала в воде в вертикальном положении, а ее верхний конец чуть-чуть выступал над поверхностью воды (в качестве грузика можно использовать гвоздь, чтобы его было легче вставить в свечу – его надо предварительно нагреть). Зажги свечу и пронаблюдай за тем, что будет происходить. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих опытах: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 11 | |||||
Занятие №12 Соленость вод морей и океанов. | Соленость вод морей и океанов. Растворение и растворы | Беседа. Лабораторная работа Самостоятельная работа с лабораторным журналом | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: шпатель, цилиндрические сосуды с водой, поваренная соль, поплавки, электроплитка Лабораторное оборудование: шпатели и стеклянные палочки, лупа, несколько сосудов с водой, набор веществ для растворения, кусочки листьев алоэ, предметные стекла. Иллюстративный материал: «Осадка судна», карта «Соленость морей и океанов», «Ллойдовская марка», «Типы растворов». «айсберги» | 1. Исследуй растворимость твердых и жидких веществ. Выясни, как растворяются различные твердые вещества в воде или в других жидкостях. 2. Проведи опыты, показывающие, как одни жидкости растворяются в других. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. 3. Начни выращивание кристаллов | 12 | |||||
Занятие №13 Гидропоника | Гидропоника Растения в космосе | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Раздаточные материалы для групповой работы Иллюстративный материал: «Вода в природе» | 1. Закончи выращивание кристаллов 2. Изучи особенности замерзания соленой и пресной воды, молока и других жидкостей Подготовь небольшой иллюстрированный отчет о своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 13 | |||||
Занятие №14 Вода в природе. | Вода в природе (твердая, жидкая и газообразная) Круговорот воды в природе. Роль растений в этом процессе. Кристаллы | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: лед, два штатива с муфтой и лапкой, прозрачный сосуд, экран, нагреватель, прозрачная широкая емкость, Лабораторное оборудование: предметные стекла, лупа, кусочки листьев Иллюстративный материал: «Кристаллы», «Выращивание кристаллов», «Транспирация», «Круговорот воды в природе», | 1. Срежь «макушку» у морковки и вставь в центр прозрачную трубочку длиной 6-15 см, помести морковку с трубочкой в небольшой сосуд с водой, расположив ее вертикально; в трубочку налей до половины соленой воды и пронаблюдай, что произойдет. Изменится ли ход опыта, если в трубочку ничего не наливать (придется взять другую морковку). 2. Вырежи из картофелины три одинаковых кубика. Возьми три одинаковых сосуда. В один из них налей чистую воду, в другой – подсоленную, в третий – очень соленую. В каждый сосуд опусти по картофельному кубику и посмотри, что с ними произойдет через 2-3 часа. 3. Положи на тарелочку несколько тонких ломтиков яблок, апельсинов, морковки, свеклы и т.п. Посыпь их сахаром и пронаблюдай за тем, что будет происходить. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 14 | |||||
Занятие №15 Диффузия, осмос и хроматография | Диффузия твердых тел, жидкостей и газов. Осмос и его роль в жизни растений. Хроматография и ее применение для изучения питания и дыхания растений | Беседа. Лабораторная работа Проверочная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: установки для демонстрации осмоса, диффузии газов и жидкостей Лабораторное оборудование: пипетки, раствор соли, чернила, зеленка, фильтровальная бумага, чашки Петри, препарат кожицы лука, Иллюстративный материал: «Диффузия твердых веществ», «Диффузия жидкостей», «Приборы для проведения хроматографического анализа» | 1. Возьми три одинаковых стакана, налей в них одинаковое количество воды, только в одном стакане вода должна быть холодной, во втором теплая, а в третьем практически кипяток. Теперь опусти в каждый по одному кусочку сахара, только не размешивай. Наблюдай за процессами, происходящими в стаканах. 2. Подготовь устный рассказ о способах распространения семян. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу | 15 | |||||
Тема «Механические и тепловые явления и их роль в жизни растений» - 8 часов | ||||||||||
Занятие №16 Движения в жизни растений. Сейсмология | Механические явления и их роль в жизни растений Колебательные явления, сейсмология | Беседа. Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: модель сейсмографа, графическая иллюстрация колебаний Лабораторное оборудование: деревянные, металлические и пластмассовые планки, штатив с муфтой и лапкой, бумажные трубки и полоски, две подставки, набор грузов Иллюстративный материал: «Движение семян растений», «Старинные сейсмографы», «Горизонтальный маятник», «Современный сейсмограф» | 1..Возьми ложки из разного материала (сталь, серебро, пластмасса, стекло, дерево) и опусти в стакан с очень горячей водой. Попробуй выяснить, какая ложка быстрее нагреется. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. 2. Сделай модель калориметра. Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. | 16 | |||||
Занятие №17 Тепловые явления | Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний при нагревании и охлаждении Теплопроводность различных веществ | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: кусочки льда (или снег), калориметр, пробирки, держатель, Лабораторное оборудование: сосуды с холодной и горячей водой, мензурка, термометр, кусочки льда (или снег), калориметр, небольшая пластиковая ложка, несколько ложек из разных материалов Иллюстративный материал: «Рельсы», «Распространение семян» | 1. Сделай две вертушки и проведи опыты, располагая каждую вертушку над настольной лампой, сбоку или снизу от нее. 2. Возьми зажженную свечу и аккуратно проследи за язычком ее пламени, помещая свечу у окна, у открытой двери, у самого пола или в других самых разных местах комнаты (квартиры). Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 17 | |||||
Занятие №18 Конвекция и излучение | Конвекция. Конвекционные потоки и ветер Инфракрасное излучение и его воздействие на различные поверхности | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: спиртовка или сухое горючее, лист бумаги, круглодонная колба, марганцовка, штатив с муфтой и лапкой, набор вертушек, электрическая плитка, весы, спички, модель воздушного шара, болометр, U-образный манометр, Лабораторное оборудование: две или три вертушки, нагреватель Иллюстративный материал: «Учет теплопроводности в технике», «Снегозадержание на полях». «Теплопроводность почвы» «Схема конвекционных потоков», «Подъем воздушного шара» «Парники и теплицы» | Сделай небольшой парник, и помести в него семена для проращивания, ежедневно наблюдай за ними и записывай результаты своих наблюдений. Подготовь описание способа изготовления своего парника и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. | 18 | |||||
Занятие №19 Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе. | Рост, питание и дыхание растений в парниках и на открытом воздухе. Способы проращивания | Беседа Самостоятельная работа с текстами | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы, комплект текстов о различных способах проращивания растений Демонстрационное оборудование: модель парника, растение в горшке с почвой и растение с корешками, выросшее в воде Лабораторное оборудование: набор проросших семян, листьев и черенков, лупа Иллюстративный материал: « Питание и дыхание растений», «Парники», «Проращивание растений» | 1. Подготовь иллюстрированный отчет о своих исследованиях по проращиванию семян в парнике. 2. Подготовь устный рассказ об искусственных и естественных источниках света | 19 | |||||
Тема «Свет и растения» - 12 часов | ||||||||||
Занятие №20 Свет и тень. | Световые явления и их роль в жизни растений. Листовая мозаика. Солнечные часы. Затмения | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: сообщающиеся сосуды, два источника света, два тела разных размеров, экран, фигуры из плотного картона, модель солнечных часов, теллурий Лабораторное оборудование: экран, источник света, набор фигурок для изучения теней, сантиметровая лента, чистый лист формата а 4 Иллюстративный материал: «Солнечные часы», «Листовая мозаика», «Затмения» | 1. Подготовь устный рассказ по одной из тем: «Листовая мозаика», «Смена дня и ночи», «Продолжительность светового дня». Подбери иллюстративный материал к своему рассказу 2. Сделай модель солнечных часов | 20 | |||||
Занятие №21 Восприятие света и его особенности | Глаз и зрение Стробоскопический эффект, стереоизображение. | . Беседа . Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: модель глаза, механический и электронный стробоскопы Лабораторное оборудование: ножницы, материалы для изготовления модели стробоскопов, лупа, кусочки старой кинопленки Иллюстративный материал: «Листовая мозаика», «Солнечные часы», «Камера-обскура», «История кино», «Стробоскопический эффект», «Стереоэффект» | 1. Сделай модель камеры – обскуры, стробоскопа или «кино» Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. 2. Подготовь рассказ на тему «Глаз и зрение» | 21 | |||||
Занятие №22 Отражение света | Отражение света. Миражи. Зеркала Перископ и калейдоскоп | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: плоское, выпуклое и вогнутое зеркала, спички, две свечи одинакового размера, кусок стекла, штатив с муфтой и лапкой, большая линейка Лабораторное оборудование: два плоских зеркала, транспортир, выпуклое и вогнутое зеркала Иллюстративный материал: «Дворец миражей или иллюзий», «Перископ», портрет Брюстера «Калейдоскоп», | 1. Сделай модели перископа или калейдоскопа Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. 2. Приготовь устный рассказ о миражах. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу | 22 | |||||
Занятие №23 Преломление и дисперсия света | Преломление и дисперсия света Радуга. Спектры и спектральные приборы | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: источник света,, стеклянная призма, спектроскоп, спиртовка (или сухое горючее), набор химических реактивов, Лабораторное оборудование: призмы, транспортир, стеклянная пластинка с параллельными гранями, спектроскоп прямого зрения, Иллюстративный материал: «Радуга», «Перископ», «Калейдоскоп», «Спектроскоп», портреты Снеллиуса, Кирхгофа, Бунзена, Мальпиги, Бэкона | 1. Пронаблюдай за поведением мыльных пузырей: висящих на конце трубочки, летящих в воздухе и упавших на какую-то поверхность. Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии. 2. Подготовь устный рассказ о том, какие явления похожие на радугу ты видел. | 23 | |||||
Занятие №24 Интерференция, дифракция и поляризация света. | Интерференция света в тонких пленках. Дифракция от щелей и при отражении света от некоторых поверхностей. Поляризация света Свет и цвет | Беседа Лабораторная работа Контрольная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: источник света, два поляроида, кристаллы исландского шпата Лабораторное оборудование: старый компакт-диск, набор светофильтров, нитки, два предметных стекла, дифракционная решетка Иллюстративный материал: «Дифракция на щели», «Интерференция в тонких пленках», «Растительные клетки и кристаллы в поляризованном свете» | 1. Сделай модель «Диск Ньютона» и пронаблюдай за изменением цветового восприятия при изменении скорости его вращения. 2. Возьми несколько кусочков из прозрачного материала разного цвета (стеклышки, пластик, ткань и т.п.) и пронаблюдай с их помощью результаты сложения цветов. Подготовь отчет о своих опытах. Сделай для отчета рисунки или фотографии. | 24 | |||||
Занятие №25 Фотосинтез и его роль в жизни растений | Фотосинтез. и его роль в жизни растений Круговорот веществ в природе | Беседа Самостоятельная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Лабораторное оборудование: предметные стекла, набор засушенных листьев растений, росших на свету и в затемненном помещении, лупа Иллюстративный материал: «Фотосинтез», «Круговорот веществ в природе», «Как сделать султанчик» | 1. Подготовь устный рассказ о янтаре. Подбери иллюстрации к своему рассказу 2. Сделай два султанчика, используя для этого любые толстые нитки, полоски из фольги, полиэтилена или тонкой бумаги. | 25 | |||||
Тема «Электромагнитные явления и растения» - 8 часов | ||||||||||
Занятие №26 Электрические явления в природе | Электрические явления в природе Электризация. Взаимодействие наэлектризованных тел Электроскоп | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: электроскоп и электрометр, стеклянная и эбонитовая палочка, куски шелка и меха. Лабораторное оборудование: два султанчика, чашка Петри, кусочки ваты, бумаги и фольги, деревянная, металлическая и пластмассовая линейка, кусочки ткани, полиэтилена, меха (10х10 см), ножницы, подъемный столик, подставка с выпуклой поверхностью Иллюстративный материал: «Янтарь», «Молния», «Старинные электроскопы», «Огни святого Эльма» | Сделай модель электроскопа и придумай, какие опыты можно провести с его помощью. Подготовь описание способа изготовления своего прибора, а также проведенных опытов и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. | 26 | |||||
Занятие №27 Магнитные явления в природе | Магнитные явления в природе. Естественные и искусственные магниты. Взаимодействие магнитов | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: компас, полосовой, кольцевой и подковообразный магниты, сосуд с водой, два пенопластовых «плота» для магнитов, набор «перегородок» из разных материалов Лабораторное оборудование: магнитная стрелка на подставке, маленький магнит, колба, сосуд с водой, кусок картона, стальные опилки, полосовые, кольцевые и подковообразный магниты, стальные скрепки, гвозди, подставка для кольцевых магнитов Иллюстративный материал: «Магнетит», «Естественные магниты», «Магнитные аномалии», карта «Месторождения магнитных руд» | 1. Сделай магнитную игрушку. Подготовь описание способа изготовления своей игрушки и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями. 2. Подготовь устный рассказ об одном из способов ориентирования. | 27 | |||||
Занятие №28 Ориентирование на местности | Способы ориентирования на местности. Компас План и карта. Географические и астрономические карты. Глобус | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: глобус, компас, Лабораторное оборудование: полосовые, кольцевые и подковообразный магниты, стальные опилки, лист картона 20х20 см, компас, географические и астрономические карты Иллюстративный материал: «Глобус», «Компасы», географические и астрономические карты, космоснимки. | 1. Подготовь устный рассказ на тему «Азимут» Подбери иллюстративный материал к своему рассказу. 2. Сделай подвижную карту звездного неба. | 28 | |||||
Занятие №29 Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений | Влияние электрических и магнитных явлений на жизнь растений Полезные ископаемые Могут ли растения помочь в поиске полезных ископаемых? | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых, Лабораторное оборудование: набор для изучения электризации, магнит, зеленые и сухие листья, кусочки стеблей или маленькие ветки, Иллюстративный материал: «Растения - рудоуказчики», портрет Гильберта, подвижная карта звездного неба | Подготовь устный рассказ «Основные месторождения и добыча полезных ископаемых» по одной из тем – нефть, уголь, торф, соль, железо, золото, алмазы и т.п. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу | 29 | |||||
Тема «Как живут растения» - 10 часов | ||||||||||
Занятие №30 Растения и полезные ископаемые | Растения и полезные ископаемые Индикаторы для распознавания состава полезных ископаемых | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: коллекция полезных ископаемых Лабораторное оборудование: набор индикаторов, прозрачные стаканчики, пипетки, стеклянные палочки, лупа, образцы для исследования Иллюстративный материал: «Растения -индикаторы полезных ископаемых». «Полезные ископаемые на карте мира», «Полезные ископаемые России» | Проведи опыты по изучению чистых жидкостей и растворов с помощью индикаторов Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 30 | |||||
Занятие №31 Почва - | Почва - ее образование и строение. Типы почв. | Беседа Лабораторная работа | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы Демонстрационное оборудование: прозрачные емкости с почвами разного типа, образцы минералов Лабораторное оборудование: емкости с образцами почв, лупа Иллюстративный материал: карта месторождений полезных ископаемых, «Растения – индикаторы почв», «Морозное выветривание», «Химическое выветривание» | Проведи опыты по изучению морозного выветривания. Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об своих исследованиях: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты. | 31 | |||||
Занятие №32 Плодородие почвы. | От чего зависит плодородие почвы? Работы Докучаева Удобрения и их роль в жизни растений | Беседа Лабораторная работа Тестирование | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы. Демонстрационное оборудование: прозрачные емкости с различными удобрениями Лабораторное оборудование: набор прозрачных сосудов с водой, емкости с образцами удобрений, шпатели или ложечки, стеклянные палочки, набор индикаторов Иллюстративный материал: «Типы почв», «Есть ли почва на планетах солнечной системы», «Виды удобрений», «Как получают удобрения?», «Влияние удобрений на жизнь культурных растений» | Подготовь устный рассказ на тему «Гидропоника и растения в невесомости» Подбери иллюстративный материал к своему рассказу | 32 | |||||
Занятие №33 Можно ли встретить растения на других планетах? | Можно ли встретить растения на других планетах? Обобщение изученного материала. Подготовка к итоговой конференции и защите индивидуальных проектов | Беседа. Работа в группах | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Лабораторные журналы, тексты и табличные данные об условиях на планетах Солнечной системы Демонстрационное оборудование: модель Солнечной системы Лабораторное оборудование: - Иллюстративный материал: «Планеты Солнечной системы», «Атмосфера планет Солнечной системы» | Подготовься к выступлению на итоговой конференции | 33 | |||||
Занятие №34 Итоговая конференция | Защита «выпускных работ» | Индивидуальные и групповые выступления | Общее оборудование: компьютер, проектор, экран. Демонстрационное оборудование: подбор демонстрационного оборудования определяется темами «выпускных работ» Иллюстративный материал: готовится учащимися в соответствии с темами и содержанием их выступлений на защите «выпускных работ» | Изучение жизни растений можно продолжить во время летних каникул. Наблюдай за интересными природными явлениями: записывай, рисуй, фотографируй, снимай видеосюжеты. Можно провести самостоятельные исследования, используя материалы четвертой части «Книги для чтения». | 34 |
Всего 68 часов, (из них 4 часа – резервное время)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...