Программа факультатива "Экология родного края"
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа факультатива "Экология родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rodnogo_kraya.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Пояснительная записка
Нормативно-документальной основой программы являются
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Учебный план и календарный учебный план ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка» на 2015-2016 уч. год;
Цели и задачи обучения
- освоение знаний о биоразнообразии, видовом составе и жизненных формах растений и животных Липецкой области и села Дмитряшевки;
- знакомство с редкими видами растений и животных Липецкого края;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
- развитие интереса к изучению природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
- применение полученных знаний и умений для решения экологических задач в повседневной жизни, выявления влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека
- овладение учениями нахождения предполагаемых путей решения экологических проблем края;
Программа факультативного курса «Экология родного края» рассчитана на учащихся 9 класса и направлена на приобретение ими углубленных экологических знаний о Липецкой области.
Главная цель курса:
изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников и животных в типичных природных сообществах Липецкого края; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения знаний; воспитание любви к своему краю, формирование экологической культуры личности.
Основными задачами курса являются:
ознакомление учащихся с актуальными проблемами сохранения биоразнообразия в мире, России, Липецкой области , ролью ученых-естествоиспытателей в исследовании и сохранении биоразнообразия края;
освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах растений, грибов, лишайников и животных , а также о необходимых мерах их охраны; о мерах их использования хозяйственно-ценных видов в крае;
изучение учащимися экологических проблем Липецкого края;
выявление учащимися источников загрязнения биосферы родного края и определение влияния этих загрязнений на здоровье человека;
овладение учащимися умениями работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием;
формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы родного края.
Практическая направленность факультативного курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.
Программа факультативного курса «Экология родного края» предусматривает 35 учебных часа (1 час в неделю) и включает 6 разделов.
Содержание программы
1 Введение (4 часа)
Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований. Проблема сохранения биоразнообразия. История изучения природы Липецкой области.
Экскурсия. Биоразнообразие природы родного края.
2 Растительность Липецкой области (9 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Древесные растения . Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Голосеменные растения . Разновидность и экологические группы голосеменных растений. Лиственные растения и кустарники. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников . Травянистые растения . Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Липецкой области и села Дмитряшевка.
Практические работы. Определение видов и экологических групп голосеменных растений. Определение лиственных деревьев и кустарников. Определение основных представителей травянистой растительности . Определение видов грибов и типов лишайников.
3 Животный мир Липецкой области и Хлевенского района (6 часов)
Общая характеристика животного мира . Беспозвоночные . Рыбы . Земноводные и пресмыкающиеся . Птицы . Млекопитающие.
Практические работы. Изучение многообразия беспозвоночных по коллекциям. Описание видового состава рыб местного водоема. Описание видового состава земноводных и пресмыкающихся. Составление списка птиц местной фауны. Описание видового состава млекопитающих местной фауны.
Экскурсия. Знакомство с птицами села.
4 Экологические проблемы Липецкого края (9 часов)
Реки и источники их загрязнения. Исследования состояния водной среды реки Дон. Источники загрязнения атмосферы в Липецкой области. Методы мониторинга атмосферного воздуха. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Основные загрязнители почвы . Экологическое состояние почв в нашей местности. Источник химического загрязнения окружающей среды . Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека.
Лабораторные работы. Определение качества воды в реке Дон. Определение состава почв, по образцам, взятым на пришкольном участке, на территории стихийного выброса мусора. Определение угрозы загрязнения окружающей среды в районе свалки на территории села.
Практические работы. Анализ запыленности воздуха по твердым фракциям снега.
Определение загрязненности воздуха по состоянию лишайников.
5 Проблема охраны окружающей среды Липецкого края (3 часа)
Экологическое состояние края. Редкие виды растений и животных. Особо охраняемые природные территории. Заповедники «Галичья гора», «Воронежский биосферный»
Практическая работа. Определение по атласам положение охраняемых территорий области
6 Экология и человек (2 часа)
Взаимосвязь человека и природной среды. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Итоговое занятие (1 ч)
Экскурсия (1 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 4 | 3 | 1 |
2 | Растительность | 9 | 5 | 4 |
3 | Животный мир | 6 | 1 | 5 |
4 | Экологические проблемы | 9 | 4 | 5 |
5 | Проблема охраны окружающей среды Липецкого края | 3 | 2 | 1 |
6 | Экология и человек | 4 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
факти чески | по плану | ||||
1.Введение | |||||
1 | Экология – наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Методы экологических исследований | 1 | |||
2 | Проблема сохранения биоразнообразия | 1 | |||
3 | История изучения природы Липецкого края | 1 | |||
4 | Пр.р. Биоразнообразие Липецкой области | 1 | |||
2.Растительность | |||||
5 | Жизненные формы и экологические группы растений, грибов и лишайников | ||||
6 | Древесные растения Липецкой области. Отличительные особенности строения деревьев и кустарников | ||||
7 | Голосеменные растения | ||||
8 | Пр.р. Разновидность и экологические группы голосеменных растений села Дмитряшевка и области | ||||
9 | Лиственные растения и кустарники области и села | ||||
10 | Пр.р. Видовой состав лиственных деревьев и кустарников области и села | ||||
11 | Травянистые растения | ||||
12 | Пр.р. Разновидность травянистой растительности Липецкой области и села | ||||
13 | Пр.р. Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников | ||||
3.Животный мир | |||||
14 | Общая характеристика животного мира Липецкого края | ||||
15 | Пр.р. Беспозвоночные области и села | ||||
16 | Пр.р. Рыбы водоемов Липецкой области | ||||
17 | Пр.р. Земноводные и пресмыкающиеся области и села | ||||
18 | Пр.р. Птицы родного края | ||||
19 | Пр.р. Млекопитающие области и села | ||||
4.Экологические проблемы | |||||
20 | Реки и источники их загрязнения | ||||
21 | Пр.р. Исследования состояния водной среды реки Дон | ||||
22 | Источники загрязнения атмосферы в Липецкой области | ||||
23 | Пр.р. Методы мониторинга атмосферного воздуха | ||||
24 | Пр.р. Лишайники – индикаторы чистого воздуха | ||||
25 | Основные загрязнители почвы | ||||
26 | Пр.р. Экологическое состояние почв в нашей местности | ||||
27 | Пр.р. Источник загрязнения окружающей среды села Дмитряшевка | ||||
28 | Опасность химического загрязнения для природной среды и здоровья человека | ||||
5.Проблема охраны окружающей среды Липецкого края | |||||
29 | Экологическое состояние Липецкого края | ||||
30 | Редкие виды растений и животных | ||||
31 | Пр.р. Особо охраняемые территории Липецкой области | ||||
6.Экология и человек | |||||
32 | Взаимосвязь человека и природной среды | ||||
33 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | ||||
34 | Итоговое занятие | ||||
35 | Экскурсия |
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать:
- биоразнообразие Липецкого края
- жизненные формы растений и животных своей местности и области
- видовой состав растительного и животного мира своего села и области
- методы экологических исследований
- экологические проблемы своей местности и области
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
- редкие виды растений и животных Липецкого края
- значение растений и животных и меры их защиты
уметь:
- самостоятельно выполнять практические и лабораторные работы, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования, опыты и наблюдения
- работать с определительными карточками, с определителями, лабораторным оборудованием
- анализировать и делать выводы из полученной информации
- находить предполагаемые пути решения экологических проблем
- творчески подходить к решению задачи
Литература для учащихся
1. Энциклопедия «Википедия»
2. Красная книга Липецкой области
3. Экология и география Липецкого края
Литература для учителя
1. Энциклопедия «Википедия»
2. Красная книга Липецкой области
3. Экология и география Липецкого края
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ономастика родного края"
Аңлатма язуы. Кешеләрнең фикерләү һәм үзара аңлашу-аралашу чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...
Программа кружка "Родной край"
Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....
Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"
Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...
Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы
Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...
Образовательная программа "Знатоки родного края"
Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...
Рабочая программа "История родного края", 5 класс
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...