Классный час "Культура речевого общения"
классный час (5, 6, 7 класс) на тему
Сценарий классного часа поможет классным руководителям разн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechevogo_obshcheniya.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий тематического классного часа «Культура речевого общения»
Цели:
1 Воспитание уважительного отношения к окружающим, культуры взаимоотношений между людьми.
2 Формирование у учащихся отрицательного отношения к ненормативной лексике, способствовать формированию грамотной и правильной речи.
3.Показать роль речевого этикета, как средства улучшения взаимопонимания между людьми.
Ход классного часа.
Учитель: В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, связанные с определенными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом. Речевой этикет отражает народный опыт, условия быта, обычаев народа. Этикет – это свод правил, который регулирует поведение людей в соответствии с социальными требованиями.
Система речевого этикета – это формы обращения, приглашения, просьбы, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приветствия. Слово – оружие, которым можно нанести рану.
Я расскажу вам притчу о мудром древнегреческом баснописце Эзопе.По легенде, знаменитый басно Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
Как вы понимаете выражение «речевой этикет?» (обсуждение)
Формулируем вывод:
Речевой этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращения, поведения в общественных местах, манеры).
Самое первое требование – проявлять к окружающим, в частности к собеседнику, внимание, уважение, заботиться об экономии чужого времени. Вежливость требует самообладания в словах и поступках.
Прослушайте и скажите, о каких правилах общения говорится в стихотворении:
Пожалуйста, потише!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат -
Попробуйте все тихо рассказать.
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Обсуждение стихотворения, формулирование вывода.
А что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?
Итог: «Вежливость – форма проявления уважения к другому человеку, признания его достоинств»
Первое впечатление о человеке складывается и при знакомстве. Что обычно говорят при знакомстве?
|
|
При любом общении необходимо соблюдать определенные правила, которые нужны как говорящему, так и слушателю.
Задание классу.
Слушающий:
- показывает взглядом, мимикой, доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, не делает замечаний по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль.
Говорящий:
- произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику только по имени. Спрашивает, все ли ясно.
После того, как вы узнали правила общения, давайте познакомимся с их запретами.
Запреты на:
|
|
|
Объясните смысл каждой группы запретов.
3.Конкурс высказываний о поведении.
Класс делится на две команды. Каждая команда получает вопросы, обсуждение ведется в группах. Жюри подводит итоги игры в конце, называет команду – победителя.
4. Игра: «Как вы знаете этикет?»
1. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
а) младший – старшему;
б) старший – младшему.
2. С кем необходимо здороваться на лестничной площадке своего дома?
а) со всеми;
б) только с теми, кого знаете;
в) со всеми, кого когда-либо раньше встречали.
3. С кем необходимо здороваться, находясь в учреждении?
а) со всеми;
б) только с теми, кого знаете;
в) со всеми, кого когда-либо раньше встречали.
4. Незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами. Как поступить?
а) сделать вид, что не заметили приветствия;
б) ответить приветствием;
в) объяснить незнакомому человеку его ошибку.
5. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас двоих должен поздороваться первым?
а) тот, кто обгоняет;
б) тот, кого обгоняют.
6. Следует ли употреблять при знакомстве сопутствующие фразы: «очень приятно», «рад познакомиться» и т.д.?
а) их произносит тот, кому представляют нового знакомого;
б) их может произнести юноша, но не девушка;
в) эти фразы – пережиток, без них вполне можно обойтись.
7. Кто здоровается первым – входящий или присутствующие?
а) конечно, входящий;
б) первым здоровается тот, кто вежливей;
в) первым здоровается один из присутствующих, тот, кто первым заметил входящего.
8. Как представляется ребенок?
а) называет свое полное имя;
б) называет свое имя и фамилию;
в) называет свое имя, фамилию, отчество.
9. В разговоре со скучным собеседником вас одолевает зевота. Что делать?
а) скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на вас скуку?
б) постараться скрыть и подавить зевоту;
в) зевота – не порок, главное при зевоте не открывать рот
10. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его по плечу, колену?
а) это не прилично, особенно если собеседник – малознакомый человек;
б) можно, подобные жесты выражают особую расположенность к собеседнику;
в) подобные жесты можно позволить себе лишь в ответ на аналогичные со стороны вашего собеседника.
11. Возможна ли громкая беседа на улице?
а) да, если вы встретились с друзьями, которых вы давно не видели;
б) да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей, и шум трамваев заставляет разговаривать громко;
в) нет.
12. Как необходимо поступить, если необходимо что-то сказать с дальнего расстояния – через коридор, улицу?
а) крикнуть громче;
б) показать жестами;
в) подойти поближе и сказать.
13. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?
а) может, если проявит собственную инициативу и настойчивость;
б) может, если в беседу его вовлекут старшие;
в) не может ни в коем случае.
14. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти?
а) можно, и чем скорее, тем лучше;
б) лучше воздержаться от подобной «помощи»;
в) это возможно, но только в частной, а не в официальной ситуации.
15. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?
а) в любом случае это не допустимо;
б) это допустимо только в среде сверстников;
в) это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу.
16. Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
а) это недопустимо;
б) конечно, можно, особенно если она безупречна и внушает восхищение.
17. Можно ли во время беседы с кем-либо одновременно смотреть телевизор или листать журнал, рыться в ящике стола, сумке, карманах.
а) можно, если в кармане вы ищите носовой платок, в сумке – кошелек, а в столе – блокнот, т.е. что-то в данный момент вам необходимо;
б) нельзя, это не вежливо;
в) во время беседы возможны лишь поиски носового платка.
18. Какое из выражений предпочтительнее в молодежной среде для сообщения об отсутствии родителей?
а) «Шнурки слиняли»;
б) «Предки свалили»;
в) «Родители ушли».
19. Можно ли во время беседы потирать нос, почесывать шею, затылок и т.д.
а) можно, если это поможет сосредоточиться;
б) нельзя, даже если это поможет сосредоточиться;
в) можно, но только с помощью носового платка.
20. Допустимо ли в обществе беседовать с кем-либо шепотом?
а) недопустимо, лучше уединиться и поговорить;
б) допустимо, особенно, если предмет разговора – глубоко личный;
в) допустимо сказать собеседнику шепотом не более 2-3 слов.
4. Конкурсная комиссия выносит решение.
Заключение:
В заключении хочу процитировать высказывания великих ораторов:
Речь одного человека — еще не речь: нужно выслушать обе стороны.
Мартин Лютер.
Прежде, чем учиться говорить, научись слушать.
Аристотель.
Интернет- ресурсы:
1 Фламингуру для детей. Высказывания о речи. http://flaminguru.ru/af369.html
2. Курсы ораторского искусства и мастерства общения. http://www.orator.ru/stories.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой этикет и культура речевого общения
Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Этика и эстетика речевого общения. Школьный речевой этикает
Речевая агрессия. Школьный этикет...
Сценарий классного часа "Культура речевого общения"
Сценарий классного часа поможет классному руководителю разнообразить формы воспитательной работы в классе....
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.
Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....
Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".
В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...
Роль речевого окружения и речевого общения в развитии речи ребенка
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечеств...