Программа воспитания и социализации обучающихся "Я расту"
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа воспитания и социализации обучающихся "Я расту" с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospit.docx | 632.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Базинская основная общеобразовательная школа
«Социокультурный центр»
Программа воспитания и социализации
обучающихся «Я расту»
Автор – составитель программы Милютина Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
Р.п.Бутурлино, 2015 г.
Содержание
1.Постановка проблемы и условия разработки программы
1.1. Психолого-педагогическая характеристика класса
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовая основа
2.2 Основная идея.
2.3.Цель и задачи программы.
2.4 Способы достижения целей.
2.5 Направления программы.
2.6.Подходы к воспитанию.
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
2.8 План поэтапной реализации программы воспитания.
3.Содержание (ценности, задачи, прогнозируемый результат, виды, формы деятельности.).
4.Ценностные основы воспитания и социализации.
5. Планирование.
6. Управление
7. Кадровое обеспечение
8. Диагностическое сопровождение процесса реализации программ.
9. Показатель эффективности реализации программы
10. Ресурсное обеспечение.
В каждом человеке природа всходит
либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэк
- Постановка проблемы и условия разработки программы.
В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
При разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.
- Психолого-педагогическая характеристика класса
На начало 2015-2062 учебного года в классе 16 человек: 9 девочек , 7 мальчиков.
В коллектив пришли новые дети: Иванова Ангелина, Гусева Ангелина, Жукова Екатерина, Сушилкина Алина. На этих детей необходимо обратить особое внимание, помочь им влиться в новый коллектив.
Переход в среднее звено не вызвал у учащихся особых трудностей в организации процесса обучения: они достаточно быстро сориентировались в расписании занятий, номерах кабинетов, привыкли к новым учителям. Диагностика социальной адаптированности показала: число учащихся с высоким уровнем адаптации равно 93%.
Между учащимися существуют доброжелательные отношения, В классе есть несколько лидеров : Жуков Виктор, Жукова Катя,Жамалетдинов Дамир. Взаимоотношения между мальчиками и девочками положительные, дружеские.
Класс нельзя назвать очень тихим и скромным, но дети на все замечания реагируют сразу и правильно. Дисциплины на уроках хорошая, вне уроков и дома дети ведут себя хорошо.
Большинство ребят активно осваивают пространство школы, района – кружки, секции, музыкальная школа, спортивная школа. Многие учащихся класса – постоянные участники общешкольных мероприятий.
По итогам обучения в прошлом году в классе было 1 отличник и 7 хорошистов. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованны и аккуратны в учебе, поэтому некоторые дети занимаются удовлетворительно.
Класс обладает достаточным интеллектуальным потенциалом, отличается «индивидуализмом». Большая часть детей и родителей мотивированы на учёбу. Позитивно относятся к учёбе, учатся с интересом Жуков Виктор, Жукова Екатерина, Иванова Ангелина, Рябичева Ксения, Жуков Егор, Жамалетдинов Дамир, Зайцева Евангелина, Кочетов Сергей. Значительно хуже к учебе относятся Яроцкий Сергей, Щурупов Евгений. Очень старательны Жукова Катя и Жукова Даша, но не всегда все получается.
Родители учеников в основном ответственные, посещают родительские собрания, интересуются школьной жизнью своих детей. Собеседование с родителями на собрании показало, что они часто бывают заняты на работе и не всегда успевают помочь детям в подготовке уроков.
Дети принимают участие в разнообразных видах деятельности, с интересом играют, обладают организаторскими навыками.
Из 16 семей учащихся класса 6 неполных. Большинство детей имеет благоустроенное, собственное жильё. Детям созданы условия для труда и отдыха. Социально неблагополучных семей нет.
Таким образом, цели и задачи воспитательной деятельности определялись в соответствии со статусом класса, интересами и потребностями учащихся, родителей и педагогов.
2.Пояснительная записка
Замысел настоящей Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования состоит в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование и действенность механизмов развития школы в условиях введения нового ФГОС.
Поскольку данный документ отражает живой и постоянно изменяющийся процесс, он сам будет претерпевать изменения и дополнения, вызванные как внешними, так и внутренними обстоятельствами. Тактическим документом, конкретизирующим воспитательную программу, является ежегодно разрабатываемый годовой план воспитательной работы школы.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также опыта реализации воспитательной работы МБОУ Базинской ООШ «СКЦ».
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.
Почему же я выбрала такое название: «Я расту»? Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой ступеньке своего развития ребенок растет не только физически, но и должен совершенствоваться духовно. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
В реализации программы воспитания нужно предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избрать в качестве приоритетного - существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
2.1. Нормативно-правовая основа
Нормативно-правовой и документальной основой авторской программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Ступени совершенства» являются
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.
- Программа воспитания и социализации учащихся МБОУ Базинской ООШ «СКЦ»
2.2 Основная идея
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Я расту» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В дальнейшем буду опираться на следующие определения.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны .
Программа воспитательной работы «Я расту», поможет учителю организовать работу в своём классе в течение пяти лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода, каждый год обучения в школе является важным звеном в становлении личности школьника, поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
2.3.Цель программы:
обеспечение каждого ученика коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы:
Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.
Воспитательные задачи
- Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
- Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
- Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
- Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
- Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
- Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг и др.
- Организовать профориентационную работу с учащимися.
- Организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников.
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
2.4. Способы достижения целей:
Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).
Это предполагает:
- совместное формулирование и принятие правил жизни класса;
- совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
- самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:
- творчество в процессе обучения (на уроках);
- творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
- возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.
Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:
- проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
- проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).
Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:
- проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности
Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:
- учитывать развитие прирожденных задатков;
- создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
- предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
- предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
- предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
- слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
- согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
- создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
- включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.
2.5 Направления программы.
В соответствии с поставленными задачами мы выделяем следующие основные направления деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (Гражданско-патриотическое)
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности. (Социальная ответственность)
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (Интеллектуальное)
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии.
4. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (Нравственные убеждения)
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности.
5. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
2.6 Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Ступени совершенства» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
2.7. Принципы построения воспитательной системы.
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
2.8. План поэтапной реализации программы воспитания.
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
2015-2016 – подготовительный, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;
- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;
- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.
2016-2019 – запуск программы и этапы реализации:
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;
- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;
- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
- организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.
2019-2020- заключительный– аналитико-коррекционный этап:
3. Содержание.
Модель выпускника первого уровня
Ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками.
Ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину.
Ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки.
Ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный,
организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный
Модель выпускника второго уровня обучения
Подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов.
Подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации.
Подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании; – подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать.
Подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство.
Подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям.
Подросток, любящий свою семью.
Модель выпускника школы
Выпускник – это человек, гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой, а именно:
– человек, имеющий уровень образования, адекватный современным требованиям, позволяющий ему быть интегрированным в мировую культуру, способствующий свободному выбору области деятельности;
– семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью, способный воспитать достойных членов общества;
– человек, свободный в выборе мнений, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;
– личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры и потребность в здоровом образе жизни, культуры труда.
3.Содержание реализации программы.
Направление деятельности | Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) | ||||
Ценности | Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. | ||||
Задачи | Создать условия для формирования: - общего представления о политическом устройстве российского государства; - системных представлений об институтах гражданского общества; - понимания и одобрения правил поведения в обществе; - осознания конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; - системных представлений о народах России; - формирования негативного отношения к нарушениям порядка. | ||||
Прогнозируемый результат |
Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
| ||||
Виды деятельности | - знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина - участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями. | ||||
Формы деятельности |
| ||||
Направление деятельности | Социально - ответственное(воспитание социальной ответственности и компетентности). | ||||
Ценности | Нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. | ||||
Задачи | Создать условия для формирования: - осознанного принятия роли гражданина; - усвоения позитивного социального опыта; - освоения норм и правил общественного поведения в современном обществе; - приобретения опыта взаимодействия; - осознанного принятия основных социальных ролей; - формирования собственного конструктивного стиля общественного поведения. | ||||
Прогнозируемый результат |
| ||||
Виды деятельности | Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов, первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями), с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | ||||
Формы деятельности |
Оформление классного уголка | ||||
Направление деятельности | Нравственные убеждения (воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания). | ||||
Ценности | Трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость | ||||
Задачи | Создать условия для формирования - сознательного принятие базовых национальных российских ценностей; - любви к школе, своему посёлку, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; -желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; - понимания смысла гуманных отношений; - понимания значения религиозных идеалов в жизни человека и общества; - умения осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков - понимания и сознательного принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; - отрицательного отношения к аморальным поступкам. | ||||
Прогнозируемый результат |
| ||||
Виды деятельности | Формирование представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества; получение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к старшим, опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике; участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, акциях. | ||||
Формы деятельности |
| ||||
Направление деятельности | Трудовое (Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) | ||||
Ценности | Трудолюбие, настойчивость в достижении цели, взаимопомощь. | ||||
Задачи | Создать условия для формирования: - понимания необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; - осознания нравственных основ образования; - осознания нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества; - умения планировать трудовую деятельность; - готовности к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования - бережного отношения к результатам труда, труда. | ||||
Прогнозируемый результат |
должна быть сформирована мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | ||||
Виды деятельности | Формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества; получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду, начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов, умений и навыков самообслуживания в школе и дома; применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | ||||
Формы деятельности |
трудовые акции. | ||||
Направление деятельности | Экологическое (Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) | ||||
Ценности | Жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля | ||||
Задачи | Создать условия для формирования: - развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - ценностного отношения к природе и всем формам жизни; - элементарного опыта природоохранительной деятельности; - бережного отношения к растениям и животным, -соблюдения личной гигиены. | ||||
Прогнозируемый результат |
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. | ||||
Виды деятельности | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, в семье позитивных образцов взаимодействия с природой получение о опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе, участия в природоохранительной деятельности, участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций. | ||||
Формы деятельности |
| ||||
Направление деятельности | Эстетическое воспитание(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | ||||
Ценности: | Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество. | ||||
Задачи | Создать условия для формирования: - представления о душевной и физической красоте человека; - умения видеть красоту природы, труда и творчества; - интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; - интереса к занятиям художественным творчеством; - стремления к опрятному внешнему виду; - отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости. | ||||
Прогнозируемый результат |
накоплен
| ||||
Виды деятельности | Получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России, опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, представление о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами, обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду, прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ, в художественном оформлении помещений. | ||||
Формы деятельности |
|
4. Ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
5.Календарно –тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
План-сетка на сентябрь
Направления воспитательной работы | Сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Крещение Руси» | Экскурсия на выставку «В.Чкалов» | Игра «Зарница» | |
Социальное воспитание | Дискуссия «Какие люди мне нравятся» | Классный час «Огонь- наш друг и враг» | ||
Нравственные убеждения | Час общения «Разрешение конфликтов» | |||
Экологическое воспитание | Беседа «Профилактика заболеваний» | Классный час «Жизнь как ценность» | ||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | Классный час «Дело мастера боится» | ||
Эстетическое воспитание | Час общения «Красота в жизни человека» |
План-сетка на октябрь
Направления воспитательной работы | Октябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Государственная символика Р.Ф.» | Классный час «День народного единства» | ||
Социальное воспитание | День здоровья | Беседа «искусство быть справедливым» | Участие в работе детского общественного объединения | |
Нравственные убеждения | Акция «Подарок Дому милосердия» | Беседа «Эмоции и чувства» | ||
Экологическое воспитание | Беседа «Жизнь как ценность» | |||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | |||
Эстетическое воспитание | Конкурс рисунков |
План-сетка на ноябрь
Направления воспитательной работы | Ноябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | День народного единства | Классный час «Я юный гражданин России» | Классный час «Урок мужества» (по Симонову) | |
Социальное воспитание | Поездка в ПЧ | Конкурс рисунков «Береги электроэнергию!» | Участие в работе детского общественного объединения | |
Нравственные убеждения | Беседа «Доброе слово что ясный день» | |||
Экологическое воспитание | Классный час «Цени свою жизнь и окружающих» | Экологический урок «Сделаем вместе» | ||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | Акция «Забота» | ||
Эстетическое воспитание | Посещение выставки | Классный час «К юбилею Симонова» |
План-сетка на декабрь
Направления воспитательной работы | Декабрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «День конституции» | Классный час «Ваше право» | ||
Социальное воспитание | Участие в работе детского общественного объединения | |||
Нравственные убеждения | Акция «Спешите делать добрые дела» | |||
Экологическое воспитание | Классный час «Здоровый образ жизни» | |||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | Классный час «Много дел у человека» | ||
Эстетическое воспитание | Классный час «Понятие прекрасного» | Новогодние праздники |
План-сетка на январь
Направления воспитательной работы | Январь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «История моего поселка» | |||
Социальное воспитание | Участие в работе детского общественного объединения | |||
Нравственные убеждения | Классный час «Спешите делать добрые дела» | |||
Экологическое воспитание | Акция «Всей семьей за безопасность на дорогах» | |||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | |||
Эстетическое воспитание | Лыжный поход |
План-сетка на февраль
Направления воспитательной работы | Февраль | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «День защитника Отечества» | |||
Социальное воспитание | Участие в работе детского общественного объединения | |||
Нравственные убеждения | Праздник Масленицы | |||
Экологическое воспитание | Классный час «Болезни- как беда человека» | |||
Интеллектуальное воспитание | Дежурство в классе | |||
Эстетическое воспитание | День всех влюбленных | Выставка рисунков к Дню защитников Отечества. |
План-сетка на март
Направления воспитательной работы | Март | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое |
| Классный час «Права и обязанности школьника» | ||
Социальное воспитание | Участие в работе детского общественного объединения | |||
Нравственные убеждения | Классный час «Доброта спасет мир» | |||
Экологическое воспитание | Беседа «Можно ли помочь самому себе» | |||
Интеллектуальное воспитание | Участие в акции «Билет здоровья» | Дежурство в классе | ||
Эстетическое воспитание | Подарок маме и бабушке |
План-сетка на апрель
Направления воспитательной работы | Апрель | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Н.В.Сутягин- наш земляк» | |||
Социальное воспитание | Участие в работе детского общественного объединения | |||
Нравственные убеждения | Акция «Подарок Дому милосердия» | |||
Экологическое воспитание | Безопасное колесо | |||
Интеллектуальное воспитание | Акция «Чистый двор» | Дежурство в классе | ||
Эстетическое воспитание | Классный час «Каждый мечтает быть красивым» |
План-сетка на май
Направления воспитательной работы | Май | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Классный час «Наша победа», «Ко дню рождения Н.В.Сутягина» | Урок мужества | ||
Социальное воспитание | Проект «Школьная клумба» | Участие в работе детского общественного объединения | ||
Нравственные убеждения | Беседа «Когда мы едины, мы непобедимы» | |||
Экологическое воспитание | Классный час «Компьютер- друг или враг?» | |||
Интеллектуальное воспитание | Экологический десант | Дежурство в классе | ||
Эстетическое воспитание | Конкурс рисунков «День победы», подарок ветерану | Посещение выставки |
План-сетка на июнь
Направления воспитательной работы | Май | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Гражданско-патриотическое | Работа по плану летнего оздоровительного лагеря | |||
Социальное воспитание | Поход в лес с привлечением родителей | |||
Нравственные убеждения | Работа по плану летнего оздоровительного лагеря | |||
Экологическое воспитание | Возложение цветов к памятнику погибшим воинам | |||
Интеллектуальное воспитание | Игры на свежем воздухе | |||
Эстетическое воспитание | Работа по плану летнего оздоровительного лагеря. Летняя трудовая практика |
6. Управление
Модель ученического самоуправления в классе.
Мы принимаем следующее определение самоуправления учащихся.
Соуправление учащихся - самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Смысл ученического самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение мыслить, принимать решения и осуществлять их.
1.Классное ученическое собрание планирует общеклассные дела, готовит информацию и предложения, отражающие потребности учащихся класса в вышестоящие органы - совет школы.
2.Совет классного коллектива (глава и организаторы дел: по учебе и культуре, по спорту, по труду, по информации и правопорядку) помогает классному руководителю в организации жизни классного коллектива, организует и направляет всю учебную и общественную работу в классе; даёт индивидуальные поручения членам коллектива и проверяет их исполнение.
Кроме того, в классе избирается временный Совет дела (СД) - организатор коллективных творческих дел в классе. Каждый СД состоит из нескольких учеников, который избирается на классных ученических собраниях. Состав СД сменный и действует на время подготовки одного дела. Руководит СД староста класса. СД работает в период разработки и подготовки творческого дела, собирается по необходимости (3-4 раза в неделю). По окончании дела проводится итоговый СД определения качества и эффективности коллективного творческого дела.
Классное ученическое собрание
7. Кадровое обеспечение.
В программе принимают участие:
классный руководитель, школьный психолог, библиотекарь, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, родители
8. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся
Сроки | критерии | Диагностический инструментарий | Цель | Кто проводит |
Сентябрь | Отношение к школе | Методика М.И. Рожкова для изучения социализированности учащихся. | Вявление уровеня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся | Кл. руководит. |
октябрь | Уровень тревожности | Тест Тревожности Филлипса | Изучение уровня тревожности | Педагог-психолог, классный руководит. |
ноябрь апрель | Уровень воспитанности | «Уровень воспитанности» Капустин Н.П. | Выявление уровня воспитанности учащихся. | Кл.рук. |
декабрь | Сформированность классного коллектива | Социометрия | Сформированность индивидуальности классного коллектива | Кл. рук. |
январь | Отношение к школьным предметам. | Методика для учащихся, разработанная А.А.Андреевым. Определение степени удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью школы | Определение степени удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью школы | Кл.руков. |
февраль | Нравственные нормы | Методика «Закончи предложение» | Выявление отношения к нравственным нормам. | Классный руководит. |
Апрель | Уровень развития самоуправления | «Определение уровня развития ученического коллектива», методика М.И.Рожкова. | Определение уровня развития ученического самоуправления класса. | Классный руководитель |
май | Уровень самооценки | Методика для определения самооценки | Определение уровня самооценки | Классный руководитель |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и наблюдении его результатов.
9.Показатели эффективности реализации программы:
- Проявление индивидуальности классного коллектива.
- Развитие классного и школьного самоуправления.
- Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
- Рост познавательного интереса к истории поселка, расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры поселка.
- Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной внеучебной деятельности.
- Участие воспитанников и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
- Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
- Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
- Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
- Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
- Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
- Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
- Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
- Наличие организованного сотрудничества с психолого-психологической службой
10.Литература
- Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», М., «Русское слово», 2000.
- Дереклеева Н.И. «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», М., «Вербум», 2001.
- Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
- Зюзько М.В. «Пять шагов к себе», М., «Просвещение», 2005.
5. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)
Статья представленная автором на НПК "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много положительных откликов....
Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"
Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...