Урок Памяти
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

 «Мы подвиг твой в душе храним…»

( 70-летию подвига героя Советского Союза 

Павла Михайловича Зайцева, посвящается )

Подвиг никогда не умирает,

В памяти хранит его народ.

Слава тем, кто жил в заветном крае.

Слава тем, кто ныне в нем живет.

                               И. Виноградов

ЦЕЛЬ: Воспитание патриотизма; гражданственности; развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими героического и боевого прошлого родного края; формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Памяти

 «Мы подвиг твой в душе храним…»

( 70-летию подвига героя Советского Союза  

Павла Михайловича Зайцева, посвящается )

Подвиг никогда не умирает,

В памяти хранит его народ.

Слава тем, кто жил в заветном крае.

Слава тем, кто ныне в нем живет.

                               И. Виноградов

ЦЕЛЬ: Воспитание патриотизма; гражданственности; развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими героического и боевого прошлого родного края; формирование глубокого уважения к участникам Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ: 

-показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;

-расширить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, истории родного края.

Форма проведения: урок памяти, внеклассное мероприятие

Целевая аудитория: 8-11 классы

Сценарий.

1 СЛАЙД. Песня Станислава Гунчак «Я не помню войны»

 

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки -
Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года...
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

         

Память... Она имеет начало, но не имеет конца.

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю

Но то, что помнить мы должны

Я очень ясно понимаю.

Я все хочу себе представить

Из нынешнего далека,

Как шли вы Родину прославить,

Нас заслоняя от врага

Мне славы вашей не прибавить,

Но с жарким трепетом в душе

Я всё хочу себе представить

Себя на вашем рубеже

Хочу представить в круговерти,

Где ни спасенья, ни наград,

Что думается перед смертью,

Когда о ней не говорят!

О чем думал перед смертью, совершая свой подвиг молодой, отважный патриот, наш земляк, чье имя носит школа, в которой мы учимся, чей подвиг мы в душе храним – Павел Михайлович Зайцев.

Он   в   край   свой   родной

Не    придет  через   бурю?

Он  «здравствуй»   не   скажет

Знакомым,   родным?

Он,  Зайцев,   поднявшись,

Закрыл   амбразуру

И   телом,  и   сердцем

Нетленным    своим.  

СЛАЙД  посвящается помним

Как же мне промолчать,
не сказать о войне?
Если болью она остается во мне.
Горькой памятью
невозмещённых потерь
Мы в далеком жестоком году,
и теперь…

Как же мне позабыть,
не сказать о войне?
Если золотом буквы на белой стене
Повторяют бессчётно солдат имена
Тех, которых навеки украла война!

Как же мне не сказать
про жестокость войны?

Если слышу -
Из той нежилой глубины.
Над которой, как память,
огонь не угас,
Голос наших героев:
- Не забудьте о нас!

Война. Она такое дело,

О ней не вспоминать нельзя,

Та память нам не надоела,

Как мыслят некие «друзья».

Ее события и даты  СЛАЙД

Огнем вошли в сердца людей.

 Еще живут ее солдаты

Хранители святых идей.

Вы, юные, позиций не сдавайте,

 Для вас он рвал захватчиков кольцо,

 Смотрите и навек запоминайте!

 Живого победителя лицо.

 

Фильм живого победителя лицо

 Началось все неподалеку от поселка Выгоничи, в деревне Бурачевка,  где  родился Павел Зайцев в 1923 году.

В семье было девять едоков один другого меньше. Обыкновенная большая дружная крестьянская семья.

В 1930 году Павел впервые переступил порог сельской школы.

Где его любили за то, что был прост в отношениях с товарищами, за честность, за веселый нрав и общительность, за то, что умел доходить до школьных наук своим умом.

В 1941году Павел закончил десятилетку. пауза

Видео начало. Непрош война. Марш славянки

Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Я люблю тебя любовью новой,
Горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
С темной радугой над головой.
Он настал, наш час, и что он значит –
Только нам с тобой знать дано
Я люблю тебя – я не могу иначе.
Я и ты – по-прежнему – одно.

Видео марш славянки(на фоне)

Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили,

Живыми вернулись не все.

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

видео

Страна переживала тяжелые дни. Немецко-фашистские полчища топтали нашу землю.

Линия фронта с каждым днем приближалась к самой Бурачевке.

Не было в деревне человека, кто еще не ушел на фронт,

который бы не стремился в эти тяжелые дни на передовую, чтобы защищать землю от фашистских захватчиков.

Получают мальчики повестки.

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:

От врага Отчизну защитить.

Павел, тоже пришел в военкомат и напросился на фронт.

Дума рвалась вперед, на фронт,

Туда, где братья врага били.

За матерей, детей и вдов

Свои там головы сложили.

Приписав себе года

Он ушел на фронт,

Чтоб в окопе быть  тогда

Подорвать, чтоб дзот.

Молод был тогда солдат,

Но он знал одно,

Что фашисту никогда,

Не уступит он.

Клип до свидания мальчики

Военком направил Павла Зайцева в тыл, в учебный полк, чтобы тот овладел основами военного дела, а уж потом - и в бой.

Сравнительно быстро освоил Павел  военное дело. Он  учился с большим  старанием.

За отличную службу ему было присвоено воинское звание "сержант", а затем - "старший сержант".                                                        

Кровью закат окрашен,

Молча идем, без слов

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.

Путь наш тяжел и длинен.

В горе. В слезах. В огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвется уже к Москве.

Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог,

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток…

Как ни почетно было готовить резервы для пополнения частей действующей армии, Павла самого тянуло на фронт.

В учебных буднях прошел один год, второй, третий…

Десятки солдат, подготовленных Павлом Зайцевым, мужественно и отважно сражались с врагом.

видео

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.  

Видео перед 1944

Календарь уже показывал октябрь 1944 года.

 Командир подписал приказ об отправлении  Павла на фронт.

 Миновав советско-польскую границу, Павел прибыл на станцию назначения, добрался до места, где расположился 359 полк.

Видео С большим интересом присматривался старший сержант к новой для него фронтовой обстановке.

Армия успешно наступала по направлению к Бресту.

Павел Зайцев воевал отважно и смело, умело руководил отделением, выполняя образцово все военные задачи.

А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: “Вперед!”
Даже смерть отступает, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни…
Матерей и любимых согревают они.

Павел нес службу в боевом охранении, участвовал в вылазках разведчиков.

Матери он  писал, как быстро привык к трудностям окопной жизни, как подружился с однополчанами, с которыми  вместе сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких!

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

 Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мной, родная моя!

А в октябре, в 44-м

Ему сказанно повезло,

Когда дорогой фронтовою

Попал в родимое село.

Он не узнал свою деревню

После нашествия врага.

На пепелище, в вечной скорби

Стояла мать солдатская.

И день, и ночь во тьму вглядаясь,

С своей молитвой она ждет.

Ее надежда не обманет.

Что сын ее домой придет.

Предчувствие ее не обмануло.

Пусть радость встречи была коротка,

Последний раз на сына мать взглянула,

По-матерински крепко обняла.

И вновь разлука, снова ожиданье…

Таков удел солдатских матерей.

Девятая рота, как  и весь 359 полк, готовилась к дальнейшим наступлениям.

СЛАЙД Видео операция

Часть, в которой служил Зайцев, вышла к Одеру севернее Бреслау.

 

Река здесь широка. Даже по сплошному надежному настилу трудно было подступиться к высокому противоположному  берегу, усеянному дотами, каменными наболдами, траншеями.

А тут оттепель, лед размяк, еле держал человека. Свинцовый ливень не давал поднять головы.

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать!

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Мы поднимались и в атаку шли,

Рвались навстречу пламени и ветру,

Чтобы пройти хоть метр своей земли,

Но падали, не сделав и полметра.

Когда ты по свистку, по знаку,

Встав на растоптанном снегу,

Готовясь броситься в атаку,

Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась

Тебе холодная земля,

Как все на ней запоминалось:

Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,

Разрывов дымные следы,

Щепоть рассыпанной махорки

И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,

Рук мало — надо два крыла.

Казалось, если лечь, остаться —

Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,

Пускай лежать здесь много дней.

Земля. На ней никто не тронет.

Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил

Секунду с четвертью, пока

Ты сам длину им не отмерил

Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,

Ты в тот неуловимый миг

Уже тяжелою походкой

Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,

И грузный шаг по целине,

И те последних тридцать метров,

Где жизнь со смертью наравне!

Рота старшего лейтенанта Самородова, в которой Павел Зайцев командовал отделением, первой достигла западного берега.

Она приняла на себя главный удар, грудью пробивая путь другим подразделениям.

Клип Любэ и пулемет

 Вдруг в упор, метрах в сорока, ударил немецкий пулемет.

Бойцы залегли. Командир на секунду задумался, кто лучше всех сможет выполнить опасное и трудное поручение, кто заставит замолчать немецкую огневую точку?

- Разрешите, товарищ старший лейтенант. Я заткну немцам глотку.

- Зайцев! Действуй!- узнал командир комсорга.

Медлить было нельзя.

СЛАЙД Переправа

Он вытащил лодку, затертую льдами;

Суровые в лодку садились бойцы.

А враг сеял смерть по реке из-за дамбы,

На весла! Быстрее, орлы! Молодцы!

На землю, как смерч, соскочил он с бойцами.

За счастье народа! Герои! Вперед!

А ночь бушевала свинцом и ветрами,

По роте ударил с холма пулемет.

Пробирались вперед по топкому берегу. Когда отделение выбралось на возвышенность, смельчаков заметили.

И пятый раз с командою «вперед!»,

Блестя штыками, поднималась рота,

Но бил упрямо вражий пулемет

Из амбразуры вражеского дота.

Несколько бойцов ранило. Броском вперед Зайцев вывел остальных из-под обстрела и начал пробираться вперед к доту

Казалось - спасения нет.

Павел на мгновенье остановился.

Видео Обратной дороги нет

Видео Страшной ненавистью к подлому врагу, скрытому за этим железобетоном, загорелись его глаза.

«Заткнуть немцам глотку»… Все ждут он него исполнения приказа. Наступал последний, решающий бой. (Видео «Последний бой»)

Боец пошатнулся. Прилег у лощины,

В руках крепко сжал он винтовку свою:

- Под сердце, Павлуша. Напишешь  дружище,

И детям напишешь, что умер в бою.

Конечно, дружище! И Зайцев гранаты,

Как сердце бросает во вражеский дот.

Как молнии пламя, как грома раскаты

Взметнулись разрывы. Он стер с лица пот.

Умолк пулемет ненадолго.  

И снова  смертельным огнем застрочил.

 Тогда, старший сержант Павел Зайцев бросился на амбразуру дота и закрыл ее своей грудью.

Вражеский пулемет замолчал. 

А я надеялся вернуться,

Обнять взволнованную мать.

К щеке отцовской прикоснуться,

И этот мир не покидать.

Простите, мама, папа, братья,

Я долг свой выполнил сполна.

О, ты, достойная проклятья,

Меня забравшая война!

Пусть торжествует то, что свято,

К чему стремился, что любил,

Живите счастливо, богато,

Я вас в бою не посрамил

Видео Вперед!

Бойцы роты окружили дот и в ожесточенной схватке уничтожили находившихся в нем 38 вражеских солдат и офицеров.

Павел Зайцев повторил  подвиг Александра Матросова.

Подвиг 22-летнего русского солдата, обеспечил  выполнение боевой задачи. Вражеская огневая точка была уничтожена, и рота, а за ней и весь батальон стремительно двинулись вперед…

СЛАЙД Хор

А сколько их осталось там, на поле боя? Сколько их  не вернувшихся с войны?

Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилив,
Задремала,
И приснилось ей,
Будто бы она —
Сама Россия,
Мать 100 миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть
России.
Как морей не вычерпать до дна.

Песня кормухиной молитва матери

Минута молчания возложение цветов

Ушли сурово без оглядки,

Не нарушая плотный строй,

Шагая твердо, по-солдатски,

От школьной двери, прямо в бой!

И удержать их не пытались

В сердца стучала им война

Сюда, где их следы остались,

Вернулись только имена.

 Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 26 февраля 1945 года старшему сержанту, Зайцеву Павлу Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Проходят дни, но год от года

Как взлет, как в будущее мост

Твой подвиг в памяти народа

Встает во весь могучий рост.

Западнее города Болеславец, в Польше находится братское фронтовое кладбище героев Великой отечественной войны Советского Союза, отдавших свою жизнь в боях за свободу и независимость Родины.

На это кладбище в мае 1945 года были перенесены из города Ельс останки Героя Советского Союза,  Павла Михайловича Зайцева.

По решению Совета 52-й армии на могиле Героя воздвигнут монументальный гранитный обелиск, увековечивший память о бессмертном подвиге, совершенном во имя Родины.

 На полевом пологом склоне

Где две дорожки разошлись,

Стоит на холмике зеленом

Белея, скромный обелиск.

Усыпан холмик весь цветами

Звезду, луч солнца золотит

Порой, играя лепестками

Прохладный ветер пробежит,

Цветут и радуги и зори

В открытых далях без границ,

А на чужбине в Болеславе

Стоит российский обелиск.

И чтоб согреть солдата-сына

Ненастным и морозным днем,

Склонившись, словно мать, рябина

Горит негаснущим огнем.

Свято чтят память о герое его земляки. 18 января 1961 года Совет Министров РСФСР присвоил имя Павла Зайцева Выгоничской средней школе. (фото караула)

А в мае 1980 года Павел вернулся к нам в бронзе, и до сих пор он с нами.

Футаж победы

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно жить солдат,

Что смертью храбрых пал в бою!

 

Мы помним их, не пожалевших жизни,

Что стали на защиту, как стена

Что записали в летопись Отчизны

Своей горячей кровью имена.

Безгранична наша скорбь о погибших в войну.

Но силу, а не слабость рождает она.

Силу, восхищённую подвигом людей.

Спасибо вам, живущим в нашей памяти, в наших мыслях, в наших  делах!

4 года страшных испытаний.

Потери, жертвы, искалеченные судьбы.

Война… и тысячи людских страданий,

Имен героев никогда не позабудем.

Пусть мирных дней отсчет ведет Отчизна!

Людьми пусть правят только Мир и Доброта!

Пусть будет День Победы на фашизмом –

Победой мира на планете навсегда.

Пусть люди этот День не позабудут!

Пусть память свято сохранит те имена,

Которые приблизили победу

Своими жизнями, перечеркнув «война»

Четыре года испытаний страшных!

Мир павшим!- Ушедшим…

Не вернувшимся домой!

Всем ,кто победу одержал -поклон

Земной.

Финальная песня «Россия моя» ХОР



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"

Презентация к уроку "Урок памяти Героя Российской Федерации Александра Прохоренко"...

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Методическая разработка урока по литературному краеведению «Что ж будет памятью поэта?..»: урок Памяти Владимира Дворянскова

Представлен материал по литературному краеведению. Урок памяти ульяновского поэта Владимира Николаевича Дворянскова...