Интегрированная игра для 7-х классов " Юный исследователь".
методическая разработка (7 класс) на тему

Потребность в  обращении  к интегрированному подходу  вызвана рядом объективных причин:

§     Образование  новых  синтезированных наук.

§     Объективная  сложность данных научных дисциплин.

§     Специфика предметов физики и биологии. 

§     Многозначность научных терминов.

Всё это может привести к снижению интереса, мобильности, способности к саморазвитию,  самообразованию и личной успешности. Это легко снимается при  интегрированном подходе, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе.

Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самообразовательная. Таким образом,  компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.

Итак, интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

§     Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

§     Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

§     Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

§     Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

§     В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

§     Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

§     Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, экологии, природоведении, естествознании. В наши дни Интернет, радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических  и биологических сведений получают учащиеся на уроках биологии,  природоведения, естествознания, экологии и физики, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.

     Явления природы взаимосвязаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики и биологии  играет составление и решение познавательных  задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических и биологических  закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологи. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.

Привлечение фрагментов с элементами биологии, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Решение предлагаемых задач поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику.

Формы интеграции, связанные с биологией, экологией, физикой могут быть разнообразными.

Это могут быть интегрированные уроки, уроки решения задач, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, экскурсии.

Одним из  таких примеров является проведение муниципальной игры  «Юный исследователь».

Общие положения

§    Игра «Юный исследователь»  проводится муниципальным методическим объединением учителей физики и биологии.

§    Игра проводится в соответствии с планом муниципального методического объединения учителей физики и биологии на 2015-2016 учебный год.

§    Настоящее положение определяет порядок организации и проведения игры и требования, предъявляемые к его участникам.

Интеграция предметов: физика — биология.

Цель: формирование познавательного интереса к дисциплинам  физике и биологии.

Задачи:

§     Воспитание интереса у учащихся к учебным предметам «Физика и биология». 

§     Активизация исследовательских компетенций учащихся

§     Развитие творческой и познавательной активности учащихся.

§     Углубление и систематизация знаний в  метопредметной области   физики и биологии.

§     Создание условий для самореализации учащихся.

Участники игры

    1.  В игре «Юный исследователь» принимают участие учащиеся 7 классов общеобразовательных учреждений г. Ангарска

   2.    Количество участников от одного общеобразовательного учреждения 4 человека (+ сопровождающий).

Порядок проведения игры

Игра проводится в три тура:

1.      Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут

2Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут

- познавательные задачи

- лабораторный практикум

3. Второй тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут

-  лабораторный практикум

-  контрольные вопросы

(Между турами динамическая пауза) 

Участникам игры запрещается: пользоваться посторонней помощью, книгами, конспектами, интернетом и иными источниками информации, а также техническими средствами приема и передачи информации, включая средства мобильной связи.

9.Подведение итогов:

·                    Подведение итогов и награждение проводится на закрытии мероприятия.

·                    Всем участникам вручаются сертификаты, подтверждающие участие в муниципальной игре «Юный исследователь».

·                    Участникам, занявшим 1,2,3 места, по сумме набранных баллов, присуждаются дипломы I, II, III степени.

·                    Учителям, подготовившим победителей и призеров игры, вручаются благодарности.

            Данное мероприятие было разработано преподавателем  физики Капутской  Е.И. и преподавателем биологии Шестаковой И. К.

Главной целью нашего интегрированного мероприятия: закрепить знания учащихся привить им навыки правильных действий в лабораторных исследованиях; научить быстро, оценивать проблемную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; повысить интерес к урокам физики и биологии.

          Интеграция знаний с помощью эксперимента  приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое интегрированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

Работу в направлении формирования и развития процесса интеграции мы не считаем  законченной. Необходимо дальнейшее осуществление подбора, разработки и апробации инструментария, а так же возможности ее совершенствования в применении как на уроке, так и вне его.

Литература:

1.Е.Н.Демьянков «Познавательные вопросы  по биологии  и природоведению.- Орёл: 1993.

2.И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова « Лабораторный практикум. Биология. 5-6 классы. Тетрадь для обучающихся.: ООО «Планета». 2015.

3.   «Видеоуроки». В помощь учителю и ученику. 6-7 класс.ООО КОМПЭДУ. 2014.

4.      Инфоурок. Биология. 5-11 классы. 2015.

5.  Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.

6.     Смирнов М.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы – М.; Аркти, 2003.

7.     Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988, с. 316, 324–326.

8.     Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

9.     Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1966.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_dlya_kabinetov.ppt928.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут - познавательные задачи лабораторный практикум ( Между турами динамическая пауза ) 3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный) -20 минут - лабораторный практикум контрольные вопросы Игра проводится в три тура: Учитель биологии: Шестакова И.К . Учитель физики: Капутская Е.И. Муниципальная игра «Юный исследователь» среди 7- х классов

Слайд 2

1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут, (10 баллов). а) Установите последовательность действий при рассматривании строения клеток под микроскопом, (5 баллов): 1) добиться четкого изображения, двигая тубус с помощью винта 2) поместить микропрепарат на предметный столик 3) сделать микропрепарат 4) осветить поле зрения при помощи зеркала 5) протереть салфеткой объектив и окуляр Ответ:

Слайд 3

б) Ответ запишите в виде целого числа, расписать полное решение, с обоснованием, (5 баллов ): У побережья Британской Колумбии произрастают гигантские бурые водоросли, являющиеся родственниками морской капусты - ламинарии. Такая водоросль за 120 дней достигает длины 54 м. Какой длины (в сантиметрах) была водоросль на 50 день роста. Ответ: 1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут

Слайд 4

1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут Определение цены деления измерительного прибора. ( по предложенным рисункам) № п/п Прибор Физическая величина Предел измерений Цена деления Показания приборов верхний нижний 1 2 3 4

Слайд 5

Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 3. Когда летом мы заходим в воду, нам становиться холодно, потому, что температура воды ниже температуры воздуха. Однако нам бывает также холодно, когда мы выходим из воды. Почему?

Слайд 6

Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 4. Корневое давление – вот сила, с помощью которой поступает в растение. А что обеспечивает дальнейшее передвижение воды по растению?

Слайд 7

Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 5. Перед вами микроскоп: А) Что такое микроскоп? Б) Подсчитайте, какое увеличение можно получить в данном микроскопе?

Слайд 8

ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ б) лабораторный практикум: (15 баллов): Лабораторная работа «Строение хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных растений» Цель: изучить внешнее строение споровых растений: хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Оборудование: рисунки хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных растений. Ход работы: Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут

Слайд 9

а) лабораторный практикум (15 баллов): 3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут ЗАДАНИЕ 1 Приборы и материалы : пробирки с некоторым веществом В четырех пробирках находятся различные вещества. Необходимо определить по запаху какое вещество в каждой пробирке. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью. Ответы занести в таблицу № пробирки Название вещества 1 2 3 4 С помощью какого физического явления удалось установить каждое вещество? Ответ : ____________________________________________________

Слайд 10

3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут Для справки: Гидрогель - (полиакрилат натрия) вещество способное впитывать и длительное время удерживать воду. Приборы и материалы: шарики гидрогеля, линейка. ЗАДАНИЕ 2 Используя метод рядов, рассчитайте средний диаметр шарика гидрогеля. Заполните таблицу №1 Формула для расчета Рисунок Ответ (м) Зная, что средний диаметр сухого шарика гидрогеля 2мм, сделайте вывод, во сколько раз изменился диаметр мокрого шарика по сравнению с сухим . Диаметр сухого шарика (м) Диаметр мокрого шарика (м) Формула Ответ Заполните таблицу №2

Слайд 11

3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут ЗАДАНИЕ 3 Приборы и материалы : контурная карта, нитка, линейка. Представьте, что вы исследуете участок реки Ангары от г. Иркутска до г. Братска на мотодельтаплане. Используя данные приборы и материалы, определите по карте: Проделанный вами путь (над рекой), используя масштаб карты. Время полета мотодельтаплана (без учета посадок на дозаправки), зная, что средняя скорость его движения – 80 км/ч . Данные запишите в таблицу ПРОДЕЛАННЫЙ ПУТЬ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА ОТВЕТ

Слайд 12

б) контрольные вопросы (5 баллов): 1. На внутренней стенке банки, уравновешенной на чувствительных весах, сидит муха. Что произойдет с весами, если, покинув свое место, муха станет летать внутри банки? 2. Почему наседка не раздавливает яйца, в то время, как птенец без труда пробивает скорлупу изнутри? 3. Заяц, спасаясь от преследующего его волка, делает резкие прыжки в сторону. Почему волку трудно поймать зайца, хотя он бегает быстрее? 4. На дно банки налили немного воды и добавили несколько капель синего красителя. Затем поставили в банку белые цветы. Что произойдет с цветами через несколько дней? Какое физическое явление лежит в основе этого эксперимента? 5. Почему мел оставляет след на классной доске? 3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание клуба юных исследователей на тему: «Олимпийские игры» 4 класс.

Тема заседания: «Олимпийские игры»Форма заседания:  проблемная конференция по итогам ученического исследования.Цель: дать представления об олимпийских играх, познакомить с их историей, прав...

ПОЛОЖЕНИЕ об обществе юных исследователей «Старт в науку» для учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея №87 имени Л.И.Новиковой

ПОЛОЖЕНИЕ об обществе  юных исследователей «Старт в науку» для учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея №87 имени Л.И.Новиковой...

Мастер-класс по внеурочной деятельности «Путешествие по «карте успеха» в кружке «Юный исследователь-филолог"

В презентации отражены цели кружковой работы, этапность действий обучающихся по "карте успеха" микрогруппы, названия исследований в области филология, результативность исследований учеников....

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности  «Жизнь вокруг нас»  для обучающихся 6  классов...

Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»

Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическ...

Игра на местности «Юные исследователи»

Игра способствует  развитию команды, сплоченности. Объединяясь в группы, подростки должны собрать карту России. Получить его можно только у вожатого, выполнив творческое или интеллектуальное зада...