Интегрированная игра для 7-х классов " Юный исследователь".
методическая разработка (7 класс) на тему
Потребность в обращении к интегрированному подходу вызвана рядом объективных причин:
§ Образование новых синтезированных наук.
§ Объективная сложность данных научных дисциплин.
§ Специфика предметов физики и биологии.
§ Многозначность научных терминов.
Всё это может привести к снижению интереса, мобильности, способности к саморазвитию, самообразованию и личной успешности. Это легко снимается при интегрированном подходе, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.
Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе.
Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.
Итак, интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
§ Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
§ Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
§ Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
§ Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
§ В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
§ Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
§ Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, экологии, природоведении, естествознании. В наши дни Интернет, радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических и биологических сведений получают учащиеся на уроках биологии, природоведения, естествознания, экологии и физики, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.
Явления природы взаимосвязаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики и биологии играет составление и решение познавательных задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических и биологических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологи. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
Привлечение фрагментов с элементами биологии, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Решение предлагаемых задач поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику.
Формы интеграции, связанные с биологией, экологией, физикой могут быть разнообразными.
Это могут быть интегрированные уроки, уроки решения задач, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, экскурсии.
Одним из таких примеров является проведение муниципальной игры «Юный исследователь».
Общие положения
§ Игра «Юный исследователь» проводится муниципальным методическим объединением учителей физики и биологии.
§ Игра проводится в соответствии с планом муниципального методического объединения учителей физики и биологии на 2015-2016 учебный год.
§ Настоящее положение определяет порядок организации и проведения игры и требования, предъявляемые к его участникам.
Интеграция предметов: физика — биология.
Цель: формирование познавательного интереса к дисциплинам физике и биологии.
Задачи:
§ Воспитание интереса у учащихся к учебным предметам «Физика и биология».
§ Активизация исследовательских компетенций учащихся
§ Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
§ Углубление и систематизация знаний в метопредметной области физики и биологии.
§ Создание условий для самореализации учащихся.
Участники игры
1. В игре «Юный исследователь» принимают участие учащиеся 7 классов общеобразовательных учреждений г. Ангарска
2. Количество участников от одного общеобразовательного учреждения 4 человека (+ сопровождающий).
Порядок проведения игры
Игра проводится в три тура:
1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут
2. Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут
- познавательные задачи
- лабораторный практикум
3. Второй тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут
- лабораторный практикум
- контрольные вопросы
(Между турами динамическая пауза)
Участникам игры запрещается: пользоваться посторонней помощью, книгами, конспектами, интернетом и иными источниками информации, а также техническими средствами приема и передачи информации, включая средства мобильной связи.
9.Подведение итогов:
· Подведение итогов и награждение проводится на закрытии мероприятия.
· Всем участникам вручаются сертификаты, подтверждающие участие в муниципальной игре «Юный исследователь».
· Участникам, занявшим 1,2,3 места, по сумме набранных баллов, присуждаются дипломы I, II, III степени.
· Учителям, подготовившим победителей и призеров игры, вручаются благодарности.
Данное мероприятие было разработано преподавателем физики Капутской Е.И. и преподавателем биологии Шестаковой И. К.
Главной целью нашего интегрированного мероприятия: закрепить знания учащихся привить им навыки правильных действий в лабораторных исследованиях; научить быстро, оценивать проблемную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; повысить интерес к урокам физики и биологии.
Интеграция знаний с помощью эксперимента приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое интегрированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.
Работу в направлении формирования и развития процесса интеграции мы не считаем законченной. Необходимо дальнейшее осуществление подбора, разработки и апробации инструментария, а так же возможности ее совершенствования в применении как на уроке, так и вне его.
Литература:
1.Е.Н.Демьянков «Познавательные вопросы по биологии и природоведению.- Орёл: 1993.
2.И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова « Лабораторный практикум. Биология. 5-6 классы. Тетрадь для обучающихся.: ООО «Планета». 2015.
3. «Видеоуроки». В помощь учителю и ученику. 6-7 класс.ООО КОМПЭДУ. 2014.
4. Инфоурок. Биология. 5-11 классы. 2015.
5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.
6. Смирнов М.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы – М.; Аркти, 2003.
7. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988, с. 316, 324–326.
8. Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
9. Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1966.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_kabinetov.ppt | 928.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут, (10 баллов). а) Установите последовательность действий при рассматривании строения клеток под микроскопом, (5 баллов): 1) добиться четкого изображения, двигая тубус с помощью винта 2) поместить микропрепарат на предметный столик 3) сделать микропрепарат 4) осветить поле зрения при помощи зеркала 5) протереть салфеткой объектив и окуляр Ответ:
б) Ответ запишите в виде целого числа, расписать полное решение, с обоснованием, (5 баллов ): У побережья Британской Колумбии произрастают гигантские бурые водоросли, являющиеся родственниками морской капусты - ламинарии. Такая водоросль за 120 дней достигает длины 54 м. Какой длины (в сантиметрах) была водоросль на 50 день роста. Ответ: 1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут
1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут Определение цены деления измерительного прибора. ( по предложенным рисункам) № п/п Прибор Физическая величина Предел измерений Цена деления Показания приборов верхний нижний 1 2 3 4
Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 3. Когда летом мы заходим в воду, нам становиться холодно, потому, что температура воды ниже температуры воздуха. Однако нам бывает также холодно, когда мы выходим из воды. Почему?
Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 4. Корневое давление – вот сила, с помощью которой поступает в растение. А что обеспечивает дальнейшее передвижение воды по растению?
Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут, (20 баллов): а) познавательные задачи: (5 баллов) ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ 5. Перед вами микроскоп: А) Что такое микроскоп? Б) Подсчитайте, какое увеличение можно получить в данном микроскопе?
ЛАБОРАТОРИЯ МЫСЛИ б) лабораторный практикум: (15 баллов): Лабораторная работа «Строение хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных растений» Цель: изучить внешнее строение споровых растений: хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Оборудование: рисунки хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных растений. Ход работы: Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут
а) лабораторный практикум (15 баллов): 3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут ЗАДАНИЕ 1 Приборы и материалы : пробирки с некоторым веществом В четырех пробирках находятся различные вещества. Необходимо определить по запаху какое вещество в каждой пробирке. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью. Ответы занести в таблицу № пробирки Название вещества 1 2 3 4 С помощью какого физического явления удалось установить каждое вещество? Ответ : ____________________________________________________
3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут Для справки: Гидрогель - (полиакрилат натрия) вещество способное впитывать и длительное время удерживать воду. Приборы и материалы: шарики гидрогеля, линейка. ЗАДАНИЕ 2 Используя метод рядов, рассчитайте средний диаметр шарика гидрогеля. Заполните таблицу №1 Формула для расчета Рисунок Ответ (м) Зная, что средний диаметр сухого шарика гидрогеля 2мм, сделайте вывод, во сколько раз изменился диаметр мокрого шарика по сравнению с сухим . Диаметр сухого шарика (м) Диаметр мокрого шарика (м) Формула Ответ Заполните таблицу №2
3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут ЗАДАНИЕ 3 Приборы и материалы : контурная карта, нитка, линейка. Представьте, что вы исследуете участок реки Ангары от г. Иркутска до г. Братска на мотодельтаплане. Используя данные приборы и материалы, определите по карте: Проделанный вами путь (над рекой), используя масштаб карты. Время полета мотодельтаплана (без учета посадок на дозаправки), зная, что средняя скорость его движения – 80 км/ч . Данные запишите в таблицу ПРОДЕЛАННЫЙ ПУТЬ РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ПОЛЕТА ОТВЕТ
б) контрольные вопросы (5 баллов): 1. На внутренней стенке банки, уравновешенной на чувствительных весах, сидит муха. Что произойдет с весами, если, покинув свое место, муха станет летать внутри банки? 2. Почему наседка не раздавливает яйца, в то время, как птенец без труда пробивает скорлупу изнутри? 3. Заяц, спасаясь от преследующего его волка, делает резкие прыжки в сторону. Почему волку трудно поймать зайца, хотя он бегает быстрее? 4. На дно банки налили немного воды и добавили несколько капель синего красителя. Затем поставили в банку белые цветы. Что произойдет с цветами через несколько дней? Какое физическое явление лежит в основе этого эксперимента? 5. Почему мел оставляет след на классной доске? 3. Третий тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание клуба юных исследователей на тему: «Олимпийские игры» 4 класс.
Тема заседания: «Олимпийские игры»Форма заседания: проблемная конференция по итогам ученического исследования.Цель: дать представления об олимпийских играх, познакомить с их историей, прав...
ПОЛОЖЕНИЕ об обществе юных исследователей «Старт в науку» для учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея №87 имени Л.И.Новиковой
ПОЛОЖЕНИЕ об обществе юных исследователей «Старт в науку» для учащихся 1-4 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения лицея №87 имени Л.И.Новиковой...
Мастер-класс по внеурочной деятельности «Путешествие по «карте успеха» в кружке «Юный исследователь-филолог"
В презентации отражены цели кружковой работы, этапность действий обучающихся по "карте успеха" микрогруппы, названия исследований в области филология, результативность исследований учеников....
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь". 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Содержится пояснительная записка, календарно-тематическое планирование и содержание занятий, указан...
Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов
Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов...
Программа элективного курса для учащихся 9-11 классов « Юный исследователь»
Формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическ...
Игра на местности «Юные исследователи»
Игра способствует развитию команды, сплоченности. Объединяясь в группы, подростки должны собрать карту России. Получить его можно только у вожатого, выполнив творческое или интеллектуальное зада...