Формирование основ гражданственности ( из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный)
материал на тему
Формы и методы работы, способствующие формированию гражданственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование гражданина»
( из опыта работы МБОУСОШ п. Таежный)
Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
В нём и совесть, и честь,
И родного народа признанье.
Т. Абдрахманова
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, любовь к месту своего рождения и формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин», «Я - Советчанин» через изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов и участия в массовых народных мероприятиях;
формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
развивать познавательные интересы, потребности в.
Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Однако направления решения данной проблемы государство обозначило лишь в 2001 году (Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы»).
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. К этому процессу привлекаются сотрудники различных правоохранительных структур которые помогают решать проблемы прав и свобод человека ( например сохранности личного имущества, поиск и размещение информации в интернет сети) , обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов отдельного ученика или школы в целом. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов. Гражданско-правовое нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий. Но все эти меры работы – крайние, но к сожалению в наше время необходимые. Принимают участие в данной работе представители правоохранительных органов, специалисты администрации поселка, работники ГИБДД.
С первого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию даем первоначальные представления о родном городе, крае, о Родине, знакомим с понятиями «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «декларация прав ребенка», и всем остальным школьникам начиная с 1 сентября напоминаем о гражданской принадлежности через использование государственных символов: герб, флаг, гимн. На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы.
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.
В своей работе используем в целях обучения правовой культуре используем следующие формы работы:
- уроки мужества
- классные часы
- экскурсии в музеи
- внеклассные мероприятия
- конкурсы
Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся имеют общественные поручения, Результаты отражаются в экране добрых дел. По итогам четвертей( для учеников начальных классов) , по итогам года для всех подводится итог на классных часах и самых активных приглашают на бал школьных талантов, где в присутствии всех детей, учителе и родителей , его активиста спортивных достижений награждают. Так награждаются отличники и ударники, лучшие спортсмены, активисты- лидеры, звезды школьной сцены.
Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям, особенно это касается учеников начальных классов. В целях приобщения учеников 1-2 классов к школьному коллективу мы организуем и проводим ежегодно «Посвящение в жители солнечного города» , для учащихся старших классов « Посвящение в старшеклассники». Сохранению школьных традиций и укреплению связи поколений способствуют такие мероприятия как «Вечер встречи выпускников», « Прием в пионеры»,« Звездная аллея».
Деятельность в детских и молодежных органах самоуправления способствует формированию гражданской позиции, ответственности за порученное дело и за коллектив. Комитет самоуправления старшеклассников только в рамках содружества согласовывает свою деятельность перед Днем учителя, а все мероприятия и их начинку придумывает самостоятельно, им чаще требуется совет по использованию технических средств. В этом году старшеклассники самостоятельно провели новогодний праздник, организовав для этого и команду учителей.
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Через уроки и на внеклассные мероприятия мы стараемся прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
Но особая роль на наш взгляд принадлежит другим школьным традициям, которые очень важны для наших старшеклассников:
АЛЛЕЯ ЗВЕЗД( каждый выпуск занимается покраской не только своей звезды , но и прошлых лет) Занимаясь этим, у выпускников вдруг возникают воспоминания детских лет, и в душе рождается сентиментальность и прорастает семя любви.
ВЕЧЕР ВСТЕЧИ школьных друзей . На этих торжествах незаметно для себя старшее поколение учит проявлять свою любовь И УВАЖЕНИЕ к школе, ЛЮБИМЫМ УЧИТЕЛЯМ И РАДОВАТЬСЯ ВСТРЕЧЕ С РЫЖИМ Васькой, толстухой – Людкой, очкариком – Шуриком. И никто уже не обижается. А 11-классники рисуют себе мечты о встрече через 40 лет.
Результат й работы – активное участии детей в школьных, районных, конкурсах направленных на гражданско-правовое и патриотическое воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таежный Робинзон
Презентация, которую можно использовать на уроках биологии, химии, географии, ОБЖ. По приметам, народным, географическим, биологическим и т.д. подобраны задания (предусмотрены и ответы) для ориентиров...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)
"Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опы...
Жизнь и деятельность Д.С.Лихачева- пример высокой гражданственности в духовно - нравственном становлении обучающихся (из опыта работы)
Материал статьи может быть использован как на уроках русского языка, так и литературы в классах среднего и старшего звена основной школы. В данной статье предлагаются различные формы уроков по н...
Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"
Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически в каждом разделе предмета «Технология»...
Обобщение педагогического опыта "Развитие гражданственности и патриотизма учащихся средствами ИКТ" ( с презентацией)
В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроках и внеурочное время...
«Воспитание гражданственности, патриотизма» из опыта работы МБОУ Шугурской СОШ
В период «лихих девяностых» - смены ценностных ориентиров нарушено духовное единство общества, размыты жизненные ориентиры молодежи, произошла девальвация ценностей старшего поколени...