Путешествие в зимний лес
план-конспект на тему
Это занятие для детей 3 класса коррекционной школы-интернат. Обощенное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_v_zimniy_les.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие: «Путешествие в зимний лес».
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе, жизни диких животных и птиц.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в природе, жизни диких животных и птиц, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей: медведь-шатун, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: ёлочка; нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки; звуковые эффекты (вой волков, сопение медведя); набор предметов для игры: шишки, грибы, морковь, зерно, орехи и т. д.); набор картинок "Дикие животные леса", белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физминутка.
Ход занятия.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный, прекрасный, морозный солнечный день! Давайте возьмёмся за руки и передадим тепло друг другу, улыбнёмся и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья. А сейчас устраивайтесь поудобнее и отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Выпал белый снег, иногда метёт метель, бывает вьюга, часто дует холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Так давайте отправимся в зимний сказочный лес. Итак,
Вокруг себя обернитесь,
В зимнем лесу очутитесь!
(Дети поворачиваются и подходят к стульчикам.)
(Выставляю картину зимний лес)
Вот мы и оказались в зимнем лесу.
Саша К.: Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы пришли.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Почему лес называют сказочным, волшебным?
Дети: Все вокруг укрыто серебристым, пушистым белым снегом.
Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег.
Воспитатель: Почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц.
Дети: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем с птицами играть.
Упражнение «Угадай название птицы по буквам»
- Я загадаю вам названия птиц буквами, а вы постарайтесь отгадать птицу:
-И-И-А – синица
-О -У - - - голубь
- -е- и-- - снегирь
-о-о-е- - воробей
-я-е-- - дятел
-о-о-а - сорока
- Молодцы! А какие это птицы? Зимующие.
Воспитатель: А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.
Воспитатель: Ну и чем же питаются птицы зимой?
Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, рябина, сало, семечки, хлебные крошки, шишки). Дидактическая игра «Кто что ест».
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – сало.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек
Сорока - семечки
Воспитатель: Ребята, остальные птицы, тоже будут рады, если вы их покормите зимой. Птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.
Воспитатель: Что случилось с насекомыми, животными?
Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.
Звери укрылись от мороза и холодов в норах, белки – в дуплах или закрылись в глубокий снег.
Такие животные как заяц и белка, поменяли свои шубки.
А медведь и вовсе уснул.
Зимой животным очень холодно и голодно.
Вам, наверное, тоже холодно в лесу? Давайте немного погреемся.
Физминутка:
На морозе.
Ручки вверх, ручки вниз
На носочках подтянись,
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
- Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, узнаем, кто здесь бегал, прыгал, прятался.
Выставляю следы.
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, где живет лиса. (Из норы видно лису. Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети:"Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот, лиса и петух"... (передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему? (беседа о зайцах).
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Что это, дети? (вой волков)
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут.
(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних - злой, в других глупый, доверчивый...
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло, (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно (беседа о белках). Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше.
Смотрите, какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе). Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют - ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше. Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали. Ребята, совсем скоро к нам придет праздник. Какой праздник мы ждем? (Новый год)
- А на праздник приятно дарит подарки и наряжать ёлку. Давайте и мы подарим подарки для наших зверей и нарядим для них вот эту ёлку, чтобы они тоже весело встретили Новы год.
В мешочке у меня разные украшения. Вы достаёте его и говорите, для кого оно и вешаем на ёлку.
- Нам зверюшки благодарны и спасибо всем сказали.
Воспитатель: Молодцы! Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, в группу нас верни!» Мы с вами снова в нашей группе.
Вот и подошло занятие к концу.
- Ребята, понравилось занятие?
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
- С какими животными повстречались?
- Молодцы! Оказывается, он совсем не сонный и тихий, там много разных животных, птиц. Жизнь в лесу у них очень тяжёлая. Мы теперь хорошо уяснили, почему звери линяют, отращивают подшёрсток, меняют цвет шерсти, ложатся в зимнюю спячку. Надо подкармливать птиц зимой. Это происходит от того, что наступают холода, меняется погода. Всё в природе взаимосвязано и подчиняется законам природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"
Занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего образовательного пространства, полноценного для речевог...
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
урок по теме" Путешествие в зимний лес"
урок по теме" Путешествие в зимний лес" ( повторение изученного о прилагательном) в 6 классе...
Урок-путешествие "В зимний лес!"
Развитие речи. Описание природы: зима....
Праздник: Путешествие в зимнюю и летнюю сказку"
Материал данного праздника предназначен для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. цель: расширение и активизация словаря детей по темам: "Зима - Лето", дифференциация данных понятий, примет зимы и...
Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"
дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...