Сценарий единого урока "Горячее сердце России"
классный час (5 класс) на тему
Разработка единого урока - сценарий и сопутствующие материалы. Включает основные сведения об Инициативе, материалы для дискуссии. Материал рассчитан на учащихся 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_stsenariy.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему
Есть ли герои в наше время?
Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.
Задачи: 1) Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
2) Познакомить с понятием герой, героический, составит портрет героя.
3) Воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
Все хорошее в природе от солнца,
а все лучшее от человека
М.М.Пришвин.
Ход мероприятия.
1. Введение в тему.
- Несмотря на то, что за окном зима, погода нас не всегда балует, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас. Если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
2. Опора на жизненный опыт и осмысление.
Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, в данную минуту вы счастливы, спокойны, веселы.
Чья в этом заслуга? (обсуждение: родителей, учителей, милиции и т.д.) – тех, кто нас защищает.
- Ребята, вам знакомы такие понятия как милосердие, долг, честь, совесть?
- Как вы понимаете слова – «В жизни всегда есть место подвигу»?
- А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду?
- Ребята, какое сердце мы называем горячим?/ Правильно! Сердце, открытое, доброе, любящее, готовое прийти на помощь людям/.
Я хочу вам всем пожелать, чтобы у вас в груди билось настоящее горячее сердце, чтобы вы всегда спешили на помощь людям, не оставались равнодушными к чужой беде.
3. Обогащение
Чтение легенды о Данко (в сокращении)
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда - то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.
Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая - вперёд, - там стояли великаны - деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями.
И ослабли люди от дум. Страх родился среди них. Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою. Но тут явился Данко и спас всех один".
И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец - всё на свете имеет конец! "
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому, что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Долго шли они. Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда - то.
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!"
Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня.
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый эти факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
- Идём! - крикнул Данко, и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они бросились за ним, очарованные. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. А Данко всё был впереди, и сердце его пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождём. Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал, и - умер.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего - то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
- Кем был Данко? Почему его можно назвать героем? Какое чувство помогло ему совершить такой поступок?
- Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре
Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Ежегодно 17 февраля проводится Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце».
Смысл этой инициативы объясняют нам слова гимна «Горячих сердец» (ученик читает стихотворение наизусть)
Когда б все юные сердца России,
Одним горячим полыхнув огнём,
Объединили вдруг свои усилья,
Все льдины зла растаяли бы в нем!
Я – Россиянин, я за всё в ответе!
Мне Родина дороже бытия!
За всё, что происходит на планете,
Горячим сердцем отвечаю я!
Я рядом с тем, кого беда застала,
В огонь и в воду я готов идти!
Сердцам горячим медлить не пристало,
Чтоб малыша из пламени спасти!
Я – Россиянин, я за все в ответе!
Мне Родина дороже бытия!
За всё, что происходит на планете,
Горячим сердцем отвечаю я!
Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям.
Инициатива организована совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел РФ, Министерством обороны, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, Паралимпийским комитетом России, а также общественными организациями и фондами. Одобрение и поддержка получены от Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах.
В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации.
Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в регионах РФ при поддержке Полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах и губернаторов субъектов Российской Федерации.
По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Книга также размещена на сайте инициативы в открытом доступе и является важной составляющей для воспитательной работы с подрастающим поколением в семье и в образовательных организациях страны.
Среди награжденных есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для родителей и всех нас. Однако эти ребята показали пример истинного мужества и отваги, крепости духа, нравственного и духовного стержня. Они навсегда останутся в нашей памяти и в сердцах ими спасенных людей.
Для обладателей нагрудного знака, в качестве награды, проводятся специализированные смены во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Смена».
Сегодня у Инициативы есть собственный сайт - www.cordis.fondsci.ru, на котором можно узнать последние новости, посмотреть фото- и видеоматериалы, а также рассказать свою историю мужества.
Учащийся 1. Всего же обладателями почетного нагрудного знака стали 130 молодых людей до 23 лет, в том числе паралимпийцы.
Учащийся 2. В соревнованиях на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года приняли участие 555 спортсменов из 45 стран. Сборная России установила рекорд по количеству завоёванных медалей на XI Паралимпийских зимних играх.
Учащийся 3. В активе российской команды 80 медалей: 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых.
Победы достигнуты благодаря высокому мастерству, огромной воле к победе, мужеству, самоотверженности и патриотизму российских спортсменов.
Учащийся 4. Человек с горячим сердцем Азат Карачурин, 1995 года рождения. На Паралимпийских играх в Сочи он выиграл две медали в биатлоне - «золото» в гонке на 12,5 км и "бронзу" на дистанции 7,5 км. Свои победы он посвятил маме.
Учащийся 5. Главным героем Игр стал российский паралимпиец Роман Петушков, завоевав на Паралимпиаде в Сочи 6 золотых медалей. Это новый рекорд в истории Паралимпийских Игр: ранее ни одному спортсмену не удавалось завоевать на одной Паралимпиаде столько наград.
Учитель. Роман Петушков сумел доказать всем, что инвалидность - это не повод опускать руки.
(Выступление Евы Снисаренко – инвалид, диагноз – ДЦП),
Давайте мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.
Обсуждение по вопросам:
- Каков внешне должен быть герой?
- Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
- Герои – это люди особой профессии?
- Может, как-то особенно надо воспитывать героя?
- Герои живут в каком–то особом месте? (Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Учащийся (читает наизусть). Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
- Есть ли герои в наше время?
Чтение информации о современниках (Детские презентации о современных детях-героях)
- Кого из них вы назвали бы героем? Кто, по-вашему, антигерой?
- Что лежит в основе героического поступка? Доброта
- Что вы понимаете под словом доброта?
- Известный поэт Андрей Дементьев дает такой ответ на этот вопрос
Учащийся (читает наизусть). Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
- Поэт Марк Лисянский тоже высказал свои мысли о добре:
Учащийся (читает наизусть). А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- У Анатолия Степановича Лесных есть стихотворение, которое призывает делать добрые дела вопреки всему, ведь именно они наполняют смыслом жизнь человека.
Учащийся (читает наизусть). Как бы жизнь ни летела,
Дней своих не жалей
Ради доброго дела
Для себя и людей!
Как бы ни было трудно,
Выстой, веру храня
В нежность доброго утра,
В доблесть славного дня!
Пусть кричит ошалело
И кружит воронье –
Делай доброе дело,
Делай дело свое!..
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай Доброе дело –
Тем живем на земле.
А когда, как монета,
Встанет жизнь на ребро,
Испытание это
Переплавь на добро...
Отдавай же всецело
Высшей правде себя...
Делать доброе дело –
Вечный смысл бытия!
- Подводя итог нашего сегодняшнего классного часа, давайте еще раз вспомним:
- Продолжи фразу: Герой – это…всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
Учитель. Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...
Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»
Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»...
Москва-сердце России
Материал позволяет расширить знания о Москве....
Музыкально-познавательная игра «Музыка – сердце России»
Данное занятие является воспитательным. Оно способствует патриотическому воспитанию обучающихся. В основе занятия лежит игровой метод, который позволяет развивать творческую активность обучающихся, по...
В СЕРДЦЕ РОССИИ ИЛИ МОСКОВСКИЙ МАРАФОН
В данных путевых записках описана семейная поездка на летних каникулах в город Москву...
Создание единой державы История России 15-16 века
Создание единой державы История России 15-16 века Материалы для дистанционного обучения...
Единый урок "Крым, Россия- навсегда"
Внеклассное мероприятие единый урок «Крым, Россия - навсегда» рассчитано на детей 8-13 лет в форме воспитательного мероприятия - викторины....