«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и библиографической литературой. Такой урок способствует воспитанию у учащихся чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-literaturnoe_kafe_po_lirike_esenina_v_11_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе.
Тема: «Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
Цели:
1. Выработка навыков анализа лирического текста.
2. Формирование навыка работы с критической и библиографической литературой.
- Развитие навыков выразительного комментированного чтения лирического произведения.
- Воспитание в учащихся патриотизма, гуманизма и понимания высокой поэзии.
- Развитие речи учащихся.
Оборудование.
- портрет Сергея Есенина;
- творческие работы учащихся;
- выставка произведений поэта и критической литературы о его творчестве;.
- методическое пособие «Выставка в школе»;
- «календарь событий» из жизни и творчества поэта.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами урока. Запись эпиграфа к уроку:
И это я!
Я, гражданин России,
Которая лишь будет тем и знаменита,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального поэта.
С. Есенин.
2. Работа по теме урока.
Учитель (на фоне лирической мелодии):
Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
* * * *
Всё мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Неодолимо движение времени. Одно поколение сменяется другим. Россия на пороге ХХ века. Живёт по своим законам мир поэзии. На её небосклоне рождаются новые и гаснут уже известные звёзды. Одни из них умирают очень рано, другие горят и светят несколько десятилетий, а некоторые греют нашу душу и чувства до сих пор. Имя одной такой звезды - Сергей Есенин. Это имя вечно, именно поэтому мы сегодня будем говорить о нём и его стихах ещё раз.
Учитель отрывает листок «календаря», на котором написано:
«Блок научил меня лиричности».
Учитель: Есенин пришёл в литературу чуть позже Александра Блока. Многие современники утверждали, что при своей непохожести их стихов, в них много общего. Согласны ли вы с этим мнением?
Сообщение ученика о «родственности» поэзии Блока и Есенина.
Учитель: Итак, мир поэзии Есенина совсем иной, чем у Блока, но оба поэта основным мотивом своего творчества считали любовь к Родине, к России. Недаром Сергей Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. Нет поэта без Родины». Лирика Есенина вместила в себя две России? «Русь голубую» и «Русь советскую». Как эти два образа совмещаются в творчестве поэта?
Сообщение ученика.
Учитель: Имя Татьяны Фёдоровны Есениной сегодня знает сегодня каждый читающий человек. Она подарила миру талантливого поэта-лирика, который прославил в своих стихах свою деревню, свою Родину, но в первую очередь - свою мать.
Учитель отрывает листок календаря с надписью «Ты жива ещё, моя старушка...».
К доске выходит группа учащихся, которые самостоятельно подготовила литературный монтаж, основой которого является стихотворение Есенина о маме.
Остальные стихи сочинили ученики.
Учитель? Есть мнение, что любовь лечит. Это, действительно, правда, но, кроме того, любовь помогает человеку надеяться и верить. Наверное, поэтому у Есенина много стихов о любви к женщине. Мы уже говорили о них на предыдущих уроках, а сегодня предлагаю вам поучаствовать в мини - викторине.
Учитель отрывает листок с надписью: «В первый раз запел я про любовь...».
Вопросы викторины:
1. Как называется цикл стихов о любви, название которого связано со страной, в которой Есенин никогда не был?
Ответ: «Персидские мотивы».
2. Назовите имя женщины, одной из главных героинь этого цикла.
Ответ: Шаганэ Нерсесовна Тыртырян.
3. Кому посвящены эти строки и откуда они?
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
Ответ: Лидии Ивановне Кашиной,
Строки из поэмы «Анна Снегина».
Учитель: Бытует мнение, что стихи Есенина трудно анализировать с литературоведческой точки зрения, но мы попробуем сейчас сделать это.
Ученик анализирует стихотворение, которое ему понравилось.
Делает он это по плану анализа лирического произведения.
Учитель: Многие стихи Есенина переложены на музыку. Песни и романсы на стихи поэта исполняют сегодня популярные певцы: Малинин, Глызин, Юлиан. Недаром Есенина называли «поэтом огромной песенной силы».
Учитель отрывает листок с надписью: «Поэт огромной песенной силы».
Учитель? Вы можете перечислить стихи Есенина, которые стали романсами и песнями.
Ученики: «Отговорила роща золотая»,
«Белая берёза»,
«Клён ты мой опавший»,
«Мне осталась одна забава»,
«Письмо матери»,
«Не жалею, не зову, не плачу...»,
«Я спросил сегодня у менялы...».
Трио учащихся исполняет романс «Отговорила роща золотая».
Учитель: Я предоставляю слово критикам, библиографам и рецензентам поэта. Что вы можете сказать о великом рязанском поэте и его творчестве?
Учитель отрывает листок, на котором написано следующее:
«Быть поэтом – это значит...».
Ученики представляют критические статьи о творчестве поэта.
- Обобщение.
Учитель: «Есенин – это вечно!» - так сказал известный поэт Николай Тихонов. Как вы думаете, почему?
Ответ ученика.
Учитель: Быть поэтом народным – значит
По-есенински вовсе не лгать.
Знать, что иволга вновь где-то плачет,
Нам об этом успеть рассказать.
Видеть Родину в цвете малиновом,
В плащ из золота реки одеть.
Её силу и славу былинную
В крике «Гой ты...» прославить, воспеть.
Со слезами писать о корове,
За собачью погибель страдать.
В добром, нежном и ласковом слове
Утешенья душе не искать.
Видеть в женщине каждой любимую,
По-персидски признаться в любви,
Посвятить её поэму красивую.
Ну, скажите, а вы бы смогли?
А он смог, потому что талантлив,
Потому что такого же нет.
На земле раз в столетье рождается
Настоящий рязанский поэт.
Рязанова А.М.
- Итоги урока.
- Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение на тему «Легко ли быть поэтом в России?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"
Разработка урока с презентацией...
ЛИТЕРАТУРА Урок- исследование_Изография в лирике Есенина_ 9 класс
Цель урока: выяснить роль художественных средств и цветописи в создании образа Родины в лирике С.А.Есенина. Задачи: образовательные: - организовать поисково-исследовательскую деятельность в работ...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Ранняя лирика Есенина
Лирика С.Есенина...
Тема Родины в лирике Есенина.
Тема Родины в лирике Есенина....
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...