ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК, ЗАКОН и ЗОЖ»
учебно-методический материал на тему

Программа "Подросток, закон и Зож" направленная на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, пропаганду здорового образа жизни, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podrostok_zakon_i_zozh.doc134 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Основные положения Программы.

  1. Пояснительная записка.

              Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

              Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств  правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние годы накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения. Установление зависимости индивидуального здоровья от фактов образа жизни (питание, двигательный режим, отношение к курению, наркотикам, алкоголю, психологический микроклимат и т.п.) также не улучшило ситуацию, так как знать еще не означает реализацию своих знаний на практике.

Наблюдается парадокс: при положительном отношении к факторам здорового образа жизни большинства молодежи практическое следование принципам отмечается лишь у 10 – 15 %.  Причиной этого является отсутствие внутренних потребностей, ценностной мотивации, которые, как известно, формируются в раннем возрасте в соответствии в закономерностями биологического (в том числе психического) развития организма.

Анализ других компонентов (заболеваемость, рождаемость, смертность, долгожительство) также позволил выявить роль личностных качеств, таких как культурный уровень, соблюдение правил личной гигиены, особенности характера, в реализации позитивных аспектов здоровья. Поэтому вывод о необходимости учить здоровью, принципам здорового образа жизни вполне логично вытекает в ходе развития идей профилактической медицины.

Новое направление в педагогике – развитие здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся средних общеобразовательных школ. Это касается характера обучения и воспитания, уровня педагогической культуры учителей, содержания образовательных программ, условия проведения учебного процесса (расписание, педагогическая техника, оборудование учебных кабинетов), мониторинга психофизического состояния здоровья обучающихся. Главная, отличительная черта здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы.

   Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников, сохранение здорового образа жизни  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

            В  последние годы проблема употребление ПАВ, безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

            Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

            Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

            Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

  1. Цель и задачи Программы.

   Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  оптимизация познавательной деятельности, профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности, здорового образа жизни.

        - сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей, педагогов и учащихся культуры здоровья, которая станет неотъемлемой частью настоящих и будущих семей, а следовательно, и будущих учеников.

   Задачи:

1.     Воспитать у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2.      Развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

3.      Содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательных  учреждениях города.

4.      Привить навыки избирательного права.

5.     Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

6.     Активизировать  разъяснительную работу среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.              

 7. Раскрыть творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение

8. создать условия  для осмысления ребенком ценности собственного здоровья для естественного эффективного развития, саморазвития и его личностного роста;

1.3.Основные направления деятельности по реализации Программы

1. Содержательное направление.

  • Разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
  • Организация работы школы правовых знаний «Я и мои права»
  • Развитие деятельности ученического самоуправления  
  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы;

2. Социально-педагогическое направление.

  • Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
  • Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

3. Управленческое направление.

  • Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
  • Создание условий для реализации основных направлений программы;
  • Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

  1. Срок реализации программы: ежегодно

  1. Общая характеристика содержания работы

         Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

          Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

  • Выпуск и распространение информационно-методических материалов для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
  • Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов:

  • проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;
  • создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, СМИ, Центра занятости населения и т.д.).

III.Этапы реализации  программ

№ п/п

Содержание этапов

Срок реализации

1.      

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания школьников по вопросу законопослушного поведения.

В течение учебного года

2.      

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения школьников (активное включение учащихся, родителей, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

В течение учебного года

3.      

Анализ и обобщение деятельности по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения школьников.

В течение учебного года

4.

реализация программы (внедрение эффективных педагогических технологий, интеграция проблем здоровья в контексты учебных предметов, формирование единого информационного поля здоровьесберегающего образовательного процесса, отслеживание результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья учащихся, распространение передового опыта через проведение семинаров, конференций и т.д.)

В течение учебного года


  1.  План действий по реализации Программы

№ п/п

Мероприятия

Срок проведен

Ответственный

1

Проведение диагностических исследований  с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся, отношения педагогов, родителей к данной проблеме.

-Социологический  опрос  

« Меня беспокоит»(7-11 класс)

- «Знаю ли я свои права?»

- здоровьесберегающая инфраструктура школы

0ктябрь

Апрель

Администрация

2

-Оформление и обновление информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов).

- создание общественного совета по здоровью

Сентябрь

Администрация

3

Создание банка данных видео, аудио, CD-материалов по данному направлению работы.

2015-2016

Администрация

4

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских  собраний, педагогических советов, классных часов

В течение года

Администрация  

5

Организация и проведение семинаров для кл. рук. по проблемам правового воспитания. Правовая школа.

2015-2016

Администрация

6

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов.

2 раза в год

Администрация

7

Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения:

1. «Всеобщая декларация прав человека».

2. «Я и закон».

3. «Права человека».

4.Мои права и права других людей, мои обязанности.

5. «Что я знаю о праве».

6. Деловая игра   « Гражданином быть обязан».

7. «Права ребёнка»

8. Проведение «дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.

9. Что такое незаконный оборот наркотиков?

В течение учебного года

Классные руководители

8.

1.Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях с приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры.

2. Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

В течение учебного года

Администрация

9

-Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся,

-Профилактика злоупотребления ПАВ (никотин, алкоголь, наркотики) среди учащихся.

В течение учебного года

Классные руководители

10

Организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся, здорового образа жизни.

В течение учебного года

Администрация

Классные руководители

11

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

В течение учебного года

Администрация

Классные руководители

12

Проведение школьных конкурсов:

- конкурс сочинений о правах человека и толерантности «Права человека и будущее России»;

- конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»;

-конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»,

 -Утомление и переутомление.

-Принципы рационального питания.

-От чего зависит рост и развитие организма.

-Физические особенности развития мальчика и девочки.

-Здоровый образ жизни.

-Способы охраны здоровья в школе.

-Лекарственные вещества и рекомендации по их приему.

-Никотин, алкоголь, наркотики.

-Профилактика и преодоление вредных привычек.

В течение учебного года

МО истории

Классные руководители

13

Участие в районных, городских конкурсах

В течение учебного года

Классные руководители

  1. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников  призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности.

В результате учащиеся  должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
  • быть толерантным во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
  • вести здоровый образ жизни.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование  правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность, сохранение и укрепление здоровья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Реабилитационная программа "Подросток"

Создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики в преодолении зависимости от алкогольных...

Программа "Подросток и закон"

Данная программа расчитана на воспитанниц специального профессионального училища закрытого типа, которые уже совершили противоправные действия....

Методическая разработка. Программа «Подросток в современном мире» на 2010 - 2014 год

Профилактическая программа для обучающихся "Подросток в современном мире"...

Дополнительная образовательная программа "Подросток: тропинка к своему "Я"

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование...

Программа "Подросток" по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения воспитанников

Цель программы: создание условий для совершенствования существующей системы профиликтики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...