Использование дидактического материала на уроках физической культуры по разделу «Спортивные игры. Волейбол»
методическая разработка на тему

Тахватулина Светлана Загидовна

Физическая культура в школе – общеобразовательная дисциплина, один из важных компонентов системы общего среднего образования. Недаром П.Ф. Лесгафт ввел термин «физическое образование», подчеркивая тем самым образовательную направленность педагогического процесса, а главное его неразрывную связь с общим средним образованием.

В школьном  возрасте закладываются все основы здоровья, развиваются и совершенствуются двигательные качества и навыки. Урочные и внеурочные занятия по физической культуре – это основа физического воспитания, развития и оздоровление учащихся. Одной из главных задач учителей физической культуры заключается в том, чтобы дети росли здоровыми, жизнерадостными, развитыми. Другой, не менее важной задачей является достижение высоких результатов в различных видах спорта. В связи с этим необходимо постоянно повышать эффективность преподавания уроков физической культуры в школах. Мы, учителя физической культуры, должны владеть различными формами и методами и  применять их на уроках, которые позволяют повышать интеллектуальную активность детей, побуждать к самостоятельным поискам знаний и целесообразных вариантов освоения изучения действий, требовать элементов исследования, проявлять творческие усилия. Только при этих условиях можно обеспечить высококачественную образовательную работу и ее воспитывающий характер, соответствующий современных требованиям жизни.

В процессе работы перед нами встала задача выяснить, как влияют дидактические пособия, разработанные в процессе обучения учащихся   на улучшение качества технической подготовки и их результативности по разделу «Спортивные игры. Волейбол».

                                            

 

 

 

                                   Дидактика спортивных игр.

 

Дидактика спортивных игр - система, которая предполагает взаимодействие учителя и ученика в процессе использования средств, форм и методов.

Дидактика  основана на общих принципах и закономерностях. Их использование определяется уровнем подготовленности занимающихся. В нашем случае – это начальный уровень, характерный для школьного физического воспитания и массового уровня занятий спортивными играми.

Обучение игровой соревновательной деятельности – это открытый дидактический процесс, имеющий целью овладение индивидуальными и групповыми формами игрового взаимодействия и развитие игровых способностей.

Суть дидактического процесса состоит в интеграции, во взаимодействии «учитель – ученик», «игрок – игроки», которые заключаются в передаче знаний и формировании умений. 

Дидактический процесс в волейболе базируется на овладении  техникой и тактикой игровой деятельности, что  является главной целью начального обучения и учете закономерностей соревновательной деятельности и их отражении в сознании занимающихся. 

     Процесс обучения заключается в последовательном изучении, закреплении и совершенствовании элементов игровой состязательной деятельности.

I этап – первичное знакомство и изучение отдельных технических и тактических действий, используемых при игре в защите и нападении.

II этап – закрепление изученного материала для использования в игре.

III этап – совершенствование изученных ранее приемов.

Решение всех дидактических задач достигается использованием комплекса методов, средств и методических приемов (словесные, наглядные, практические). Реализация этих методов проходит в форме подвижных игр, подготовительных упражнений, игровых упражнений и игры.

Опыт работы.

 

Методическую последовательность использования всех этих методов при обучении игре в волейбол мы разделили на 6 уровней:

1.    Подвижные игры с элементами техники перемещений.

2.    Игровые упражнения с элементами технических приёмов.

3.    Игры – эстафеты с техническими элементами.

4.    Подводящие игры с элементами техники и тактики  игры.

5.    Упрощённые варианты игры.

6.    Мини – волейбол, игра по упрощённым правилам.

1 и 2 уровень сложности усвоения элементов игры в волейбол. Далее добавляются 3 и 4 уровень. После освоения базовых элементов уровням, выполняющим роль синтезатора изученного ранее учебного материала. По подвижным играм нами были разработаны учебные карточки, цель которых совершенствование  приемов, например:

·       Игра «Снайперы» - совершенствование техники подачи мяча в соревновательных условиях, развитие точности глазомера, скоростно-силовых качеств.

·       «Бомбардиры» - совершенствование техники нападающего удара в соревновательных условиях.

·       «Соперники» - совершенствование техники блокирования в соревновательных условиях.

·       «Сумей принять» - совершенствование техники приема верхней передачи мяча, отработка техники взаимодействия с партнером в игровых условиях.

·       «Защитники» - совершенствование техники действий защиты в соревновательных условиях.

Словесно-наглядный метод создает необходимую мотивацию и наглядно-образные представления, а также передает необходимые знания обучающимся.  При работе с обучающимися необходимо:

1.    Определить время упражнения, поставить конкретные цели для достижения;

2.    Требовать использование тех приемов, которые намечены к изучению;

3.    Постепенно повышать сложность;

4.    Требовать соблюдения порядка выполнения задания;

5.    Подчеркивать необходимость и следить за правильностью выполнения упражнений;

6.    Рационально подбирать и чередовать упражнения разной направленности.

Нами разработана  методическая последовательность при обучении учащихся техническим приёмам посредством соревновательно - игрового метода.

При обучении учащихся техническим приёмам я использую метод упрощённых вариантов игры и карточки с заданиями.

Варианты игры в волейбол:

·       передача (сверху) – число игроков 1 х 1

·       прием мяча (снизу) – 2 х 2

·       передача мяча назад за голову – 2 х 2

·       передача в треугольнике – 3 х 2

·       подача (нижняя, прямая, боковая) – 3 х 3, 4 х 4, 6 х 6

·       блокирование и страховка нападающих – 3 х 3, 4 х 4

·       обманы и страховка блокирующих – 4 х 4, 6 х 6

·       защита 4 х 4, 6 х 6.

Карточки:

·       1 вид – от лицевой до штрафной, от штрафной до лицевой, от лицевой к линии нападения, от линии нападения к штрафной, от штрафной к средней и ускорения до лицевой линии обратно.  

·       2 вид – лицевая, штрафная, лицевая средняя и ускорение до лицевой линии.

·       3 вид – бег от одной боковой линии до другой змейкой, с касанием одноименной руки боковой линии и т.д.

Для развития скоростных качеств на уроках применяю 3 вида челночного бега – 3х10м, 3х15м, 3х18м.

На уроках и в процессе тренировок для обучения мы применяем установленную в спортзале магнитную доску, благодаря которой появляется возможность использовать многочисленные карточки, соответствующие теме урока, например, стойка волейболиста, верхний и нижний прием мяча, нападающий удар, блокирование и расстановка игроков на площадке.

Таким образом, при применении метода слова и наглядности использование карточек способствует более качественному усвоению учебного материала.  

     Нами разработана последовательность тактических задач в учебных играх.  Например:

1.    передача через сетку

o   в пустую зону 1х1

o   на партнера

2.    передача над собой и передача через сетку

o    двумя руками снизу

o    двумя руками в прыжке 1х1

3.    передача партнеру

o   высокая

o   низкая   2х2

и передача через сетку

o   на пасующего игрока

o   на основного игрока 2х2

4.    передача в три касания 2х2

Также нами разработаны:

o   контрольные упражнения и нормативы для оценки технической подготовленности по волейболу (для юношей и девушек);

o   контрольные упражнения и нормативы для оценки физической подготовленности (выраженные в оценках – удовлетворительно, хорошо, отлично);

o   тест – опрос по тактико-технической подготовке; 

o   учебные нормативы по волейболу с 6 по 11 класс.

§   верхняя передача над собой и приемы мяча снизу

§   приемы сверху, снизу от стены и  чередование приемов у стенки

§    подача – верхняя, нижняя  

§   подача по зонам

§   оценить блок одиночный у стены 

§   нападающий удар 

§   игровые взаимодействия

§   судейство

     Оценивание технических приёмов производится по двум параметрам: техника выполнения элемента и результативность.

Еще один метод, который мы используем при обучении волейболу – это практический, применяемый при непосредственном разучивании двигательных действий и формировании двигательных навыков.

Например:

- нападающий удар – один из сложных элементов, и не секрет, что во многих школах нет специальных приспособлений для обучения нападающего удара. Мы приобрели мяч-амортизатор, легко располагающийся на любой высоте, доступный каждому ребенку. Работая и изучая технику нападающего удара – разбег, прыжок, обучающиеся легко осваивают нападающий удар у волейбольной сетки.

- блокирование -  начинаем  работу у стенки, где нарисованы мишени. Обучающиеся, от занятия к занятию, выполняют серию прыжков у стены на месте и в перемещении. Затем переходят к сетке на одиночное или парное блокирование.  

Для плотности урока мы используем волейбольные сетки, вдоль всей длины волейбольной площадки, которые устанавливаются  за 2-3 минуты, и на которых идет обучение приемов мяча в парах одновременно всем классом. Это дает возможность играть одновременно 4 командам.

Для закрепления материала на протяжении всего года мы проводим школьные  турниры по волейболу по параллелям,  пионербол для учащихся 5-6 классов с элементами волейбола.   Судейство организуется членами клуба «Точно в десятку».

По данной методике обучались ученики 9а класса, а остальные классы в этой параллели обучались по обычной программе. Для сравнения приводим показатели технической подготовленности учащихся 9а класса и 9в класса.

 

 

 

image

 

image

 

Из анализа видно, что уровень технической подготовленности учащихся 9а класса выше, чем учащихся 9в класса, что говорит об эффективности преподавания уроков, на которых применялись вышеизложенные методы.

                                                       Заключение.

Из выше изложенного  мы пришли к выводу о том, что дидактическое управление при обучении волейболу не только мотивирует обучающихся, но и позволяет сформировать весь комплекс необходимых психомоторных предпосылок. Все это, несомненно, ускоряет усвоение базового содержания игровой деятельности волейболистов и делает эту игру любимым средством здорового отдыха и физической закалки обучающихся общеобразовательной школы. Эффективность данного дидактического управления подтверждается результатами учеников 9а класса, на протяжении всего времени

 (5-9 классы) данный класс занимает первые места в школьных соревнованиях, многие из них посещают секцию волейбола в школе (8 учеников), 6 учеников являются членами сборной команды школы по волейболу. Команда школы вошла в пятерку лучших среди общеобразовательных школ города Якутска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Республиканский конкурс «Учитель года»

 

 Использование дидактического материала на уроках физической культуры по разделу

«Спортивные игры. Волейбол»

Выполнила: Тахватулина Светлана Загидовна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МОБУ СОШ № 10

Им. Д.Г.Новопашина

 г. Якутск

                                                         Введение.

Физическая культура в школе – общеобразовательная дисциплина, один из важных компонентов системы общего среднего образования. Недаром П.Ф. Лесгафт ввел термин «физическое образование», подчеркивая тем самым образовательную направленность педагогического процесса, а главное его неразрывную связь с общим средним образованием.

В школьном  возрасте закладываются все основы здоровья, развиваются и совершенствуются двигательные качества и навыки. Урочные и внеурочные занятия по физической культуре – это основа физического воспитания, развития и оздоровление учащихся. Одной из главных задач учителей физической культуры заключается в том, чтобы дети росли здоровыми, жизнерадостными, развитыми. Другой, не менее важной задачей является достижение высоких результатов в различных видах спорта. В связи с этим необходимо постоянно повышать эффективность преподавания уроков физической культуры в школах. Мы, учителя физической культуры, должны владеть различными формами и методами и  применять их на уроках, которые позволяют повышать интеллектуальную активность детей, побуждать к самостоятельным поискам знаний и целесообразных вариантов освоения изучения действий, требовать элементов исследования, проявлять творческие усилия. Только при этих условиях можно обеспечить высококачественную образовательную работу и ее воспитывающий характер, соответствующий современных требованиям жизни.

В процессе работы перед нами встала задача выяснить, как влияют дидактические пособия, разработанные в процессе обучения учащихся   на улучшение качества технической подготовки и их результативности по разделу «Спортивные игры. Волейбол».

                                             

                                   Дидактика спортивных игр.

Дидактика спортивных игр - система, которая предполагает взаимодействие учителя и ученика в процессе использования средств, форм и методов.

Дидактика  основана на общих принципах и закономерностях. Их использование определяется уровнем подготовленности занимающихся. В нашем случае – это начальный уровень, характерный для школьного физического воспитания и массового уровня занятий спортивными играми.

Обучение игровой соревновательной деятельности – это открытый дидактический процесс, имеющий целью овладение индивидуальными и групповыми формами игрового взаимодействия и развитие игровых способностей.

Суть дидактического процесса состоит в интеграции, во взаимодействии «учитель – ученик», «игрок – игроки», которые заключаются в передаче знаний и формировании умений.  

Дидактический процесс в волейболе базируется на овладении  техникой и тактикой игровой деятельности, что  является главной целью начального обучения и учете закономерностей соревновательной деятельности и их отражении в сознании занимающихся.  

          Процесс обучения заключается в последовательном изучении, закреплении и совершенствовании элементов игровой состязательной деятельности.

I этап – первичное знакомство и изучение отдельных технических и тактических действий, используемых при игре в защите и нападении.

II этап – закрепление изученного материала для использования в игре.

III этап – совершенствование изученных ранее приемов.

Решение всех дидактических задач достигается использованием комплекса методов, средств и методических приемов (словесные, наглядные, практические). Реализация этих методов проходит в форме подвижных игр, подготовительных упражнений, игровых упражнений и игры.

Опыт работы.

Методическую последовательность использования всех этих методов при обучении игре в волейбол мы разделили на 6 уровней:

  1. Подвижные игры с элементами техники перемещений.
  2. Игровые упражнения с элементами технических приёмов.
  3. Игры – эстафеты с техническими элементами.
  4. Подводящие игры с элементами техники и тактики  игры.
  5. Упрощённые варианты игры.
  6. Мини – волейбол, игра по упрощённым правилам.

1 и 2 уровень сложности усвоения элементов игры в волейбол. Далее добавляются 3 и 4 уровень. После освоения базовых элементов уровням, выполняющим роль синтезатора изученного ранее учебного материала. По подвижным играм нами были разработаны учебные карточки, цель которых совершенствование  приемов, например:

  • Игра «Снайперы» - совершенствование техники подачи мяча в соревновательных условиях, развитие точности глазомера, скоростно-силовых качеств.
  • «Бомбардиры» - совершенствование техники нападающего удара в соревновательных условиях.
  • «Соперники» - совершенствование техники блокирования в соревновательных условиях.
  • «Сумей принять» - совершенствование техники приема верхней передачи мяча, отработка техники взаимодействия с партнером в игровых условиях.
  • «Защитники» - совершенствование техники действий защиты в соревновательных условиях.

Словесно-наглядный метод создает необходимую мотивацию и наглядно-образные представления, а также передает необходимые знания обучающимся.  При работе с обучающимися необходимо:

  1. Определить время упражнения, поставить конкретные цели для достижения;
  2. Требовать использование тех приемов, которые намечены к изучению;
  3. Постепенно повышать сложность;
  4. Требовать соблюдения порядка выполнения задания;
  5. Подчеркивать необходимость и следить за правильностью выполнения упражнений;
  6. Рационально подбирать и чередовать упражнения разной направленности.

Нами разработана  методическая последовательность при обучении учащихся техническим приёмам посредством соревновательно - игрового метода.

При обучении учащихся техническим приёмам я использую метод упрощённых вариантов игры и карточки с заданиями.

Варианты игры в волейбол:

  • передача (сверху) – число игроков 1 х 1
  • прием мяча (снизу) – 2 х 2
  • передача мяча назад за голову – 2 х 2
  • передача в треугольнике – 3 х 2
  • подача (нижняя, прямая, боковая) – 3 х 3, 4 х 4, 6 х 6
  • блокирование и страховка нападающих – 3 х 3, 4 х 4
  • обманы и страховка блокирующих – 4 х 4, 6 х 6
  • защита 4 х 4, 6 х 6.

Карточки:

  • 1 вид – от лицевой до штрафной, от штрафной до лицевой, от лицевой к линии нападения, от линии нападения к штрафной, от штрафной к средней и ускорения до лицевой линии обратно.  
  • 2 вид – лицевая, штрафная, лицевая средняя и ускорение до лицевой линии.
  • 3 вид – бег от одной боковой линии до другой змейкой, с касанием одноименной руки боковой линии и т.д.

Для развития скоростных качеств на уроках применяю 3 вида челночного бега – 3х10м, 3х15м, 3х18м.

На уроках и в процессе тренировок для обучения мы применяем установленную в спортзале магнитную доску, благодаря которой появляется возможность использовать многочисленные карточки, соответствующие теме урока, например, стойка волейболиста, верхний и нижний прием мяча, нападающий удар, блокирование и расстановка игроков на площадке.

Таким образом, при применении метода слова и наглядности использование карточек способствует более качественному усвоению учебного материала.  

         Нами разработана последовательность тактических задач в учебных играх.  Например:

  1. передача через сетку
  • в пустую зону 1х1
  • на партнера
  1. передача над собой и передача через сетку
  • двумя руками снизу
  • двумя руками в прыжке 1х1
  1. передача партнеру
  • высокая
  • низкая   2х2

и передача через сетку

  • на пасующего игрока
  • на основного игрока 2х2
  1. передача в три касания 2х2

Также нами разработаны:

  • контрольные упражнения и нормативы для оценки технической подготовленности по волейболу (для юношей и девушек);
  • контрольные упражнения и нормативы для оценки физической подготовленности (выраженные в оценках – удовлетворительно, хорошо, отлично);
  • тест – опрос по тактико-технической подготовке;  
  • учебные нормативы по волейболу с 6 по 11 класс.
  • верхняя передача над собой и приемы мяча снизу
  • приемы сверху, снизу от стены и  чередование приемов у стенки
  •  подача – верхняя, нижняя  
  • подача по зонам
  • оценить блок одиночный у стены  
  • нападающий удар  
  • игровые взаимодействия
  • судейство

         Оценивание технических приёмов производится по двум параметрам: техника выполнения элемента и результативность.

Еще один метод, который мы используем при обучении волейболу – это практический, применяемый при непосредственном разучивании двигательных действий и формировании двигательных навыков.

Например:

- нападающий удар – один из сложных элементов, и не секрет, что во многих школах нет специальных приспособлений для обучения нападающего удара. Мы приобрели мяч-амортизатор, легко располагающийся на любой высоте, доступный каждому ребенку. Работая и изучая технику нападающего удара – разбег, прыжок, обучающиеся легко осваивают нападающий удар у волейбольной сетки.

- блокирование -  начинаем  работу у стенки, где нарисованы мишени. Обучающиеся, от занятия к занятию, выполняют серию прыжков у стены на месте и в перемещении. Затем переходят к сетке на одиночное или парное блокирование.  

Для плотности урока мы используем волейбольные сетки, вдоль всей длины волейбольной площадки, которые устанавливаются  за 2-3 минуты, и на которых идет обучение приемов мяча в парах одновременно всем классом. Это дает возможность играть одновременно 4 командам.

Для закрепления материала на протяжении всего года мы проводим школьные  турниры по волейболу по параллелям,  пионербол для учащихся 5-6 классов с элементами волейбола.   Судейство организуется членами клуба «Точно в десятку».

По данной методике обучались ученики 9а класса, а остальные классы в этой параллели обучались по обычной программе. Для сравнения приводим показатели технической подготовленности учащихся 9а класса и 9в класса.

 

Из анализа видно, что уровень технической подготовленности учащихся 9а класса выше, чем учащихся 9в класса, что говорит об эффективности преподавания уроков, на которых применялись вышеизложенные методы.

                                                       Заключение.

Из выше изложенного  мы пришли к выводу о том, что дидактическое управление при обучении волейболу не только мотивирует обучающихся, но и позволяет сформировать весь комплекс необходимых психомоторных предпосылок. Все это, несомненно, ускоряет усвоение базового содержания игровой деятельности волейболистов и делает эту игру любимым средством здорового отдыха и физической закалки обучающихся общеобразовательной школы. Эффективность данного дидактического управления подтверждается результатами учеников 9а класса, на протяжении всего времени

 (5-9 классы) данный класс занимает первые места в школьных соревнованиях, многие из них посещают секцию волейбола в школе (8 учеников), 6 учеников являются членами сборной команды школы по волейболу. Команда школы вошла в пятерку лучших среди общеобразовательных школ города Якутска.

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………………3 стр.
  2. Дидактика спортивных игр …………………………………………. 4 стр.
  3. Описание опыта работы …………………………………………….. 5 стр.
  4. Заключение …………………………………………………………. 10 стр.
  5. Использованная литература ……………………………………….. 11 стр.

Использованная литература.

  1. Спортивные игры. Учебное пособие под редакцией Ю.И. Клещева – Москва, высшая школа, 1980 г.
  2. Волейбол. Хапко В.Е., В.И. Белоус. Киев, 1988 г.
  3. Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. Ю.Д. Железняк. Москва. 1988 г.
  4. Анализ и обучение техническим приёмам волейбола. А.В. Беляев, О.С. Булыкин, Л.В. Булыкина. Москва - 2003 г.
  5. Тактика игры в волейболе. А.В. Беляев, О.С. Булыкин, Л.В. Булыкина. Москва – 2004 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры по разделу «Спортивная гимнастика», 5 класс

Урок физической культуры о видах спортивной гимнастики: прикладной, лечебной, производственной и т.д....

учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"

Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...

Использование музыкального материала на уроках физической культуры

Методические особенности использования музыки на уроках физической культыры в школе....

Урок физической культуры по разделу "Спортивные игры".

Тема: Совершенствование техники ведения мяча с изменением скорости и направления.Класс : 7 БТип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыковОбразовательная программа, автор:·...

Методическая разработка "Использование музыкального материала на уроках физической культуры".

Делюсь опытом по использованию музыкального материала на уроках физической культуры (модуль ритмика)....

План - конспект урока физической культуры "Отработка технических элементов игры волейбол"

План- конспект традиционного урока в 11 классе по теме волейбол. на уроке отрабатываются технические элементы игры волейбол....

Дидактический материал к урокам физической культуры в 1 - 4 классах

Дидактический материал к урокам физической культуры в 1 - 4 классах...