Внеклассная работа по истории в Тундутовской школе
статья на тему
роль внеклассной работы на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metod.obedinenie.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и методы формирования коммуникативных умений учащихся
на уроках истории и обществознания
Теоретическое обоснование
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Компетентность – это способность человека действовать в условиях современного общества.
Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяла большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводится на развитие устной речи своих воспитанников. Часто одним из способов накопляемости оценок учащихся являются письменные работы. Да и сама технология традиционного обучения практически не формирует навыки совместной деятельности.
Как изменить ситуацию? как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи учащихся, а учитель в большей степени были дирижером этого процесса?
Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса.
Попытаемся осветить некоторые его тенденции.
Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме.
Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных понятий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:
- коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
- специальная система ситуативных упражнений;
- использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
- использование учебных ситуаций общения;
- обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
- формирование умений систематизировать материал;
- умение работать в команде, группе и др.
Прикладной аспект учебной коммуникации | Исследовательский аспект учебной коммуникации | Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации | Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации |
|
|
|
|
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
:
- простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
- умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести ее;
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
.
Данная проблема актуальна, так как:
анализ исследования показывает, что учащиеся 9-11 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.
Считают, что трудно:
- свободно говорить перед классом – 48% учащихся;
- делать сообщение по ключевым словам и опорному конспекту -33%
- увлечь одноклассников своим ответом – 80%
- внимательно слушать своих одноклассников – 66%
- ждать возможности высказать свое мнение – 71%
- считаться с мнением своих одноклассников – 48% старшеклассников.
Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.
.
Таким образом, учитель должен помочь ученику овладеть определенными умениями в области коммуникации.
Поэтому основными задачами своей педагогической деятельности считаю:
- воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности;
- формирование критического мышления;
- создание и поддержание познавательной и самостоятельной умственной активности учащихся;
- формирование коммуникативных умений;
- создание условий для раскрытия способностей учащихся;
- реализация принципа сотрудничества на уроке;
- сочетание традиционных, интерактивных методов и современны.
Ведущее место занимают в моей практике такие методы, как частично-поисковый, исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
При проведении учебных занятий использую следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную, при этом предпочтение отдаю активным формам работы ( практикум, игра, дискуссия, семинар и др.).
Основными способами формирования коммуникативных умений на уроках истории и обществознания являются использование монолога, диалога,
В процессе объяснения нового материала ученики получают задания:
- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;
- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);
- выписать новые понятия;
- заполнить таблицу;
- продолжить… или дополнить…;
- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;
- обобщить (сделать вывод).
Примеры: по ходу изучения нового материала по теме «Монголо-татары» ученики 6 класса заполняют таблицу «Нашествие Батыя на Русь»
Даты | Походы | Итоги |
По теме «Отклоняющееся поведение» (обществознание 11 класс) учащиеся составили следующие вопросы:
- Что представляет собой социальный контроль?
- Классифицируйте социальные нормы.
- Каковы причины подростковой преступности и как с ней бороться?
- В чем наблюдается различие между нормой и ценностью?
- Докажите, что социальный контроль – фундамент стабильности в обществе.
Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.
На уроках использую следующие приемы:
- взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.
Пример:в 9 классе ученики в парах рассказывают о ходе русско-японской войны, затем выполняют тест:
1. Приведите в соответствие имена и факты:
а) С.Ю.Витте б) Николай 11 в) С.О.Макаров г) А.М.Стессель
д) А.Н.Куропаткин е) З.П.Рождественский
а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа.
2. Расставьте события в хронологической последовательности:
а) сражение под Ляояном б) падение Порт-Артура в) сражение у реки Шахэ г) Цусимская битва д) сражение под Мукденом.
3. Портсмутский мир предусматривал:
а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн.золотых рублей;
б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;
в) передачу Японии Южного Сахалина;
г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.
- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.
- «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив - в правой - факты (или свои комментарии).
По теме «Установление империи в Риме» 5-классники заполняют таблицу:
Что в Риме сохранилось от республики | Рим после гражданской войны | Что свидетельствует об установлении империи |
- заполнение сравнительной таблицы.
Пример: «Течения в гуситском движении» (6 класс)
Вопросы | Табориты | Умеренные |
Состав участников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работу по истории
1. Обоснование проведения внеклассной работы по предмету:а) особенности взаимодействия в школе мира взрослых (рациональный) и мира детей (эмоциональный);б) проблемы, имеющиеся у современного учителя: ...
Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.
Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...
Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...
Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории
В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....
Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...
Внеклассная работа по истории в коррекционной школе VIII вида
Внеклассная работа по истории в коррекционной школе VIII вида...
Внеклассная работа по истории в Тундутовской школе
роль внеклассной работы...