Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
статья по теме
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание. Кроме всего прочего, внеклассная работа играет очень важную воспитательную роль.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтничного государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vnekl._vospit._raboty.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайдуллина Лидия Ярисовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №88
Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет кругозор, содействует росту их интереса к истории.
Особое значение приобретает историко-краеведческая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка; установить более тесный контакт и взаимопонимание. Кроме всего прочего, внеклассная работа играет очень важную воспитательную роль.
Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтничного государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.
Во внеклассную работу я вовлекаю детей на основе свободного выбора.
Внеклассная работа предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.
Готовя любое внеклассное воспитательное мероприятие, я руководствуюсь следующими целями:
повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;
формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;
способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;
дать возможность обучающимся ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал;
формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, межэтническую толерантность, развивать творческие способности.
Во внеклассной работе очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по истории.
Я считаю, что системная и постоянная работа по проведению Уроков мужества (как правило, такие уроки проводятся во внеурочное время), способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, играет воспитательную роль.
Один из таких уроков «Кровь отважного в сердцах стучит», посвящен жизни и творчеству татарского поэта Мусы Джалиля. На этом уроке особое внимание уделяется подвигу М.Джалиля и его товарищей. Обучающиеся рассказывают наизусть стихотворения поэта.
Другой цикл Уроков мужества посвящен 112й Башкирской кавалерийской дивизии. Один из этих уроков называется «Бессмертье имя вам…» и посвящен он подвигу тридцати атаевцев у села Белая Калитва. При подготовке к этому занятию обучающиеся подготовили презентацию. Кроме этого, на основе воспоминаний ветеранов дивизии гвардии полковника Нагаева М.К. и связиста дивизии Биглова Х.Г. проводятся Уроки мужества о битве за Днепр и освобождении Чернигова. Совместно с учителем математики нашей школы, членом Национально - культурного центра украинцев Башкортостана Карпушенко В.И. мы ведем работу по сбору и систематизации документальных материалов, публикаций, посвященных подвигу 112й Башкирской кавалерийской дивизии на украинской земле и пребыванию деятелей культуры и науки Украины в Башкортостане. В этой работе нам активно помогают обучающиеся старших классов. Они выступают на районных семинарах и конференциях с исследовательскими работами по данной тематике.
Также, несомненно, высоко воспитательное значение тематических классных часов, посвященных Великой Отечественной войне, подвигу сверстников обучающихся в годы войны. «Хоть война не детское дело» - так называется классный час, посвященный детям военной поры. На обучающихся среднего звена такие мероприятия оказывают очень сильное эмоциональное воздействие.
Современные «компьютерные» дети очень мало читают. И восполнить этот пробел мы стараемся, проводя читательские конференции. Так, с 6 классами подготовили и провели читательскую конференцию по повести А.Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?», с 9 классами прочитали «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.
Также одним из наиболее эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь может быть, на наш взгляд, туристско-краеведческая работа. Историческое краеведение, этнографический туризм, этноэкология как инновационное направление, является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе экспедиционных выездов, туристских походов, этнографических, этноэкологических исследований лежат поиск, глубокий интерес к прошлому. Обучающиеся старшего звена нашей школы регулярно принимают участие в многодневных и категорийных походах, в программу которых обязательно входит изучение района похода с историко-этнографической точки зрения. Изучаются топонимы, гидронимы, фольклор. Инсценируются фольклорно-обрядовые праздники (День Ивана Купала). В качестве примеров успешной реализации такого рода проектов можно назвать сплав по реке Юрюзань, походы на водопады Кук-караук и Атыш, поход на хребет Караташ (Айгир), спелеопоходы в историко-культурный комплекс Серпиевский пещерный град, пещеры Никольская, Идрисовская. Отчеты по итогам мероприятий регулярно занимают призовые места на городских и республиканских конкурсах.
Проявлению склонностей, интересов и потребностей детей, развитию потребностно - мотивационной сферы в значительной мере способствует организация профильных лагерей на базе общеобразовательных учреждений в летний оздоровительный период. На базе школы летом 2011 года работал этноэкологический профильный лагерь и представлял собой совместный проект школы и МБОУ ДОД ДООЦТКиЭ «Меридиан». В работе лагеря принимали участие 20 учащихся 5-7 классов школы, увлеченных естественными и общественными дисциплинами, стремящихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Направления работы включали в себя образовательно-содержательное (эколого-краеведческое), воспитательное и спортивно-оздоровительное направление. Образовательная часть состояла из теоретических занятий, полевых практикумов, учебных экскурсий и проведения конкретной исследовательской работы. Профильный этноэкологический лагерь работал 21 день: с 1июня по 21 июня 2011г. По отзывам непосредственных участников, занятия, экскурсии и т.д. были восприняты более чем положительно. Таким образом, профильный этноэкологический лагерь – великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического и этнокультурного образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного этноэкологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Таким образом, внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.
"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."
В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....
ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.
Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...
ФОРМИРОВАНИЕ УУД ОБУЧАЕМЫХ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Обобщение педагогического опыта...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...
Система внеклассной работы по истории
Внеклассная работа по истории – это изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьной программыЗадачи внеклассной работы по истории:расширение и углубление знаний школьни...