"Толерантность - путь к миру" 5 класс
план-конспект на тему
"Толерантность - путь к миру" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_tolerantnost_-_put_k_miru_danilova_o.a.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
"Толерантность - путь к миру" 5 класс
Данилова Ольга Анатольевна, кл. руководитель 5 «г» класса
МБОУ «СОШ № 4 г. Нарьян-Мара», 2015 год
Цель: формирование представления о толерантности, воспитание терпимости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.
Задачи:
- изучать с учащимися терминологию толерантной личности;
- воспитывать чувство уважения друг к другу;
- развивать стремление быть терпимым друг к другу;
- развивать способность адекватно и полно высказывать свои мысли на определенную тематику.
Ход классного часа.
1. Приветствие. Организационный момент.
- Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит,
Он умножит счастливые дни…
2. Постановка проблемы.
-Немецкий философ Л. Вингенштейн говорил:
«Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром».
- Что для вас значит жить в согласии с миром? (Уметь понимать и мириться с другими людьми).
- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему? (Ответы учащихся)
- Да, я и мои друзья, к сожалению, нередко в жизни встречаются с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.
- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?
3. Сообщение темы и цели классного часа.
- Сегодня на классном часе нам предстоит ответить на вопрос:
Как жить в мире с другими людьми? Основа всего того, что будет происходить в классе, – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.
4. Беседа
- Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)
- Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)
- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю.
- Мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
- Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Ребята, несмотря на то, что все мы разные: взрослые и дети, толстые и худые, лысые и с косичками, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне, все мы имеем право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Что же означает слово «толерантность»? (на слайде понятие)
Ребята, на слайде представлены переводы слова толерантность с разных языков.
Давайте прочтём по очереди.
В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность»; готовность быть терпимым, снисходительным;
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
В персидском – «готовность к примирению».
Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
Ребята, мы прочли переводы с различных языков,
А что общего в этих определениях?
Какое ключевое (какое слово объединяет все эти определения) слово? (терпимость, терпение)
(Имя) ты считаешь себя толерантным человеком?
А кто ещё считает себя толерантным человеком?
- Ребята, давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение,
понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
( Самые встречаемые крепим на доске, где формируется коллективный проект- солнышко ( а качества – его лучики )
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (высказывают свое мнение)
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Вывод: что такое толерантность?
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. - - Ребята, класс – это маленькая семья. Скажите мне, от чего зависит мир в этой семье?
(И мне бы хотелось добавить: чтобы в вашей семье никогда не было ссор всегда должна царить доброта, уважение, взаимопонимание.)
Не зависимо от того, как мы выглядим, какие у каждого из нас отличительные черты, особенности, характер и темперамент, все мы нуждаемся в том, чтоб нас любили, с нами дружили.
Я предлагаю поработать с материалом, который помогает определить толерантный или интолерантный у нас класс:
Толерантный класс | Интолерантный класс |
Умение внимательно слушать и слышать | Перебивание, неумение слушать друг друга |
Стремление разобраться, расспрашивание | Игнорирование |
Совет, предложение Похвала, согласие | Отстранение Обзывание |
Подбадривание | Обвинение, упреки |
Благожелательность | Осуждение, критика |
Утешение | Морализирование |
Уважение | Угрозы |
Эмпатия | Предостережение, предупреждение |
Поддержка | Приказ, указание |
- Воспользуйтесь, пожалуйста, карточками ( 1 ученик помогает- записывает на доске количество «да» и «нет» в пустую таблицу- шаблон)
(кто желает высказать свое мнение по результатам?)
- А теперь у меня вопрос: Должны ли мы учиться жить в этом мире? Должны ли мы его сохранить? ( ответы учащихся карточками) Что значит быть Человеком на Земле?
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)
- Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условное. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и нетолерантные поступки. Очень важно, чтобы нетолерантное поведение не переросло в привычку, не стало стилем поведения. Ведь такие глобальные проблемы как расовая дискриминация, национализм, фашизм, религиозная вражда берут свое начало в нетолерантном поведении. Нужно воспитывать в себе уважение к другим людям. Нужно искать в общении не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Живите в согласии друг с другом, цените друг друга, принимайте всех такими, какие они есть, т.е. будьте толерантными людьми. НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
5. Итог урока.
-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:
«Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:
- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец сказал:
- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!
- О чем говорит нам эта легенда? (Ответы детей).
6. Рефлексия.
- Символом мира на планете считается голубь. У вас было домашнее задание: найти изречение, пословицу, афоризм, стихотворение и т.п. о МИРЕ. Ваша задача, разделившись на 5 групп, прочитать их друг другу и выбрать одно, которое больше всего вам понравилось, записать его на голубке и повесить на доску.
Ребята вывешивают своих голубей, и еще раз весь класс читает высказывания о мире и дружбе.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Толерантность - путь к миру"
Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"
Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья. Основа воспитательно процесса- формирование...
Толерантность - путь к миру.
Урок- диалог обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...
Дебаты по теме «Межнациональная толерантность-путь к миру и согласию» между 10-ми и 11-ми классами
Структура дебатовВступительное слово ведущего...
""Толерантность - путь к миру". Занятие для учащихся 5 класса.
Слово "Толерантность" переводится как терпимость. Это способ понимания и уважения проявлений человеческой индивидуальности. Занятие разработано в форме групповой игры и групповой дискуссии, ориентиров...
Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"
Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...
Открытый классный час в 6 классе на тему "Толерантность - путь к миру"
С использованием презентации...