Толерантность - путь к миру.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Смирнова Светлана Александровна

 

 Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества), а также формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. Урок актуален в сложившихся современных условиях и способствует воспитанию  чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

 

Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей.  Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом будем разговаривать сегодня.  

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_-_put_k_miru.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

                     ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

  2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;

  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  4. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

  5. способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация, мультимедиа, телевизор, мультфильм, карточки, листочки, солнышко, лучики, фломастеры.

 

Ход урока.

  1. Вступление. Слово учителя.


                                              Здравствуйте, ребята!

Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.

        Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей.  Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

2. Объявление темы урока.

 Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?

Его слова – это не только  урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.  

        

3. Постановка проблемы.

 Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.  Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

       Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: 

- Петр Иванович Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 

-  Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; 

-  Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 

-  Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков… 

        Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

4. История толерантности:

Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис  Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци онном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст вам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.

5. Введение и объяснение понятия толерантность.

-  Сегодня мы часто  слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?

 Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

        Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 -     Определение слова «толерантность» в мире:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся:

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?

6. Работа с понятием толерантность.

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков (пишут на листочках). Например:

- А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность

Т – терпение

О – ответственность

Л – любовь, любезность

Е – единство, единомыслие.

Р – равенство, развитие, радость

А – альтруизм  (нравственная солидарность с другими человеческими существами

Н – независимость, надежность, нравственность

Т – товарищество

Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.

О – оптимизм, общение

С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.

Т – терпимость

Ь – чуткость,

7. Фронтальная беседа.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

          - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии…. )

        - Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.

    - Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых). 

    - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? ( Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение). 

    -  Мы должны проявлять милосердие?

 Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. 

8. Продолжите фразу

-  Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……

- Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..

- Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….

- Когда ко мне обращаются с уважением, то ….

- Какой вывод мы должны сделать?  А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе).

9.Тестирование 
        
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, на листке поставите плюс..

Миша плохо одет…

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1. Ты разговариваешь с ним.
  2. Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Ответы:

7. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

 от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

10. Просмотр мультфильма.

- Как вы поняли содержание мультфильма?

- Чему он нас учить?

- Что значить быть толерантным человеком?

- А какие качества толерантной личности вы выделите?

(Терпимость, Сострадание, Прощение, Желание что-либо делать вместе, Милосердие,  Сотрудничество, Уважение прав других, Принятие другого таким, какой он ест)

11.Обобщение. 
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

12. Тренинг 
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
- Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут сч
астливо жить дети и никогда не будет войны.

13. Заключительное задание «Дерево толерантности»

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

14. Итог урока 

    Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.

          Мои вам пожелания.

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

        Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах....

Классный час "Толерантность - путь к миру!"

Классный час может быть проведен для учащихся 9-11 классов. Содержит толкование термина "толерантность", "толерантная личность", задания практического характера для групповой, фронтальной и индивидуал...

Презентация "Толерантность - путь к миру."

Презентация к празднику "День толерантности"....

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личн...

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Классный час знакомит учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....

Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"

Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...