""Толерантность - путь к миру". Занятие для учащихся 5 класса.
классный час (5 класс) на тему

Слово "Толерантность" переводится как терпимость. Это способ понимания и уважения проявлений человеческой индивидуальности. Занятие разработано в форме групповой игры и групповой дискуссии, ориентировано на активность и творчество учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_5_klass.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для учащихся 5 класса на тему: «Толерантность – путь к миру».

Цель: формирование толерантности, как нравственного качества личности.

Задачи:

  •  уточнение понятия толерантность, направлений применения этого термина;
  •  развитие умения формулировать и высказывать свое мнение, уважать чужое мнение;
  • формирование потребности в позитивном общении с другими людьми.

Введение в тему.

Ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности. Кто может объяснить значение этого слова? (Ответы детей). Да, действительно, толерантность – это терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, ценностям. Замечательно, когда человек стремится понимать других, терпеливо относится к недостаткам окружающих. Но сначала нужно научиться понимать самого себя. Предлагаю вам следующее упражнение.

Основная часть.

Упражнение «Самый особенный».  

Цели:

  • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
  • осознать уникальность других;
  • создать атмосферу открытости и доверия.

Инструкция. Вам нужно подумать о чем-то, что отличает вас от всех остальных ребят в классе. Например, вы говорите: " У меня пять братьев и сестер". Если никто  не может сказать "Я (у меня) тоже", участник получает 1 балл, если же кто-то из класса может сказать "я тоже", то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы.

Педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние.

Обсуждение: Хорошо ли быть уникальным?;  Каждый ли человек уникален. Почему?;  Что делает нас уникальными?; Что мешает нам оставаться уникальными?

Упражнение «Большие и маленькие»

Цели:

  • помочь участникам осознать, что любое описание человека является относитель
    ным,
  • развить навыки невербальной коммуникации.

Инструкция. Нужно провести  воображаемую черту посреди комнаты. Встать на этой черте. Теперь скажите "пусть все большие перейдут в правую половину комнаты, а все маленькие - в левую".

Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания. Придумайте еще несколько критериев.  

Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет "высоких и низких".
Все зависит от ситуации. Наклеивание "ярлыков" часто мешает общению и сотрудничеству.

Вопросы:

  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной
    группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

Не возможно судить о человеке по какому-то одному признаку, у каждого из нас есть и положительные и отрицательные качества. Но всем нам нужно учиться договариваться друг с другом. Обращаясь к теме нашего занятия хочу добавить, что проявлять толерантность – это значит не только признавать то, что люди различаются по внешнему виду, поведению, ценностям, но и уважать эти различия.

Упражнение «Дерево толерантности.

Нужно подумать, какие же качества должен воспитывать в себе человек, который стремится жить в мире с окружающими? Ответы записываются на листьях из цветной бумаги. Листья приклеиваются на заготовку дерева. Вместе ребята оформляют «Дерево толерантности» для классного уголка.

Заключение.

Рефлексия. Высказывания детей: «Что мне мешает быть более терпимым к другим людям? В какой форме высказывать свое несогласие с действиями других, чтобы избежать конфликта?»

Источники информации:

  1. Методическое обеспечение учебного курса «Диалог культур» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». Из опыта работы педагогов общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». Ростов-на-Дону. Издательский центр «Арт-Ростов». 2014 г., 429 с.
  1. http://www.tolerance.ru. Мир различий. Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ.   Составители: А. Аксельрод, Е. Любарская

  1. https://ru.wikipedia.org

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - путь к миру"

Толерантность — это милосердие.Толерантность — это сострадание.Толерантность — это уважение. Толерантность — это доброта души.Толерантность — это терпение.Толерантность — это дружба....

Толерантность - путь к миру.

Урок- диалог  обществознания в 10 классе. Материал урока способствует формированию  у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развит...

Толерантность - путь к миру.

Классный час по теме: "Толерантность - путь к миру" можно использовать в 3-4 классах....

"Толерантность - путь к миру" 5 класс

"Толерантность - путь к миру"   5 класс...

Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"

Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...