Программа дополнительного образования "Эврикум"
элективный курс на тему
Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
· Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
· Оказание помощи в поисках «себя»;
· Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
· Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
· Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
· Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
· Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
· Расширение рамок общения с социумом.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_evrikum.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Эврикум»
Возраст детей: 10-17 лет (5-11 класс)
Направление деятельности: исследовательская деятельность
Срок реализации: 2 года
Составила: Герасимова Н.Ю.
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
Место работы: МОУ Школа с.Белоярск
с. Белоярск 2016
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Эврикум» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» автором которой является А.И. Савенкова. Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся средней и старшей ступени.
Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 5-11 классов и рассчитана на два года обучения из расчета 70 часов (2 часа в неделю) в первый год обучения и 70 часов (2 часа в неделю) во второй год обучения. Специфика программы предусматривает 3 последовательных блока формирования исследовательских и эвристических компетенций. В первый год обучения происходит знакомство и первичное формирование исследовательских компетенций. Выявление уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач. Во второй год обучения углубление и мониторинг исследовательских учебно-познавательных и других компетенций. В тематическом планировании количество часов второго года обучения указано через дробь. Программа реализуется в рамках «Дополнительного образования» в соответствии с образовательным планом МОУ Школа с.Белоярск
Цель программы: Повышение познавательного интереса учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в процессе внеучебных занятий, развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
- Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
- Оказание помощи в поисках «себя»;
- Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- Расширение рамок общения с социумом.
Отличительной особенностью предлагаемого курса является компетентностный подход в организации дополнительных занятий учащихся. Который способствует формированию и развитию следующих компетенций.
- Ценностно-смысловых компетенций:
- Формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
- Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурные компетенции
- Включают познание и опыт деятельности в национальной и общечеловеческой культуры;
- Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
- Культурологические основы семейных, родовых, социальных, общественных явлений и традиций;
- Роль науки и религии в жизни человека;
- Компетенции бытовой и культурно-досуговой сфере.
- Учебно-познавательные компетенции:
- Развитие логической, методологической, обще учебной, деятельности;
- Формирование умений целеполагания, планирования, реализация намеченного, анализа, рефлексии, самооценки результатов познания;
- Формирование умений функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
- Формирование умения владения методологией исследовательской деятельности (проводить исследование, находить проблему, актуальность, целеполагание, технологичность, самоорганизация, самобытность, рефлексия, оформление, презентация и защита результатов, распространение, применение)
- Информационные компетенции:
- Формирование умений владения современными средствами информации, информационными технологиями (электронная почта, соцсети, чаты, форумы, фото, аудио, видеозапись, Интернет-технологии, СМИ);
- Формирование умений поиска, отбора и анализа информации, её преобразование, сохранение, передача и защита
- Коммуникативные компетенции:
- Формирование способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
- Формирование навыков работе в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
- Формирование умений представить себя, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
- Формирование умений телекоммуникации, взаимодействия с удаленными людьми и ресурсами.
- Социально-трудовые компетенции:
- Формирование умений выполнять различные социальные роли;
- Формирование умений анализировать ситуацию и действовать в соответствии с личной и общественной выгодой;
- Формирование умений владения этики взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования
- Овладение способами самопознания, развития личностных качеств, культуры мышления, поведения,
- Соблюдение правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Особенности организации учебного процесса.
Программа курса рассчитана на 140 часов на два года по 70 учебных часа каждый год и разделена на 3 блока:
- 1 блок - Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач
- 2 блок – Исследовательская деятельность.
- 3 блок – Решение эвристических заданий.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы теоретических и практических занятий. На занятиях применяются занимательные, эвристические задания.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт* | ||
всего | теория | практика | ||||
1 блок Определения уровня готовности обучающихся к исследовательской деятельности и решению эвристических задач | ||||||
1 | Определение уровня развития общеучебных навыков | 2/2 | 1/0 | 1/2 | Тест Проведение конкурса знатоков: решение ребусов, занимательных задач по разным предметам школьного цикла | Анализ тестирования. |
2 | Определение уровня развития творческого мышления | 2/2 | 1/0 | 1/2 | Тест Выполнение творческих заданий Решение эвристических задач | Анализ тестирования. |
3 | Определение ведущего канала восприятия | 2/2 | 1/0 | 1/2 | Тест Творческие задания | Анализ тестирования. |
4 | Определение уровня развития умения работать в группе | 2/2 | 1/0 | 1/2 | Заседание клуба «Знатоков» (работа в группах) Тест | Анализ тестирования. |
Итого: | 8/8 | 4/0 | 4/8 | |||
2 блок – Исследовательская деятельность | ||||||
5 | Что такое исследование? | 8/4 | 3/1 | 5/3 | Лекция, практическая работа, | Конспект лекции |
6 | Гипотеза - предположение | 2/2 | 1/0 | 1/2 | Беседа, игра | Список гипотез по определенной теме |
7 | План исследования | 4/2 | 1/0 | 3/2 | Беседа, планирование | План исследования |
8 | Твои помощники | 8/8 | 2/1 | 6/7 | Работа в библиотеки | Библиографический список |
9 | Наблюдение и эксперимент | 10/16 | 2/2 | 8/14 | Наблюдение, эксперимент, лабораторная работа | Отчет по лабораторной, практической работе, дневник наблюдений |
10 | Анализ и статистическая обработка результатов | 4/4 | 1/1 | 3/3 | Корреляционный метод, статистический метод обработки результатов | Статистический отчет |
11 | Как подготовиться к защите исследовательской работы | 4/4 | 1/1 | 3/3 | Презентация результатов | Черновик исследовательской работы |
12 | Защита исследовательских работ и проектов | 2/2 | - | 2/2 | Конференция | Готовая исследовательская работа, рецензия |
Итого | 42/42 | 11/6 | 31/36 | |||
3 блок – Решение эвристических заданий. | ||||||
13 | Виды эвристических задач | 6/6 | 1/1 | 5/5 | Беседа, вводное тестирование, деловая игра, решение познавательных задач | Олимпиадные задания. |
14 | Введение в курс ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) | 2/2 | 2/0 | 0/2 | Беседа, решение познавательных задач | Конспект занятия |
15 | Изобретатели и изобретения. | 2/2 | 2/0 | 0/2 | Беседа, решение познавательных задач, игра. | Приемы решения изобретательских задач |
16 | Как решать задачи с помощью ТРИЗ: выявление ресурсов и противоречия. Идеальный конечный результат. | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Совместное решение изобретательских задач | Приемы решения изобретательских задач |
17 | Основные принципы решения задач. | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Беседа, деловая игра, тестирование, практикум | Приемы решения изобретательских задач |
18 | Разборы задач (Как накормить рыбок, Где взять кран, Что покупал покупатель) | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Проектирование, моделирование | Сборник изобретательских задач |
19 | Как создавать открытые задачи | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Проектирование, моделирование | Сборник изобретательских задач |
20 | Проект «Триз движение и дети» Групповое проектирование Индивидуальное проектирование Защита проектов | 2/2 | 0/0 | 2/2 | Беседа, презентация проекта | Сборник изобретательских задач |
Итого: | 20/20 | 5/1 | 15/19 |
Планируемые результаты.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1 уровень предполагает приобретение новых знаний, опыта решения исследовательских и эвристических задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской и эвристической деятельности, умении поэтапно решать исследовательские и эвристические задачи.
2 уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками исследовательского метода, самостоятельном выборе тем (подтем) исследовательской работы (проекта), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
3 уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследовательских работ(проектов), участию в различных эвристических олимпиадах и конкурсах по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе реализации задач программы у школьников сформируются следующие способности:
|
Личностные универсальные учебные действия:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, интеллектуальными достижениями.
Школьник получит возможность для формирования:
- Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- Устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- Адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- Осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- Различать способ и результат действия.
Получит возможность научиться:
- В сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- Строить сообщения, исследовательские работы(проекты) в устной и письменной форме;
- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Строить рассуждения в форме связи простых и сложных суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Школьник получит возможность научиться:
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения исследовательских и эвристических задач в зависимости от конкретных условий;
- Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Литература
- Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига: 1993.
- Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999. — 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. – 112 с., 9-е изд., 2009. – 112 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: Учебная книга, 2003. – 84 с. 2-е изд., доп., перераб., Луганск: Учебная книга, 2006, 100 с.
- Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
- Гин А. А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. Изд. 2-е, перераб. – М.: Вита-Пресс, 2010. – 80 с.: ил.
- Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач: для сельской школы. М.: Народное образование, 2007. 234 с.: ил.
- Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.
- Гин, А. А. Школа-фабрика умрет. Что дальше? (Образование на смене цивилизаций). Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2000. – № 5. – С. 200 – 208. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 50.
- Гин, А. А. Зоопарк творческих задач. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование,2000. – № 5. – С. 218 – 220. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 1, 2001., с. 53.
- Гин, А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.
- Гин, А. А. Картотека учителя. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, 2001. – № 2. – С. 153 – 156.
- Гин, А. А. Разговор наедине с классом. Журнал «Сельская школа», М.: Народное образование, № 2, 2001 г., с. 93.
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...