Дорога Добра
классный час (5 класс) на тему

Классный час, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas1.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

   Классный час в 5 классе

Добру откроются сердца.

Цели: 1)  сформировать в сознании детей понятие «доброта»;

              2) расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

               3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;

               4) формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;

               5) развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;

Ход занятия.

Классный руководитель: Доброе утро, ребята!

Я держу в ладошках Солнце,

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это ж просто
Лучик солнца – это Вам и нашим гостям. Ещё раз всем доброе утро.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

 В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

У.  О каком качестве пойдет речь?

Дети. О доброте.

Да, сегодня мы будем говорить о доброте. И тема нашего классного часа «Добру откроются сердца». Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия, в мире стало очень много жестокости, люди стали злыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Поэтому не случайно девизом  нашего классного часа станут  слова известного американского писателя Марка Твена:  "Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой".   – Как вы понимаете эти слова?

  1.  Учитель: Сегодня наш разговор пойдёт о доброте и о добрых поступках. Говорят,  что  если  есть  в  человеке  доброта,  значит, он  как  человек  состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

 У. — Доброта…  А задумывались ли вы, что обозначает это слово?

Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.

Доброта  –   это   стремление   человека  дать   полное   счастье   всем   людям,   всему человечеству,  это доброжелательное отношение к окружающим людям.

Посмотрите на слайд и прочитайте еще одно толкование слова ДОБРОТА.

А  вот как трактует это понятие толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Посмотрите, какой глубокий смысл несет в себе это слово.

Учитель: А для чего нужна доброта?

Ответы: Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Послушайте стихотворение  Н. Тулуповой  «Доброта» в исполнении Бухариной Анастасии и Веселовой Дианы.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

 И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Доброта приносит людям счастье,

Станешь добрым – будешь всех прекрасней.

У. — Какого человека можно назвать добрым?

6. Учитель:   Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Учитель. А знаете ли вы добрые слова? Какие именно?

Дети. Здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, простите и т.д.

Учитель. Молодцы! Теперь я вам буду читать начало строчки, а вы заканчиваете. (по группам)

 

Учитель. — Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Учитель. — Если больше есть  не в силах, скажем маме мы… (спасибо)

Учитель. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече …(здравствуйте).

Учитель. — Когда нас бранят за шалости, говорят ….(извините, пожалуйста)

Учитель. –    Кто чихнул? Без лишних слов мы желаем: «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Учитель. И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

Учитель. — Как назывались  слова, которые вы добавляли?

Дети. Вежливые слова.

Есть стихотворение, которое очень хорошо показывает разницу между добрым словом и злым, послушайте его.   Ирина и Вика

Когда мне скажут что-то в лоб

Обидное и очень злое,

Я чувствую себя как клоп,

Прижатый к кафелю ногою.

Когда же теплое словцо

Мне ветер донесет мгновенно,

Как с позолотою кольцо
На память я его надену.


- А вам какое слово приятнее?

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу, поднять настроение, хочется горы свернуть. А. сами вы вежливые, в своей речи употребляете такие слова. Тогда вы с легкостью ответите на вопрос “А вежлив ли Витя» из стихотворения Антонова.

Учитель читает стихотворение Антонова “Вежлив Витя или нет?”

Малыша обидел Витя.
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю!”
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я, немного опоздал!”
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Учитель. — Как вы ответите на вопрос, прозвучавший в стихотворении?

Дети. Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки.

У. — Значит,  не только слова должны быть добрыми, но и дела.

У. — Подумайте и скажите, какие добрые дела вы уже успели совершить в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

На доске изображено Дерево добрых поступков.

Запишите эти добрые дела  на листочках.
(Помочь по домуПомочь товарищу в школе; Сказать кому-то доброе словоПожалеть кого-тоСходить за хлебом для слабой старушки; Покормить бродячего щенка; Помоги маме нести тяжёлую сумку.; Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку; Если кто-то что-либо уронил, подними; Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству; В школе и дома не мусори; Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям; Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете; Защищайте девочек, маленьких детей; Старайтесь во всем помочь ближнему; Не допускайте грубости; Будьте добрым человеком!)

Прикрепите свои листочки к Дереву добрых поступков. Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел.
 

Ребята, а каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах и др.)

Но быть вежливым и культурным человеком – это целое искусство, которому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.  А почему? Именно в сказках добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

  • 1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  • 2. Розы - любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
  • 3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика» Катаева)
  • 4.  Эта девочка очень люблю свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка)
  • 5. Чтобы спасти любимого отца, эта героиня отправилась к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
  • 6. А эта  девочка, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

     - Скажите, пожалуйста, чего на земле больше - добра или зла? (Добра!)

  • - Доброта - это самое ценное качество русского народа.  Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Сейчас вам нужно будет собрать пословицу о добре и объяснить её смысл.
  • Игра «Соберите пословицу»

Не одежда красит человека, а

его добрые дела

Доброе слово лечит, а

злое калечит

Не ищи красоты

ищи доброты

Как вы их понимаете? Молодцы! Хорошо знаете пословицы и умеете работать дружно, сплоченно! А это главное качество, без которого не может существовать классный коллектив.

А теперь обратите внимание на звучание слов «добро» и «зло». Что слышится и чувствуется в этих словах?

(Когда произносим слово «добро», слышится тепло,

А когда произносим слово «зло» - как будто змея шипит, вот-вот укусит.)

Оказывается, быть добрым – полезно и для здоровья (не только своего, но и чужого). Врачи отмечают, что половина всех болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жителей в России, - результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия.

 - Послушайте, ребята,  одну историю и ответьте на вопрос «О каком добром деле идёт речь?»
«Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы, катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, не в состоянии принимать пищу без помощи посторонних. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими. Ребята были скупы на слова. Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили группами или поодиночке. Прошли годы, и дружба сделала своё дело, она исцелила безнадёжно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как одна большая семья.
Вот такие чудеса может творить дружба». 
Вопрос: как вы оцениваете поступок одноклассников Марины? (ответы детей).
Оказывается, добрые слова и добрые дела могут спасти человеку даже жизнь. Доброе слово лечит, сколько в больницах бывает безнадежно больных людей и как им важно  слышать доброе слово врачей, медсестер, нянечек, родных и близких.

8 человек

1.Добрых людей, как всегда, не хватает,

2.Добрых людей, как всегда, дефицит.

3.Добрых людей не всегда понимают,

4.Сердце у добрых сильнее болит.

5.Добрые – щедро больным помогают,

6.Добрые – дарят тепло и уют,

7.Добрые – в ногу со слабым шагают

8. И никакого спа-си-бо не ждут.

- Существуют красивые слова о доброте известного педагога Амонашвили:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его,  -   Твори добро.  
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его,  -   Твори добро.   
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его,  -   Твори добро.   
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом,  -   Твори добро.   
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  Ибо никто не властен над твоим добром.
Эту памятку о доброте мы повесим в классном уголке, чтобы вы помнили эти замечательные слова и никогда не забывали.


Учитель: Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

Перед вами чистый лист бумаги. Наполните его, пожалуйста, добрыми делами и подумайте, как вы назовёте свою картину.  (“Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.д.)

Звучит песня «Дорога Добра».

- Какие чувства вы испытали, делая доброе дело?

Делать добро очень приятно и радостно.

С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все добрые дела в “Тетрадь добрых дел”, постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро — это здорово!

 

 

Классный руководитель: Сегодняшний разговор дает каждому из вас возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему?

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить  мелодию.)                               Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...                  Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. А теперь откройте глаза.

Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение пусть по-прежнему будут с вами...

Итог занятия. 
- Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? 
- В сердце! 
- Правильно!
 Значит, добру откроются любые сердца. 

 Рефлексия. 
Но путь к доброте - нелегкий, долгий, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Делайте людям добро и помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. 
И помните: 
Добрые слова – корни, 
Добрые мысли – цветы, 
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца - сады. 


Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...