ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ
статья по теме
Статья будет полезна классным руководителям в рамках патриотического воспитания школьников, а также при подготовке классного часа ко Дню космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_otechestvennoy_kosmonavtiki.doc | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ
Новохатская Галина Кузьминична, учитель математики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Викторопольская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области.
Патриотическое воспитание - это систематическое и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов родины.
Патриотическое воспитание направлено па формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Наша задача (воспитателей, учителей, родителей, общественности) - научить ребят видеть героизм будничного, внешне обыденного, неяркого, неброского труда, когда человек изо дня в день честно и скромно выполняет свой гражданский долг, хорошо понимая: этот труд тоже нужен, он частица общего дела.
Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно здесь закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина — строителя и защитника Родины. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке. Поэтому урок и внеклассные мероприятия едины, они дополняют друг друга. Большое впечатление производят на ребят уроки – путешествия, устные журналы, научно-практические конференции, тематические чтения и так далее.
Космос издавна привлекает людей. В связи с исследованиями в космосе родилась новая наука - космонавтика. Она представляет собой совокупность отраслей науки и техники, объединённых на основе отыскания эффективных средств для проникновения в окружающий космос с целью его изучения и усвоения. Проще сказать космонавтика - это полёты в космическое пространство. Слово «космонавтика» происходит от двух греческих слов: " космос" - Вселенная и «наутике» - мореплавание или если перевести на русский язык, это значит - "плавание во Вселенной". Греческое слово "астрон" - звезда.
История создания космонавтики делится на несколько этапов: 1)научно- фантастические идеи о космонавтике, 2) теоретическая космонавтика, 3)создание ракет для выхода в космоса, 4) практическое овладение космосом. Основоположником жанра научно - фантастической литературы о космонавтике следует считать Иоганна Кеплера, книге которого «Сон» (1634) дает описание фантастического посещения Луны. Раньше считали, что на Луни есть живые существа. Но после того, как были получены наблюдательные данные с серьезными аргументами об отсутствии жизни не Луне, внимание было перенесено на Венеру, планету, которая по своим размерам и мессе мало чем отличается от Земли, а потом - к Марсу.
Основоположником научной космонавтики является выдающийся русский ученый К.Э. Циолковский. Его заслуга в том, что он первый теоретически обосновал возможность покорения космоса при помощи ракет, вывел формулу скорости движения ракеты, дал первые схематические чертежи космических кораблей и впервые указал на целесообразность создания на орбитах вокруг Земли промежуточных станций для полетов на другие тела Солнечной системы. После того как теоретически была доказана возможность запуска ракет и овладение космоса с помощью запуска ракет, учение приступили к конструированию летательных аппаратов.
50 лет прошло с того времени, когда человек впервые встретился один на один с безграничным космосом. День 12 апреля 1961 года навсегда вошел в историю человечества, как день, открывший человеку дорогу к просторам вселенной.
А чтобы этот день был, чтобы совершился этот исторический шаг, долгие годы трудились сотни ученых, инженеров, рабочих. Кто же они, те, кто поверил в сказку, кто сделал эту сказку былью? Главный конструктор С.П. Королев говорил: «Жить просто так нельзя. Жить надо с увлечением». Именно так просили жить и живут те, кто вместе с ним начинал дело, ставшее делом всей его жизни.
Главной чертой Королева было то, что он умел увлекаться делом и увлекать людей. Работая в дне сегодняшнем, он постоянно думал о завтрашнем и очень хотел, чтобы все жили так.
18 августа 1931 г была образована при Осоавиахиме группа изучения реактивного движения - ГИРД. В работе Московского ГИРД принимали участие В.П. Ветчинкин - ученик Н.Е. Жуковского, С.П. Королев., ФА. Цандер, М.К. Тихонравов, Ю.А, Победоносцев, И.А. Меркулов и др. Работа ГИРД поначалу строилась только на энтузиазме, объединявшихся вокруг людей, на вере в совершение задуманного.
Будущие академики, ученые, чьи имена знает теперь весь мир, встретились тогда с невероятными трудностями. Не было помещения для работы, не было необходимого оборудования, не было денег, но - была мечта, вера в свершение ее, желание отдать все свои силы, знания, мысли служению Родине.
С трудом отыскали гирдовцы себе помещение для работы - старый заброшенный подвал. Пришлось поработать физически, чтобы очистить его от хлама, произвести необходимый ремонт, привести помещение в порядок. Сами доставали списанные станки, сами тянули проводку, установили имеющееся немногочисленное оборудование. Первое время работать пришлось вечерами, бесплатно.
Затем удалось добиться кое-каких ставок. Злые языки ли, или сами они (теперь трудно разобраться) расшифровали в шутку ГИРД по-другому: «группа инженеров, работавших даром». Однако никакие трудности не смогли остановить ход этой работы.
Часто работали, прихватив и часть ночи. Удивительным человеком был Фридрих Артурович Цандер - один из основателей теорем расчета реактивных двигателей, душа ГИРДа. Он настолько увлекался работой, что забывал обо всем другом. Однажды произошел такой случай. Один из инженеров, придя утром на работу, увидел Ф.А. Цандера, занятого какими-то расчетами. Цандер поднял голову и удивленно спросил: «Что, разве рабочий день уже кончился?» После этого Королев издал устный приказ: «Последний уходящий с работы должен уводить с собой и - Цандера».
Группа работала над созданием реактивного двигателя и как-то раз, при испытании его на стенде, произошел взрыв. После этого жители дома чуть было, не выгнали из подвала столь «опасных квартирантов».
ГИРД был секретной организацией. Одного из ее членов исключили из комсомола, потому что он 3 раза подряд не явился на комсомольские собрания по месту своей работы. Не мог же он объяснить, чем занимался этими вечерами.
Несколько раз работу организации проверяла комиссия по охране труда.
Проверяющие во вне рабочее время видели всех на своих рабочих местах, но поделать ничего не могли. В конце концов, их оставили в покое.
Труды сотрудников ГИРДа не пропали даром.
17 августа 1933 г гидровцами была запущена 1-я советская жидкостная ракета, работавшая на жидком кислороде и желеобразном бензине. Это была 1-я победа, был сделан первый шаг от мечты к полету Гагарина.
В конце 1933 г был создан на базе Московского ГИРДа и Ленинградской газодинамической лаборатории первый научно-исследовательский реактивный институт. Только теперь открылись широкие возможности для научно-исследовательского института. Еще ближе стал путь к первому полету человека в космос.
А в это время, в первые месяцы работы института, родился Ю.А. Гагарин. Он начал жизнь незаметно среди других смоленских мальчишек, появившихся на свет, в том же 34-м году, а окончил ее как любимец века. Трудным было детство Ю. Гагарина, как и детство всех детей, беззаботным играм которых помешала война. Из дома семье Гагариных пришлось перебраться в землянку, Юрий рано познал и голод, и холод. С детских лет в Юрии Гагарине сочетались веселость и беззаботность с самостоятельностью и упорством.
Вот, что рассказывает А.Т. Гагарина: «Он с детства все делал основательно и от задуманного - кол на голове теши! - не отступит».
После войны Гагарины переехали жить в Гжатск. Здесь Ю. Гагарин окончил 6 классов. Он был примерным учеником, учился очень хорошо, схватывал все на лету, но, несмотря на уговоры родителей, не стал оканчивать среднюю школу, поступил по-своему: после 6 класса уехал в Люберцы, в ремесленное училище.
Поступил он так потому, что семья Гагариных еле-еле сводила концы с концами. Он задумал сам пробивать себе дорогу в жизни, чтобы быстрее начать помогать родителям. Это чувство ответственности за свою семью позже чуть было не изменило всю жизнь будущего космонавта. Произошло это уже в то время, когда он, окончив Саратовский индустриальный техникум, поступил в военное училище. Будучи курсантом, он однажды пожалел о том, что поступил в училище.
Дело в том, что родителям его все еще жилось очень тяжело. Но чем им мог помочь Юрий, получавший копеечное жалование? Ему казалось, что лучше было бы поступить работать. Товарищи и жена с трудом убедили его не делать этого, зная, что он очень хочет стать летчиком, но ради близких людей готов пожертвовать даже любимым делом.
Меньше всего он думал о себе, об устройстве собственной жизни. Блестяще окончив летное училище, Гагарин сам попросился на север. Первые советские успехи в завоевании космоса совпали с годами учебы Ю. Гагарина в военном училище.
Где было знать тогдашним курсантам, что меньше чем за 4 года Землю облетит весть о том, что советский корабль - спутник с человеком на борту находится на околоземной орбите, и что пилотировать этот корабль будет один из курсантов того летного училища.
После запуска первых спутников ученые и инженеры начали подготовку к полету в космос человека. Дело это было для всех новое, необычное, много загадок таил в себе и космос.
Начала создаваться новая промышленная отрасль - космическая индустрия. Руководила всеми работами группа видных ученых во главе с академиком М.В. Келдышем и С.П. Королевым.
Было решено готовить к полету в космос летчиков. Ведь для космонавта должна быть привычной работа в трудных, а порой и в аварийных условиях. Это предложил С.П. Королев, напомнив, что первые командиры космических кораблей должны быть универсальными специалистами, ведь на первых порах им придется летать в одиночку. Для такого дела лучше всего подготовлены летчики. Точка зрения С.П. Королева была поддержана большинством ученых. Тщательная медкомиссия отобрала первую группу будущих космонавтов. В марте 1960 г они прибыли в Звездный.
Это были Ю. Гагарин, Г. Титов, А, Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Горбатко. Впереди их ждали многолетние тренировки, упорный труд. Ю. Гагарин во всех делах был первым. Потому для будущих космонавтов не было неожиданным, когда государственная комиссия назначила для полета первым Ю. Гагарина.
И вот настал день полета. Волнуются все, кроме одного человека. Этот один - Ю. Гагарин - ему волноваться сегодня нельзя.
Вот остались уже минуты, потом секунды и, наконец, такое знакомое теперь всем гагаринское: «Поехали!»
108 минут продолжался полет.
108 минут - мгновенье для жизни и целая вечность для тех, кто ждал окончания полета, кто верил в его успех.
Больше всех волновался и радовался главный конструктор. Это волнение, восторг, радость, тревога за посадку прошли только после того, как С.П. Королев увидел Ю. Гагарина снова на земле.
Весь мир встречал тогда героя космоса. Ю.А. Гагарин стал любимцем всей планеты.
Имя же С.П. Королева оставалось известным лишь немногим. Он прожил замечательную жизнь ученого, коммуниста, патриота. Теперь его именем называют улицы.
Имя его, как имя всех первопроходцев и первооткрывателей будет написано всегда самыми яркими буквами на страницах истории.
Орбиты тысяч искусственных спутников земли окружают нашу планету, десятки трасс межпланетных автоматических станций протянулись от нее к далеким инопланетным мирам, многие месяцы работают космонавты в космическом пространстве - вот путь, пройденный практической космонавтикой за два с половиной десятилетия. Неоценимый вклад в развитие этой новой сферы человеческой деятельности внес С.П. Королев.
Назовем хотя бы основные вехи жизни и деятельности этого замечательного человека и выдающегося ученого. Он родился в 1906 году 30 декабря в тихом украинском городке Житомире в семье учителя словесности. Когда ему исполнилось 9 лет, семья переехала в Одессу. Неподалеку от дома, где он жил, находился гидроавиационный отряд, и мальчик все свободное время проводил у летчиков,
Все начинается у человека с первых дней его жизни. У колыбели одного человека часто звучала дивная музыка, а другого, совсем еще несмышленыша, мать взяла с собой в поле, и он навсегда запомнил медовый запах спелых колосьев. Королева с детства неудержимо звало небо. Сколько он себя помнит, он хотел летать...
- Мамочка, дай мне две крепкие простыни, не пожалей.
- Зачем, сынок?
- А я по большой трубе электростанции взберусь наверх, привяжу к рукам и ногам простыни и полечу, полечу, как птица.
Немало усилий пришлось приложить, чтобы убедить его в неосуществимости подобного полета (Из воспоминаний М.Н. Баланиной).
Позднее, учась, он серьезно увлекается планеризмом, сам проектирует планеры, а один даже был принят Одесской губспортсекцией для постройки. Эта работа его увлекала и позже, во время учебы в Киевском политехническом институте.
Одесса-город юности и возмужания Сергея.
… Они гуляли по набережной. Над синим морем в небесной голубизне медленно плыли кучевые облака.
- Посмотри, сын, как красиво.
- Если бы ты видела, какие они красивые сверху! Когда их золотит солнце...
- Сверху? - переспросила мать, и у нее сжалось сердце. Сыну тогда было неполных 16 лет.
Он не рассказывал дома о своих полетах: не хотел тревожить мать, и вот невзначай проговорился. Вскоре Мария Николаевна понимает: небо-призвание сына, и, несмотря на тревоги свои, она становится его верной помощницей. «Заставала я сына и в таком положении: сидит на стуле, а перед ним другой, и он как будто чем-то управляет. Ему не терпелось увидеть воплощенными свои чертежи планеров. Табуретки, стулья и другие предметы домашнего обихода нередко становились как бы частью будущих его конструкций. Бывали случаи, когда сын просил меня сесть в такой «самолет» и спрашивал:
- Тебе удобно, мама? Как ты думаешь, этот прибор не очень далеко?
Настойчивость, с которой Сергей стремился в авиацию, побудила Марию Николаевну поехать в Москву, чтобы просить руководителей воздушной авиации принять сына в число слушателей. Слушателем ее мог быть только человек, имеющий звание не ниже лейтенанта, сыну же исполнилось только 17 лет.
Соседкой купе оказалась миловидная пожилая женщина. Узнав, зачем Мария Николаевна едет в Москву, всплеснула руками:
- Сына в авиацию?! Не приведи господь! Вон поглядите, газеты да журналы. Черные рамки - и все летчики, летчики. А тут мать своими руками...
- Мне ли не понимать, - вздохнула Мария Николаевна.
В академии ей конкретного ответа не дали. Тогда на семейном совете было принято решение - поступать Сергею на аэромеханическое отделение Киевского политехнического института. Это во многом определило его дальнейшую судьбу. В той же автобиографии С.П. Королев пишет: «С 1929 года, после знакомства с К.Э. Циолковским и его работами, начал заниматься вопросами ракетной техники».
И не случайно именно в его комнате на Октябрьской, где семья Баланиных жила после переезда из Одессы, состоялось организационное заседание гирдовцев. Присутствовали Цандер, Тихонравов, Победоносцев. Сидели долго, горячо спорили, разошлись ночью.
В 1926 году он переводится в Московское высшее техническое училище, на вечернюю группу по аэромеханике. Учебу совмещает с работой в конструкторском бюро авиазавода. Тогда же он впервые знакомится с трудами Циолковского.
В 1929 году сконструированный Королевым легкомоторный двухместный самолет был построен и облетан.
В предвоенные годы С.П. Королев работает конструктором Опытно-конструкторского бюро, а затем заместителем Главного конструктора ОКБ по летным испытаниям.
В первые годы войны он разработал реактивную двигательную установку, работавшую как ускоритель взлета для самолета «Пе-2», и в качестве борт-инженера проводил ее испытания.
В первые послевоенные годы коллектив Королева создает несколько типов ракет дальнего действия.
В 1956 году разрабатывается эскизный проект первого искусственного спутника. За год до этого начинается строительство космодрома Байконур. Королев участвует в выборе места для космодрома, в планировке его служб, разработке проектного здания.
4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли.
В 1958-1959 годы создаются первые автоматические межпланетные станции для исследования Луны.
В конце 1959 года начинаются проектные работы по созданию автоматических межпланетных станций для исследования Марса и Венеры.
В конце 1960 и в начале 1961 годов поочередно запускаются пять беспилотных кораблей-спутников. В них - подопытные животные, насекомые, бактерии. Исследуются поведение живых организмов в невесомости, влияние на них космической радиации и других факторов космического полета.
Параллельно проходила подготовку первая группа летчиков отобранных в 1960 г для полетов в космос. Всем этим руководил С.П. Королев.
К апрелю 1961 года все было готово к историческому шагу человека в космос: подготовлен корабль, окончательно определены космонавты «Востока-1»: Ю.А. Гагарин и его дублер - Г.С. Титов. И вот 12 апреля 1961 года сквозь грохот ракетных двигателей по радиосвязи прозвучал уверенный, торжествующий голос Юрия Алексеевича: «Поехали!»
Свершилось! Многовековая мечта человечества стала явью.
В эти же годы в конструкторском бюро Королева идут работы практически по всем направлениям космонавтики для исследования околоземного пространства. Под его руководством ведутся проектные работы по созданию корабля «Союз», летные испытания которого начались уже после смерти С.П. Королева, в 1967 году.
И здесь нужно отметить его отличную черту - стремление делать новое, необычное: он не любил повторяться.
Выдающийся ученый, крупный организатор, он был интересен и как человек. С ним было трудно, но интересно.
Все его коллеги, разработчики и испытатели делали порученное дело, не жалея себя, с максимальным старанием, проводя долгие месяцы вдали от семей, в трудных условиях. И ученый всегда высоко ценил заслуги своих товарищей.
В памяти у всех, кто работал с С.П. Королевым, навсегда сохранились его слова:
- Не забывайте: все, что сделано, делается и будет делаться по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов, - это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, инженеров, людей подлинного таланта, целых коллективов. Прошу это помнить.
Так случилось, что мать и сын три дня провели вместе в одной больнице. Мария Николаевна долечивалась, а 5 января 1966 года лег в больницу Сергей Павлович. Палаты почти рядом: 20-я и 27-я.
... Долгими больничными вечерами сын и мать сидели вместе, вспоминали прожитое, думали о будущем. Но даже здесь, в больнице, Сергей Павлович продолжал работать. Мария Николаевна рассказывает, что он то и дело вынимал из кармана записную книжечку, которую всегда носил с собой, что-то записывал. Читал книгу «Этюды об Эйнштейне». Звонил на работу к своему заместителю Василию Михайловичу, узнавал, как идут дела ,..
- Никогда не предполагала, что все так печально кончится, еле сдерживая слезы, - говорит Мария Николаевна. - Сергей был полон новых планов. Он говорил, что ему так хочется заняться разработкой непосредственно теоретических проблем. Их столько!
- Вот выпишусь из больницы - и на космодром. Мы должны научиться мягко сажать аппараты на Луну. И обязательно научимся.
Мария Николаевна не пропускает ни одной статьи в газетах и журналах, посвященной проникновению человека в космос. Естественно, что ее привлекла и статья в одной из газет.
- Мне понравилась статья, - вспоминает Мария Николаевна, - она отличалась обилием фактов, лаконичностью формулировок, уверенностью, что человек поставит себе на службу ресурсы космоса. Я спросила сына тогда, в больнице, кто написал эту статью.
- А тебе она понравилась?
- Очень!
- Вот и хорошо, - Сергей хитро улыбнулся, но автора не назвал. - Разве так важно, кто написал эту статью? Главное, она оказалась полезной.
Статья «Шаги в будущее» - последнее публичное выступление академика С.П. Королева. В ней есть замечательные слова: «Все сказанное - увлекательные планы исследования Вселенной, это шаги в будущее. Это будущее, хотя и настоль близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое.
Каждый космический год - это новый шаг вперед отечественной науки по пути познания сокровенных тайн природы. Наш великий Циолковский говорил: «Невозможное сегодня становится возможным завтра». Вся история развития космонавтики подтверждает правоту этих слов, то, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением».
А заканчивалась статья словами, такими характерными для ученого:
- Нет преград человеческой мысли!
Таким сохранился в памяти работавших с ним ученый, организатор, человек большой души Сергей Павлович Королев.
Литература.
1) А.П. Романов «Конструктор космических кораблей». Издательство 4-е дополненное, Москва «Политиздат», 1976.
2) С.М. Белоцерковский «Диплом Гагарина». Москва «Молодая гвардия» 1986.
3) Журнал «Вокруг света» № 6 1986.
4) Газета «Комсомольская правда» от 7 марта 1981.
Приложение.
С.П. Королев
Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева
Зачетка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание учащихся на примере битвы под Москвой
Освоение духовного наследия Московской битвы приобретает сегодня особую актуальность как одно из важных условий, способных возродить героические традиции нашего народа, развивать его патриотические чу...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)
Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....
Дипломная работа по теме: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере учебных военных-сборов
Дипломная работа, по ОБЖ...
Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...