Патриотическое воспитание учащихся на примере битвы под Москвой
статья по краеведению по теме
Освоение духовного наследия Московской битвы приобретает сегодня особую актуальность как одно из важных условий, способных возродить героические традиции нашего народа, развивать его патриотические чувства, формировать у подрастающего поколения ответственность и гордость за будущее нашей великой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosova_-_statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание учащихся на примере битвы под Москвой.
Косова Юлия Александровна
Освоение духовного наследия Московской битвы приобретает сегодня особую актуальность как одно из важных условий, способных возродить героические традиции нашего народа, развивать его патриотические чувства, формировать у подрастающего поколения ответственность и гордость за будущее нашей великой Родины.
Современное общество как никогда нуждается в необходимости возрождения и развития патриотизма. Для проведения патриотической работы школа располагает немалыми возможностями. Они заключены в самой героической истории города, во множестве документальных и материальных свидетельств великой битвы, жители города – непосредственные участники Московской битвы. Последние годы – время наибольшего подъема разносторонней деятельности коллектива школы по героико-патриотическому воспитанию. Этот подъем вызван знаменательными юбилеями Победы над гитлеровскими захватчиками, годовщинами выдающихся сражений.
Одним из основных направлений в деятельности школы по патриотическому воспитанию стало изучение и пропаганда великих битв Отечественной войны: битвы под Москвой, Сталинградской и Курской битвы. Эти задачи решаются как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Рассматривается не только ход военных действий битв, но и другие важные вопросы, например, о массовом героизме наших воинов, ратных и трудовых подвигах трудящихся города и области, о тех усилиях, которые все народы страны предприняли в дни битв под Москвой, на Волге, под Курском.
Познавательный материал, эмоциональные впечатления в процессе учебных занятий усиливают выступления ветеранов войны. Большое значение имеют и выступления самих школьников с докладами и сообщениями о битве под Москвой, исторические викторины о ней.
Одна из форм работы по патриотическому воспитанию – участие школьников в экскурсиях по местам боевой славы. Экскурсии призваны приобщать ребят к героическим традициям области, страны, научить их читать не только печатные книги, но и книгу жизни.
Есть еще одна уникальная форма изучения истории и героики битвы под Москвой – «звездные походы». Их маршруты как лучи звезды ежегодно расходятся из центра старта (из школы) в разные стороны. Старт дается всем отрядам одновременно из одного места после краткого митинга-напутствия. В таких, ставших традиционными в школе походах, участвуют школьники с 6 по 11 класс. С учетом тематики и возраста разрабатываются маршруты, формируются отряды, определяется программа действий в конечных пунктах маршрута – близлежащих школах города и района, где проходят встречи школьников с ветеранами, обмен опытом патриотической работы, соревнования по стрельбе, гранатометанию. Почти всюду коллективы художественной самодеятельности школьников выступали с концертами, на которых присутствовали и ветераны. По сути, это своего рода праздники-встречи поколений. Опыт «звездных» походов огромен. Их участники не только узнают много нового о минувших битвах, но и получают хорошую возможность проявить себя, проверить свои силы и способности в качестве организаторов, пропагандистов, спортсменов и т.д., внести свой личный вклад в успех общего дела.
Школьные походы послужили стимулом для активизации и других форм патриотической работы, например, поисковой деятельности школьников. Она проходит под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто». В этой работе участвуют и коллективно, и индивидуально. По результатам поисковой деятельности ребят организуются семинары, круглые столы.
Как показал опыт, в изучении истории и пропаганде героики войны, велика роль музеев и комнат боевой славы. Непосредственное восприятие реликвий подвигов создает ситуацию сопереживания событий с их участниками. Когда сам близко увидишь эти реликвии – сердцем поймешь, что такое было «стоять насмерть». В процессе походов, поисковой работы, встреч с ветеранами Московской битвы были выявлены редкие документы и находки – бесценные свидетельства жестоких сражений с гитлеровскими захватчиками. Музей есть и в нашей школе, на базе которого систематически проходят выставки, музейные уроки по военной тематике.
Походы по местам боевой славы, разносторонняя поисковая деятельность учащихся, их встречи с ветеранами войны, собранные документы и материалы послужили основой для активной работы учащихся над докладами, рефератами о минувшей войне.
В связи с юбилеем битвы под Москвой в школе организован конкурс докладов, рефератов, творческих работ, рисунков и т.д. для учащихся 5-11 классов. Так уже с 5 класса учащиеся приобщаются к героике родного края, страны, её славным традициям, пропаганде истории великого сражения. Заинтересованная работа учащихся над докладами и рефератами по героико-патриотической тематике способствует проведению многочисленных конференций, в том числе и по Московской битве. Сама по себе это известная форма работы. Однако в последнее время при её организации были учтены новые моменты. Конференции стали массовыми, отличаются разнообразием тематики, основательностью подготовки. Многие доклады выполняются на основе изучения архивных материалов, документов, в том числе и собранных лично в результате встреч и бесед с участниками войны. Конференции дают школьникам возможность проявить свои знания, умения, приобрести опыт самостоятельной работы, опыт устных выступлений.
В героико-патриотическом воспитании видное место принадлежит наглядной агитации. В период месячников военно-патриотического воспитания, а также в школьном музее можно увидеть плакаты, фотоальбомы, фотомонтажи, посвященные Вооруженным силам нашей страны, соединениям и частям, участвовавшим в Московской битве, фотографии героев. Всё это оказывает сильное воздействие на воспитание патриотических чувств, побуждает задуматься над боевой славой старшего поколения, над своим долгом перед Отечеством.
Немалую работу по воспитанию учащихся ведёт школьная библиотека. Регулярно делается обзор литературы, оказывается помощь в проведении конференций, на которых выступают авторы статей, ветераны войны.
В школе стали проводится конкурсы на лучший класс по военно-патриотической работе. Опыт показал, что такие конкурсы – интересная и действенная форма вовлечения школьников в активную патриотическую работу. По условиям конкурса в нем участвуют школьники с 1 по 11 класс. Важно, что конкурс не отгораживается от учебного процесса: его непременным условием является 100%-ная успеваемость и отличная дисциплина в классе. Это подтягивает школьников в их главном труде – учебе.
О действенности патриотического воспитания свидетельствует забота школьников о ветеранах войны, их семьях. Ребята оказывают им посильную шефскую помощь.
Конечно, работа по патриотическому воспитанию еще не окончена, но, тем не менее, основной объем работы с учащимися выполняется и главная цель – пробудить у школьников повышенный интерес к героике битвы под Москвой – достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)
Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТЕННОЙ КОСМОНАВТИКИ
Статья будет полезна классным руководителям в рамках патриотического воспитания школьников, а также при подготовке классного часа ко Дню космонавтики....
Дипломная работа по теме: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере учебных военных-сборов
Дипломная работа, по ОБЖ...
Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...
Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"
Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...