«Патриотическое воспитание учащихся - важный компонент социального развития. Современные проблемы патриотического воспитания»
статья
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепеное и неуклонное формирование у учащихся любви к собственной Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание учащихся - важный компонент социального развития. Современные проблемы патриотического воспитания»
Выполнена:
Комлева
Наталья Николаевна,
учитель английского языка,
педагог
дополнительного образования
МОУ «СОШ п.Белоярский
имени Бабушкина А.М.»
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость –
самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное
формирование у учащихся любви к собственной Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страничкам истории.
Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в сложном процессе становления личности.
Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа.
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает
акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального
государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. А
учитель призван делать акцент на воспитании гражданина - патриота своей Родины,
готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со
сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с
сознательным отношением к обязанностям; уделять внимание формированию
творческой личности ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям
нашего народа и других наций
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает
акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального
государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. А
учитель призван делать акцент на воспитании гражданина - патриота своей Родины,
готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со
сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с
сознательным отношением к обязанностям; уделять внимание формированию
творческой личности ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям
нашего народа и других наций
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Особое место в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну занимает школа.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в повышении патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров.
Начав работать в этом направлении, каждый педагог или родитель столкнется со значительными трудностями.
Основные проблемы патриотического воспитания:
- Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
- Слабые познания в области культуры, истории.
- Недостаточная работа по военно-гражданской тематике.
Основные пути формирования чувства патриотизма.
На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям нужно помочь найти ответы.
Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.
В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Нужно всего лишь вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.
Решение проблемы должно вестись по нескольким направлениям:
-урочная деятельность
-внеурочная деятельность
-работа с родителями
На каждом уроке я пытаюсь уделить некоторое время на развитие патриотизма школьников, связать с темой урока, продумать интересное обсуждение. Особенно благодатны в этом смысле уроки истории, обществознания, русского языка, литературы, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности.
Внеурочная деятельность предлагает широчайший спектр приемов решения данной проблемы.
Именно с этой целью во всех школах страны неделя начинается с поднятия флага Российской Федерации и исполнения гимна.
Также в школьную программу введен курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном». В ненавязчивой форме, в диалоге ребятам предлагаю обсудить «вечные» темы: добра, порядочности, милосердия, великодушия, гордость за свою страну и людей, прославляющих ее.
Провожу уроки мужества, лекции, беседы, круглые столы, акции по данной теме. Дети участвуют в акциях «Письмо Солдату», «Окна Победы», «Ленточка Победы», «Цветы ветерану», «Помощь солдату» и так далее
Работа по патриотическому воспитанию строится по следующим направлениям:
Направление: Важность знания культуры, истории.
Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.
С этой целью провожу экскурсии в сельскую библиотеку, ДК, провожу викторины, конкурсы. Учащиеся принимают участие в краеведческих конкурсах. С большим желанием, интересом участвуют дети в концертах сельского Дома Культуры.
Направление: Подготовка будущих защитников Отечества.
Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии возрос в нашей школе после образования отряда «Юный друг пограничника». Тесное сотрудничество с организациями пограничной службы г. Саратова, шефская работа позволили нашим ребятам участвовать в акции «Бессмертный Полк» в г. Саратове, побывать на заставе.
В школе проводится традиционный смотр строя и песни, учащиеся школы принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница».
Направление: Школьник поздравляет Ветерана.
Встречи с ветеранами, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты.
Регулярно в памятные даты, праздники вместе с учащимися поздравляю ветеранов войны, тыла, педагогического труда.
Направление: Работа с родителями
Родители могут оказать и оказывают неоценимую помощь в воспитании и развитии у детей чувства патриотизма. Совместно с родителями провожу праздники, круглые столы, лекции, встречи с односельчанами. Организуются экскурсии на места работы родителей, в родное хозяйство СХПК «Штурм».
Заключение
Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так и сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.
Воспитание патриота – это актуальная педагогическая проблема. Патриотическое воспитание – одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном – к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.
Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации
всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического
возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Итак, в процессе обучения предполагается не только правильное (в научном
и идейном отношении) усвоение учащимися знаний об общественной жизни и
нормах поведения, но и обязательное формирование отношения учащихся
к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям. Достижение этой
задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально
окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.
Патриотически-ориентированная деятельность учащихся обеспечивает
сознательное усвоение знаний и создает условия для их творческого применени
Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации
всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического
возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Итак, в процессе обучения предполагается не только правильное (в научном
и идейном отношении) усвоение учащимися знаний об общественной жизни и
нормах поведения, но и обязательное формирование отношения учащихся
к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям. Достижение этой
задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально
окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь.
Патриотически-ориентированная деятельность учащихся обеспечивает
сознательное усвоение знаний и создает условия для их творческого применени
Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность и присущ только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества.
Использованные источники:
Коробейников, Н. А. Военно-патриотическое воспитание в школе на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы / Н. А. Коробейников, М. Д. Савельева, В. Л. Некишев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55249/
.https://moluch.ru/archive/239/55249/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности.
Приоритетная задача в системе образования – воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота. Как писал В.Г. Белинский « Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Эти и...
Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности
Патриотическое воспитание как важнейший компонент формирования гражданина и гражданственности...

Состояние и современные проблемы патриотического воспитания
В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных методик в патриотическом воспитании, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организа...

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры
Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...
Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...

Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"
Доклад на конференции "Педагогическое сообщество" на тему "Патриотическое воспитание как неотъемлемый компонент социального развития обучающихся"...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для доп...