программа патриотического воспитания
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Мы живем в удивительной стране, в России. Наша республика, Татарстан – это малая часть огромного и могущественного государства. У каждого гражданина нашей страны есть своя малая Родина: город или село, улица и свой дом. Это наше Отечество. Мы должны знать свои корни, историю, традиции и обычаи.
С целью поддержания и развития у учащихся интереса к истории и культуре была создана программа лагеря дневного пребывания «Ласточка». В лагере хорошо организован досуг учащихся в комбинации физическим, духовным, умственным и патриотическим развитием учащихся в каникулярное время.
Организация лагеря в патриотическом направлении – это важный и необходимый момент в воспитании подрастающего поколения в условиях современной жизни, которая насыщена информационными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 66.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Программа утверждена ____________________ Директор МБОУ «Старочукалинская ООШ» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан «15» декабрь 2015 год |
Профильная смена
«Наследие».
Программа военно - патриотического воспитания в условиях лагеря дневного пребывания «Ласточка»
Содержание.
1. Информационная карта………………………………………………….стр.4-5
2. Пояснительная записка………………………………………………….стр.6-7
3. Цель и Задачи……………………………………………………………....стр.8
4. Основные принципы реализации программы……………………….....стр.8-9
5. Содержание и форма реализации……………………………………...стр.9-12
6. Ключевые мероприятия смены…………………………………………..стр.12
7. Структура и организация сюжетно – ролевой игры…………………....стр.13
8. Система роста участников смены………………………………………. стр.14
9. Этапы работы программы……………………………………………….стр.15
10. Условия реализации программы……………………………………стр.16-18
11. Методическое обеспечение………………………………………... стр.18-20
12. Материально – техническое обеспечение……………………………..стр.21
13. Предполагаемые результаты программы…………………………..стр.22-24
14. Распорядок дня………………………………………………………….стр.24
15. План – сетка программы……………………………………………стр.25-26
16. Используемая литература……………………………………………….стр.27
- Информационная карта.
1 | Полное название программы | Программа военно - патриотического воспитания в условиях лагеря дневного пребывания «Ласточка» |
2 | Автор программы | Мутова Светлана Анатольевна |
3 | Руководитель программы | |
4 | Территория, представившая программу | МБОУ «Старочукалинская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ |
5 | Название проводящей организации | |
6 | Адрес организации | |
7 | Телефон | |
8 | Форма проведения | Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков |
9 | Цель программы | Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков. |
10 | Специализация программы | - патриотическое, - физкультурно - оздоровительное, - творческое, - досуговое, - трудовое, - социально - адаптационное. |
11 | Сроки проведения | Реализация программы будет проведена в два этапа: 1 смена – (18 дней); 2 смена - (18 дней). |
12 | Место проведения | МБОУ «Старочукалинская ООШ» |
13 | Официальный язык программы | Русский |
14 | Количество участников программы | 52 |
15 | География участников программы | Дети и подростки с 6 до 14 лет (в том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети, состоящие на ВШК, КДН, ПДН). |
16 | Условия участия программы | Заявления родителей участников программы |
17 | Условия размещения участников | добровольное |
18 | Краткое содержание программы | Программа предназначена для: - формирования нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; - воспитания уважения к семье, родителям, семейным традициям; - формирования социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; - воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; - формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений (наркомания, пьянство, и др.), подрывающих физическое и духовное здоровье. |
19 | История осуществления программы | Программа на стадии разработки |
- Пояснительная записка.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Мы живем в удивительной стране, в России. Наша республика, Татарстан – это малая часть огромного и могущественного государства. У каждого гражданина нашей страны есть своя малая Родина: город или село, улица и свой дом. Это наше Отечество. Мы должны знать свои корни, историю, традиции и обычаи.
С целью поддержания и развития у учащихся интереса к истории и культуре была создана программа лагеря дневного пребывания «Ласточка». В лагере хорошо организован досуг учащихся в комбинации физическим, духовным, умственным и патриотическим развитием учащихся в каникулярное время.
Организация лагеря в патриотическом направлении – это важный и необходимый момент в воспитании подрастающего поколения в условиях современной жизни, которая насыщена информационными технологиями. В связи этим, у детей снижается интерес к истории вообще и Великой Отечественной войне в частности.
Поэтому патриотическое воспитание является дополнением учебно – воспитательной и социокультурной работы школы.
С изменением ценностей в обществе, взглядов на мир, воспитать гражданина России – патриота свой страны становится сложнее. Мы, школа и учителя, имея опыт, зная о героических событиях страны, о достижениях в культуре, науке, спорте, медицине, о трудах и подвигах выдающихся людей должны разработать программу и комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию молодого поколения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией Российской Федерации;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Актуальность данной программы состоит в том, что мы создаем воспитательную среду, которая будет способствовать углубленному знакомству с отечественной историей, культурой, традициями и обычаями. Героизм и мужество отдельных героев помогут найти идеалов для подражания, что немаловажно для подрастающего поколения.
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что в гражданско-патриотическую деятельность гармонично включены физкультурно – оздоровительная, творческо – познавательная, интеллектуальная, игровая и исследовательско-познавательная деятельности детей.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две смены.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления, такие как:
1. Знакомство с историческим прошлым и культурными традициями родного края;
2. Организация акций и КТД, формирующих активную гражданскую позицию детей и подростков;
3. Посильная помощь социально незащищённым слоям населения;
4. Организация и проведение акций по профилактике социально-негативных явлений среди детей, дорожно-транспортного травматизма, пожаров;
5. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях лагеря.
Лагерная смена дает большие возможности для воспитательной деятельности и благоприятной среды для реализации программы патриотического воспитания в стенах школы.
Участники программы.
Дети и подростки от 6 до 14 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).
Несовершеннолетние «группа риска».
Дети – сироты, инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Педагогический коллектив образовательного учреждения.
- Цели и задачи.
Цель:
формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Задачи:
утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений,
готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга;
стимулировать интерес к истории родного села, района, способствовать расширению кругозора детей через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми;
уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
организовать полноценный культурный досуг детей, подростков с учётом их интересов, потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;
пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;
воспитывать у детей и подростков чувства уважения к товарищам, к старшим.
- Основные принципы реализации программы.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
Краеведческий принцип;
Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.
Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.
Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.
Принцип массовости – привлечение детей и подростков к физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно - досуговым, патриотическим и другим мероприятиям.
- Содержание и форма реализации.
В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как:
позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
важнейшие духовно-нравственные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и т.д.).
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по воспитанию патриотического воспитания школьников.
Основой содержания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания школьников в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:
— гражданственность;
— приоритет общественно-государственных интересов над личными;
— патриотизм, преданность своему Отечеству;
— преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ;
— самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
— гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства
В основу реализации программы заложены разнообразные:
методы
креативный (творческий);
проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
интерактивный;
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проектная деятельность;
формы
познавательные игры;
познавательные мероприятия;
посещение музея;
подготовка презентаций;
конкурсы, викторины;
исследования,
интервьюирование,
оформление альбомов.
Программа включает в себя следующие направления:
По следам истории.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Я – патриот!
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Наша малая Родина.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
СемьЯ.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
- Ключевые мероприятия смены.
Выбор названия команды, девиза, песни; Знакомство с правилами пребывания в лагере, его направлением; Моя семейная история
(исследовательская работа и презентация о своей семье); Викторина «Знай свое Отечество»; Встреча с ветеранами и тыловиками ВОВ «Расскажите о войне, я должен знать!»; Конкурс рисунков «Вот моя улица, вот мой дом»; Акция «Помоги пожилым!»; Спортивный праздник «Вперед, патриот!»; Конкурс – викторина «Твоя малая Родина»; «Сохраним природу вместе»; «Каким должен быть герой?»; Демонстрация проектная деятельности учащихся по созданию рукописной книги памяти «Герои живут среди нас»; Экскурсия в музей Сайфихана Х.Н.; Экскурсии в краеведческий музей; Выставка фотографий работы лагеря «Мы хранители истории»; Концерт военной песни «Споемте, друзья!»
- Структура и организация сюжетно – ролевой игры.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов образовательного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом тематической игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
В основу организации воспитательной работы в лагере положена легенда об открытиях и поисках исторических фактов, согласно которой все дети становятся участниками ролевой игры. Как члены одной исследовательской группы. Исследуя, ребята открывают новые факты, затягиваются в разные ситуации, становясь в это время исследователями, защитниками. Во время этих исследований ведётся сбор материала по краеведению для оформления презентаций и альбомов, проходят встречи с интересными людьми, экскурсии, спортивные соревнования, творческая деятельность.
Все отряды становятся командой со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми. Каждый день игры – исследования имеет свой пункт назначения и направление деятельности. Ежедневно подводится подведение итогов деятельности отрядов, где происходит вручение наград отличившимся членам команды.
За победу в различных делах команды может получить знак успеха в виде ордена.
Задача каждой команды – собрать как можно больше орденов, что может выявить лучшую команду по номинациям:
«Самый дружный»;
«Самый смелый»;
«Самый эрудированный»;
«СУПЕРкоманда».
Таким образом, игры также как и занятия способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая после прочтения произведения, экскурсии, наблюдения трудового процесса, имеет большую воспитательную ценность. Наша задача – поддержать интерес к игре, направлять ее в нужное русло.
- Система роста участников смены.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря. Разработан механизм обратной связи («Письмо воспитателю» на стенде лагеря).
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном совете, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 маленьких звёздочек (за участие и подготовку в мероприятиях) - символов рейтинга.
Таким же образом ведутся командные соревнования. За каждую победу в отрядных соревнованиях присваивается большая звезда – символ рейтинга отряда.
Участникам и отряду, набравшим наибольшее количество звёздочек, присваиваются различные звания, по итогам смены награждаются грамотами, подарками.
9. Этапы работы программы.
1.Подготовительный этап (февраль-май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение педагогического совета; совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
- разработка программы;
- подготовка помещений и оборудования;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор и расстановка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- оформление необходимой документации для деятельности лагеря (заявления, справки, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2.Организационный этап смены (июнь).
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- формирование органов самоуправления; - знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3.Основной этап смены (июнь, июль).
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды КТД;
-шефская и поисковая работа;
-взаимодействие в социуме;
4.Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
-оформление альбома (презентации) ;
- награждение по итогам смены;
- анализ результатов деятельности смены, подведение итогов реализации программы.
10. Условия реализации программы.
- Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.
- Лагерный день начинается с зарядки, затем – линейка, где объявляются планы на текущий день, в конце дня подводятся итоги прошедшего дня.
- В начале смены дети выбирают тему для изучения, а в конце смены представляют результаты работы в виде альбомов, рефератов, исследований.
- Ежедневно в лагере проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное мероприятие.
Организационно – кадровая работа.
Директор несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале. Ведёт отчётную документацию по организации питания.
Ответственный за воспитательную работу осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.
Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.
Специальные кадры (инструктор по физической культуре, медработник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления
Укомплектованность кадрами.
1 смена | Должность | Ф.И.О. |
Директор лагеря | ||
Физрук | ||
Воспитатель | ||
Работники столовой: Повар Помощник повара | ||
Техперсонал |
Организационно – методическая работа.
Обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Содержательно – деятельностная работа.
Для организации работы по реализации программы смены:
проводятся ежедневные планерки воспитателей;
составляются планы работы отрядов, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Экран настроения»);
оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
Материально – техническая работа.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
11. Методическое обеспечение.
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
- должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Старочукалинская ООШ»
- проведение установочного семинара для вожатых и воспитателей до начала смены;
- подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Литературно – музыкальная композиция «Дети войны».
Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к прошлому страны; привить нравственно – эстетические качества.
Оборудование:
- выставка детских рисунков о войне
- выставка книг о войне
Ход мероприятия
(Звучит песня «Священная война» муз.А. Александрова, слова В.Лебедева – Кумача)
Каждый год в нашей стране отмечается самый волнующий праздник – День Победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам – освободителям, помнят тех, кто погиб на поле сражения за наше светлое будущее.
( под веселую музыку играют дети )
Ведущий:
(Дети танцуют «Весна 41 года» и под песню говорит ведущий )
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И в белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горе.
Июнь… Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45 – м, в мае.
(подборка танцев на военную тему)
Ведущий: Война бесцеремонно вторглась в мирную жизнь людей. На войну уходили совсем юные мальчишки и девченки.
(песня Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала подлая»)
1-я девушка:
(в роли санитарки)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
2 девушка:
Не знаю, где я нежности училась-
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
3 девушка:
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом страшном году.
Ведущий: Война унесла жизнь совсем маленьких детишек. Пули врага постигали детей повсюду: за школьной партой или в детском саду.
(инсценировка песни «Белые панамки»)
(На сцене ребята, кто – то пишет письмо, а кто – то чистит автомат)
1 боец:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
2 боец: Родные, скоро мы отвоюем победу!
Ведущий:
Что помогало людям переносить голод и холод? Песня…песня военных лет.
(Песня «Катюша»)
1 девушка:
Девочки, а где наша Валя?
(Звук автомата)
(Все бегут к Вале)
- Я еще, ребята, не жила…
Ведущий:
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней, и даже жизнью
детей, была завоевана Победа.
Вечная память героям!
Спортивный праздник «Вперед, патриот!»
Для игры участники делятся на команду. Каждая команда выбирает название, девиз, эмблему и песню на военную тему.
Игра состоит из следующих конкурсов:
- ориентация на местности
- помощь раненому другу
- расшифровка карты
- знание исторических дат
В каждой номинации участники награждаются звездочками, а в конце игры подсчитывают их количество.
12. Материально – техническое обеспечение.
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты, | Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) | Материальная база школы | |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спортивные состязания | Материальная база школы | |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | |
Актовый зал | Праздничные мероприятия | Материальная база школы | |
Кабинет информатики | Подготовка к мероприятиям, интернет | Материальная база школы | |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | |
Школьная столовая | Завтрак, обед. | Областной бюджет | |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей | Материальная база школы | |
Комнаты гигиены | Туалет, раздевалка | Материальная база школы |
13. Предполагаемые результаты программы.
Направление | Ожидаемые результаты | Критерии | Методы |
Патриотическое | Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю. | Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края. | Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Создание альбомов по выбранным темам. Выставки детских работ. |
Физкультурно- оздорови-тельное | Укрепление физического и психического здоровья детей. Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни. | Выполнение режима дня, знание основ правильного питания. Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др. Отсутствие травматизма. | Антропометрические показатели. Педагогическое наблюдение. Анкетирование. |
Досуговое | Организация полноценного культурного досуга воспитанников. | Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий. Ребенок - активный участник массовых мероприятий. | Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников). Анкетирование. Беседы. |
Творческое | Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей. Саморазвитие детей и подростков. | Желание детей принимать участие в работе кружков. Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок. Личная заинтересованность в проведении КТД. | Наблюдение. Выставки: уровень работ, количество работ. Участие в конкурсах и концертах. Уровень проведения КТД. |
Социально- адаптационное | Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях. Доброжелательность, терпимость, уважение во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением. | Умение совместно работать и отдыхать. Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения. Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, проявление чуткости к людям. Организованность и активность детей отряда. | Педагогическое наблюдение. Беседа. Анкетирование. |
Трудовое | Приобретение трудовых практических умений и навыков. | Количество и качество проводимых трудовых мероприятий. | Наблюдение. Смотр объектов труда. |
Качественно - воспитательный эффект проекта: воспитание патриотизма, уважение к истории, ветеранам, пробуждение социальной активности, воспитание креативности, милосердия, бескорыстия, развитие волонтерского движения
Количественно – социальный эффект проекта: привлечение большого количества участников, спортсменов, волонтеров, участников акций.
14. Распорядок дня.
8.30 – 9.00 – сбор в отрядах, зарядка.
9.00 – 9.10 – линейка.
9.10 – 9.20 – линейка (подъём флага).
9.20 – 10.00 – завтрак.
10.00 – 10. 20 – трудовой десант
10.20 – 11.20 – отрядные дела
11.20 – 12.20 – лагерные дела
12.20 – 13.00 – оздоровительный час
13.00 – 13.30 – кружковая работа.
13.30 – 14.00 – обед.
14.00 – 14.30 – подведение итогов дня «Огонек»
14.30 - уход домой.
15. План – сетка программы.
1-й день Организационный период - Выбор названия команды, девиза, песни. - Знакомство с правилами пребывания в лагере, его направлением. | 2-й день - Моя семейная история. (исследовательская работа и презентация о своей семье) - Объявление о проектной работе и сбор информации о героях | 3-й день Викторина «Знай свое Отечество» | 4-й день Основной период Литературно – музыкальная композиция «Дети войны» для гостей. Встреча с ветеранами и тыловиками ВОВ «Расскажите о войне. Я должен знать!» |
5-й день Конкурс рисунков «Вот моя улица, вот мой дом» | 6-й день Акция «Помоги пожилым!» | 7-й день Спортивный праздник «Вперед, патриот!» | 8-й день Экскурсия в музей Сайфихана Х.Н. |
9-й день «Сохраним природу вместе» | 10-й день Круглый стол «Каким должен быть герой?» | 11-й день Игра «Символы России» | 12-й день Акция «Помоги пожилым!» |
13-й день Экскурсии в краеведческий музей | 14-й день Конкурс – викторина «Твоя малая Родина» | 15-й день Демонстрация проектная деятельности учащихся по созданию рукописной книги памяти «Герои живут среди нас» и его обсуждение. | 16-й день Презентация «Мой край в истории страны» |
17 - й день Выставка фотографий работы лагеря «Мы хранители истории» | 18-й день Закрытие смены. Концерт военной песни «Споемте, друзья!» |
16. Используемая литература.
- Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книгп вожатого./Г.Б.Барышникова; худож. А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
- Газета «Педсовет» за 2006-2010 год.
- Газета «Последний звонок» за 2007-2010 год.
- «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.-228с.
- «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007.-132с.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
- Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители: Составители и редакторы сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К. Тюмень, 2008 - с.121
- Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа./ Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. - М.:Педагогическое общество России, 2001. – с.210.
- Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
- В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры./ Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2001
- Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия./ Толченов О.А. - М.:Владос, 2001
- Игры-шутки, игры-минутки./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
- Интернет ресурсы:/lag/reklama.html:8101/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания
Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен науч...
«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»
Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...