Программа патриотического воспитания
рабочая программа (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Филатова Ирина Борисовна

Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен научиться видеть в культурном историческом опыте тот импульс, который там содержится, понять, как этот импульс формировал человек, его событие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_patriotich._vospitaniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №2

Им. 37 ГСД Красной Армии

Е.А.Пазина

Комплексная программа

патриотического воспитания учащихся

МОУ СОШ №2 им.37 ГСД Красной Армии

«Память».

Пояснительная записка.

Накапливая систему норм и ценностей

 прошлого, не им созданного, ребенок

должен воспринимать их как ценности,

 и как средство для создания ценностей

 новых, своих. Для этого он должен

научиться видеть в культурном историческом

опыте тот импульс, который там содержится,

понять, как этот импульс формировал человек,

его событие.

        Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

        Программа призвана обеспечить ценностно – смысловую определенность системы нравственного воспитания.

        В основе программы – опыт работа музея боевой славы 37 ГСД Красной Армии с учащимися школы на протяжении нескольких лет.

        Программа позволяет включиться в контекст современных музейно – педагогических проблем, понять феномен «воспитательное пространство», «сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить учащихся эмоциональным и нравственным опытом.

        Ведущая идея программы «Память» - воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.

        Музей неизбежно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

        Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.

        Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно – эмоционального воздействия, поэтому программа «Память» осуществляется через деятельность музея боевой славы 37 ГСД Красной Армии.

Исходя из вышесказанного, определяются цели, задачи, организационно – педагогические основы программы.

        ЦЕЛИ:

1. Социализация и воспитание творческой личности учащегося средствами музея.

2. Героико – патриотическое воспитание.

3. Воспитание чувства гражданского долга.

4. Расширение кругозора.

        ЗАДАЧИ:

1. Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей.

2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

3. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

4. Формирование научных и профессиональных интересов.

Организационно – педагогические основы программы.

        Программа сориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения и переживания социальных, нравственных ценностей, опыта эмоционально – чувственного восприятия мира.

        Программа включает следующее содержание:

  • изучение документальных, вещественных свидетельств истории;
  • описание музейных памятников;
  • ознакомление на основе документальных материалов с целью исторических событий, в частности, событий ВОВ;
  • изучение характера этих событий;
  • расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, современный);
  • ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

Возраст занимающихся – 7-18 лет. Группы – одновозрастные из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив музея, экскурсоводы).Группы формируются по 20-30 человек.. Занятия проходят для младших школьников (1-4класс), для среднего звена (5-8 класс), дл я старшеклассников (9-11 класс). Присутствующие классные руководители, учителя, родители – обязательные участники занятий.

        В процессе реализации программы занятия проводятся в три этапа:

  • подготовительный – до встречи учащихся в музее;
  • этап взаимодействия учащегося и педагога;
  • этап педагогического контроля (контроль знаний, умений и навыков).

К выполнению программы привлекается совет ветеранов 37 ГСД Красной Армии, учителя истории, городской архив.

        Программа не ограничена временными рамками и предполагает следующие самостоятельные тематические периоды (циклы):

1. «Здравствуй, музей».

        Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению:

  1. Фото героя.
  2. События героической тематики.
  3. Условия, в которых оказались люди.
  4. Личные предметы участников ВОВ.
  5. Документы – свидетели жизни человека.
  6. Одежда защитников Отечества.

Цель этого цикла – знакомство с отдельными музейными экспонатами, различными предметными комплексами. Занятия носят подготовительный характер, ведут к последующему осознанию предметов и явлений в их историческом значении.

        Примерные темы занятий:

«Здравствуй, музей».

«О чем рассказала реликвия».

 Моя семья – моя родословная».

«Идет война народная».

«Рассмотри, запомни, назови».

«Если бы я был участником войны»

«Я – музейный хранитель».

        Цель всех занятий данного цикла – ответить на вопросы: «Что такое музей?», «Зачем мы храним там предметы?», «В чем выражается память о людях?», воспитать у учащегося уважительное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга. Учащиеся должны усвоить понятия «прошлое», «настоящее», «память», «патриотизм», «гражданственность» «экскурсовод» и т.п.

 2. «За страницами школьных учебников».

        Основное назначение занятий этого цикла – помочь учащимся в самоопределении, побудить их к историческому самообразованию.

        В содержании выделяются следующие блоки:

  1. Источники знаний:
  • Письменные источники;
  • Устные источники.

      2.   Специальные исторические науки:

  • Документалистика;
  • Историография;
  • Филателия;
  • Фалеристика;
  • Геральдика;
  • Нумизматика и др.

      3.   Методика научного изучения музейных предметов ( исследовательская, поисково – собирательская деятельность).

      4.   Военная азбука (ритуалы, атрибутика).

Главный принцип организации занятий на данном этапе – принцип преемственности, выражающийся в расширении и углублении понятий и представлений, заложенных в цикле «Здравствуй, музей».

Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок – диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, состязание.

Итог деятельности: краеведческий альбом, реферат, беседы, подготовка и проведение экскурсий по музею., участие в составлении областной Книги памяти.

3. « Я в современном мире».

        Цель: разбудить историческое сознание, следуя логическому алгоритму:  миросозерцание – мировосприятие – самосознание – мировоззрение.

Основные направления цикла:

  1. Философское осмысление жизни.
  2. Система ценностей и отношение к миру. Жизненные принципы.
  3. Человек в истории Отечества и собственной судьбе.
  4. Духовная преемственность поколений.

Формы занятий: диспут, дискуссия, спор – час, публичная лекция, занятие – размышление, занятие – презентация, деловая и ролевая игра.

        При подготовке занятий привлекаются педагоги - предметники (или классные руководители), психологи, научные работники с целью проведения опроса, анкетирования, тестирования и консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»

Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....

Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"

Создание  и совершенствование системы патриотического   воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»

Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...