Программа патриотического воспитания
рабочая программа (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен научиться видеть в культурном историческом опыте тот импульс, который там содержится, понять, как этот импульс формировал человек, его событие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_patriotich._vospitaniya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №2
Им. 37 ГСД Красной Армии
Е.А.Пазина
Комплексная программа
патриотического воспитания учащихся
МОУ СОШ №2 им.37 ГСД Красной Армии
«Память».
Пояснительная записка.
Накапливая систему норм и ценностей
прошлого, не им созданного, ребенок
должен воспринимать их как ценности,
и как средство для создания ценностей
новых, своих. Для этого он должен
научиться видеть в культурном историческом
опыте тот импульс, который там содержится,
понять, как этот импульс формировал человек,
его событие.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Программа призвана обеспечить ценностно – смысловую определенность системы нравственного воспитания.
В основе программы – опыт работа музея боевой славы 37 ГСД Красной Армии с учащимися школы на протяжении нескольких лет.
Программа позволяет включиться в контекст современных музейно – педагогических проблем, понять феномен «воспитательное пространство», «сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить учащихся эмоциональным и нравственным опытом.
Ведущая идея программы «Память» - воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.
Музей неизбежно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.
Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе социализации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.
Музейный предмет и музейная среда обладают значительными возможностями нравственно – эмоционального воздействия, поэтому программа «Память» осуществляется через деятельность музея боевой славы 37 ГСД Красной Армии.
Исходя из вышесказанного, определяются цели, задачи, организационно – педагогические основы программы.
ЦЕЛИ:
1. Социализация и воспитание творческой личности учащегося средствами музея.
2. Героико – патриотическое воспитание.
3. Воспитание чувства гражданского долга.
4. Расширение кругозора.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей.
2. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.
3. Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
4. Формирование научных и профессиональных интересов.
Организационно – педагогические основы программы.
Программа сориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения и переживания социальных, нравственных ценностей, опыта эмоционально – чувственного восприятия мира.
Программа включает следующее содержание:
- изучение документальных, вещественных свидетельств истории;
- описание музейных памятников;
- ознакомление на основе документальных материалов с целью исторических событий, в частности, событий ВОВ;
- изучение характера этих событий;
- расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, современный);
- ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.
Возраст занимающихся – 7-18 лет. Группы – одновозрастные из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив музея, экскурсоводы).Группы формируются по 20-30 человек.. Занятия проходят для младших школьников (1-4класс), для среднего звена (5-8 класс), дл я старшеклассников (9-11 класс). Присутствующие классные руководители, учителя, родители – обязательные участники занятий.
В процессе реализации программы занятия проводятся в три этапа:
- подготовительный – до встречи учащихся в музее;
- этап взаимодействия учащегося и педагога;
- этап педагогического контроля (контроль знаний, умений и навыков).
К выполнению программы привлекается совет ветеранов 37 ГСД Красной Армии, учителя истории, городской архив.
Программа не ограничена временными рамками и предполагает следующие самостоятельные тематические периоды (циклы):
1. «Здравствуй, музей».
Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению:
- Фото героя.
- События героической тематики.
- Условия, в которых оказались люди.
- Личные предметы участников ВОВ.
- Документы – свидетели жизни человека.
- Одежда защитников Отечества.
Цель этого цикла – знакомство с отдельными музейными экспонатами, различными предметными комплексами. Занятия носят подготовительный характер, ведут к последующему осознанию предметов и явлений в их историческом значении.
Примерные темы занятий:
«Здравствуй, музей».
«О чем рассказала реликвия».
Моя семья – моя родословная».
«Идет война народная».
«Рассмотри, запомни, назови».
«Если бы я был участником войны»
«Я – музейный хранитель».
Цель всех занятий данного цикла – ответить на вопросы: «Что такое музей?», «Зачем мы храним там предметы?», «В чем выражается память о людях?», воспитать у учащегося уважительное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга. Учащиеся должны усвоить понятия «прошлое», «настоящее», «память», «патриотизм», «гражданственность» «экскурсовод» и т.п.
2. «За страницами школьных учебников».
Основное назначение занятий этого цикла – помочь учащимся в самоопределении, побудить их к историческому самообразованию.
В содержании выделяются следующие блоки:
- Источники знаний:
- Письменные источники;
- Устные источники.
2. Специальные исторические науки:
- Документалистика;
- Историография;
- Филателия;
- Фалеристика;
- Геральдика;
- Нумизматика и др.
3. Методика научного изучения музейных предметов ( исследовательская, поисково – собирательская деятельность).
4. Военная азбука (ритуалы, атрибутика).
Главный принцип организации занятий на данном этапе – принцип преемственности, выражающийся в расширении и углублении понятий и представлений, заложенных в цикле «Здравствуй, музей».
Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок – диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, состязание.
Итог деятельности: краеведческий альбом, реферат, беседы, подготовка и проведение экскурсий по музею., участие в составлении областной Книги памяти.
3. « Я в современном мире».
Цель: разбудить историческое сознание, следуя логическому алгоритму: миросозерцание – мировосприятие – самосознание – мировоззрение.
Основные направления цикла:
- Философское осмысление жизни.
- Система ценностей и отношение к миру. Жизненные принципы.
- Человек в истории Отечества и собственной судьбе.
- Духовная преемственность поколений.
Формы занятий: диспут, дискуссия, спор – час, публичная лекция, занятие – размышление, занятие – презентация, деловая и ролевая игра.
При подготовке занятий привлекаются педагоги - предметники (или классные руководители), психологи, научные работники с целью проведения опроса, анкетирования, тестирования и консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»
Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...