Урок вежливости
классный час (5 класс) на тему
Данный урок поможет учителю напомнить ребятам 5 класса о правилах вежливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vezhlivosti.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ-СОШ с.Карпёнка Краснокутского района Саратовской области.
Урок вежливости
«Доброе слово, что ясный день»
Учитель русского языка и литературы Мусагалиева Ж.М.
Тема: «Доброе слово, что ясный день».
Цель: познакомить детей с вежливыми словами.
Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами;
-расширять понятие детей о культуре поведения;
-привить навыки культурного поведения детей в общении
друг с другом и с окружающими людьми.
Тип урока: обобщение материала.
Форма урока: урок-диалог.
Ход урока:
- Орг. Момент.
Солнышко ясное встало.
-Доброе утро!-
Сказало.
-Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
-Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
-Доброе утро!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
- Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».
- Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.
II. Актуализация знаний.
-Тема нашего урока «Доброе слово - что ясный день».
-Почему так говорят? (Говорят так не зря, ведь не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова).
-Как ещё называют Добрые слова? (называют ещё волшебными словами).
-С этими словами мы знакомимся в детстве. Когда вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться.
- Что такое искусство общения по-вашему?
- Правильно, талант общения – это умение находить особые слова, которые идут от сердца. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.
- Скажите, на что похожи эти горошины?
Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. На нашей планете пять миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны.
На земле существуют 2 мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
- Посмотрите, какая планета маленькая, умещается в нашей ладошке. Как её сохранить? (Сохранить нашу планету можно душевной теплотой, щедростью доброго слова).
-«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». В Гюго.
- В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками.
- Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им).
- Давайте нарисуем «маленькие солнышки», это будет Ваш «Путь к Добру». В середине «Я», нарисуйте столько лучиков, сколько добрых дел вы сделали людям за эту неделю.
- Много лучиков у вас? Наше солнышко должно быть красивым и богатым лучами, не должны останавливаться дарить людям тепло, добро и сегодня.
-Добрые дела нужно начать с добрых слов. Вы любите путешествовать?
-На доске вы видите наш общий «Путь к Добру». На лучах наши остановки: «Станция вежливых ребят», «Станция комплиментов», «В гостях у Незнайки», «Музыкальная станция», «Наш маленький театр».
- Не заблудиться нам поможет мой помощник, познакомьтесь, Добруша.
Д. –Здравствуйте, ребята. Конечно, я вам помогу. Это путь к добру. Это трудный путь, но он ведёт к счастливой жизни.
Злюша.-Но есть и лёгкий путь- всегда быть как эта тучка, нарушать правила жизни.
Д.- Милая Злюша, сначала поприветствуй ребят.
З.- Ещё чего! Никакая я не милая! Ребята, сами не здороваются, они не знают таких слов.
Д.- Ребята, покажите, что она не права.(ребята здороваются)
З.- Ну, привет, привет!
Д.- Если в сердце появится злость, нужно с ней справиться.
З.-Миром должно править только зло и ничего, кроме зла! Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!
Д.-Да, к сожалению, и такое бывает. Но добрых больше, ведь добро всегда побеждает зло!
З.-Люди давно забыли добрые слова. Я мало их знаю.
Д.- Значит, нам на станцию «Вежливых ребят».
З.- Вот весы с чашами добра и зла. Я называю плохие качества, а вы добрые слова. И у меня никаких сомнений, что выиграю я!
Д.- Ну, если Злюша любит играть, значит, не всё потеряно. Дорогие ребята, давайте постараемся назвать как можно больше добрых слов.
З.- В мире царят зависть, предательство, войны, убийство, измена, ложь, жестокость, грубость, жадность, корысть.
Д.-Ребята, назовите слова приветствия. (здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас)
-Выскажите просьбу.(будьте так добры, пожалуйста, будьте любезны)
-Какими словами лучше всего начать знакомство? (очень приятно познакомиться, рада знакомству, приятно узнать…)
- Как принято извиняться в культурном обществе? (простите, извините, прошу извинения….)
-Есть ли у вас в запасе слова утешения и ободрения? (не огорчайся, не расстраивайся, ты замечательный, у тебя всё получится, …..)
-Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю)
- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас? (до свидания, прощай, пока, до скорой встречи,…)
Д.- Молодцы, ребята! Молодцы, добро победило!
Учитель: -У вас на партах лежат красивые слова о вежливых словах, прочитайте и хором доскажите словечко.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться….(доброе утро),
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …(спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь,…(до свидания).
Всем вам с большой любовью
Желаем крепкого ….(здоровья).
З.- Извините меня, пожалуйста, что хотела вас запутать. Я рада, что ошибалась. Я хочу измениться, стать другой.
Д.- Мы простим её?
Учитель.- Конечно, людям нужно верить!(Злюша шепчет учителю на ухо).
У.- Хорошая мысль! Нам с тобой будет веселее! Садись поудобнее.
Д.- Следующая остановка «В гостях у Незнайки».
- Мы часто говорим друг другу «Желаю вам всего доброго», «Желаю вам добра и счастья».
- Что они значат? ( это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему добрые, хорошие желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям).
-Слово «здравствуйте». Вот вы сказали человеку «здравствуйте!», много это или мало? (с одной стороны, немного, но с другой, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия)
-Случалось с вами такое? Что вы чувствуете в такие моменты?
- Что означает это слово? (связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб, например.)
- Добрыми, волшебными словами являются и слова благодарности «спасибо», «благодарю вас». Что они означают? («Спаси, бог», «благо дарю»)
- Поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить капельку солнца, радости.
Д.- Следующая остановка «Наш маленький театр».
- Наши волшебные слова не только нужны для вежливости, но и таят глубокий смысл. А теперь посмотрим, как вы их усвоили.
- Хочу предложить вам несколько ситуаций, чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли материал. Задания по группам: Просмотрите задания. Разыграйте ситуации (работают парами самостоятельно, затем играют роли)
1. Опоздали на урок. Входите в класс и…..
2. Вы постучали в дом. Вам открыли дверь и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступите?
3.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?
4. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг. Костя толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу. Как поступит мальчик? А библиотекарь?
5. Мальчик Вова ехал в автобусе, сидел у окна и смотрел на улицу. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Что должен сделать и сказать мальчик?
6. Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата, какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?
- Пока готовятся по карточкам. Мы посмотрим на экран.
- Составьте мне диалоги по опорным схемам:
1. -……….
-Спасибо! Обязательно прочитаю….
2. -……….
- С удовольствием!
3. -…….
- Сегодня, к сожалению, не могу….
4. -……….
- Извините, я была не права….
5. -...............
- Я очень рада за вас, желаю удачи.
- Мы умеем ставить маленькие спектакли и вот одни из них. Наши актёры готовы, посмотрим, как они справились с заданием. (Разыгрываются ситуации)
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
- Представьте вы пришли на день рождения, дверь открыла именинница в красивом наряде, она сегодня особенно неотразима, что вы скажете?
- Что вы подарили девочке на день рождения? (комплимен
-Дорогие друзья! Мы оказались на «станции Комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, а всегда царят любовь и добро.
- А что такое комплимент? (Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, содержащие похвалу, одобрение).
- Давайте говорить друг другу комплименты! Вы сегодня прекрасно выглядите! (произносят красивые слова).
З.-Я таких комплиментов и не слыхала в своём лесу. Вот бы мне получить хоть один комплимент. Я не была бы такой вредной.
- Ребята, сделайте комплимент Злюше. (Делают комплименты)
З.- Спасибо, милые друзья. Я поняла, что добрые слова творят чудеса!
- Добрые слова железные ворота открывают. Ребята, я убедилась, что вы вежливые и добрые, а так же умеете пользоваться волшебными словами. Мы с вами прощаемся! До новых встреч!
Учитель.- До новых встреч!
- «Музыкальная пауза». О доброте не только говорят, но и слагают стихи, песни. Давайте не только говорить, но и петь. У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.
(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).
Подведение итогов.
- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить мир, в котором мы живём. Нужно жить в согласии с собой и с другими.
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту…
- Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок вежливости.
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, умение вести за столомформирование представления о нормах культурного поведения в обществе в Англии и России....
Классный час "Уроки вежливости"
Классный час "Уроки вежливости"Цель классного часа: воспитание вежливого отношения друг к другуЗадачи:1) формировать у учащихся культуру речи, культуру поведения;2) научить решать проблемные ситуации,...
Классный час "Урок вежливости" 6 класс
"Урок вежливости" - классный час из цикла нравственных классных часов с обыгрыванием сценок,обсуждением различных ситуаций....
Урок вежливости "Доброе слово - что ясный день"
Тема: «Доброе слово, что ясный день».Цель: познакомить детей с вежливыми словами.Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами...
Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)
Урок 3. «Здравствуйте»Цель: воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...
Урок "Вежливость -это сила, слабость или необходимость"?
Классный час из цикла нравственных, с обсуждением различных жизненных ситуаций....