Классный час "Уроки вежливости"
классный час (6 класс) по теме
Классный час "Уроки вежливости"
Цель классного часа: воспитание вежливого отношения друг к другу
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру речи, культуру поведения;
2) научить решать проблемные ситуации, возникающие в ходе общения;
3) привить чувство добра, терпимости друг к другу, отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Уроки вежливости» 6 класс
Классный руководитель 6 А класса
МОУ ООШ №3 г. Волжска РМЭ
Колесникова Елена Анатольевна
Цель: воспитание вежливого отношения друг к другу
Задачи:
1) формировать у учащихся культуру речи, культуру поведения;
2) научить решать проблемные ситуации, возникающие в ходе общения;
3) привить чувство добра, терпимости друг к другу, отзывчивости.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации и плакаты с вежливыми словами.
Плакаты: «Скромность всякому к лицу» «Ничто не обходится нам дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» (Мигель Сервантес). «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж. Руссо).
Ход мероприятия:
Учитель: «Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы говорим, как мы произносим и каким тоном.
А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем наоборот – испортить человеку день и настроение. Стихотворение С. Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте его.
Читает ученик
Если вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с другом
И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вам, то вам товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я, гулял он с важной нянею.
Она давала важное ребёнку воспитание.
Был вежлив мальчик и, право, очень мил.
Отняв у младших мячик, он их благодарил: «Спасибо», - говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без разрешения не берите!
Учитель: Так как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого нужно пользоваться теми словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.
Если человек разговаривает вежливо, говорит добрые слова, то хочется ответить ему тем же и с ним хочется общаться, дружить. Найти с кем-то общий язык не так то просто. Иногда случаются и споры и раздоры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А ещё есть слова, которые мы обязательно должны все знать и применять их в разговоре.
Давайте проведём небольшую игру, где каждый тур будет иметь своё название и будет иметь свои задания.
Класс делится на 3 команды. Каждый тур оценивается баллами и за каждый балл команда получает «жетон» своего цвета ( 1 команда – красный жетон, 2 команда- синий жетон, 3 команда – зелёный жетон) .
Учитель: А сейчас небольшая разминка. Закончить фразу, которую я буду читать.
1) Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (простите нас пожалуйста)
- И во Франции и в Дании
На прощанье говорят всем… (до свидание)
Начинаем наш турнир.
Первый тур «Культура поведения»
За каждый верный ответ 1 балл
У вас лежат листы с заданием, в течении 5 мин., вы должны найти правильный ответы на вопросы.
1 команда
--- Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребимы?
1.Доброе утро.
2.Здорово.
3.Привет.
4.Здравствуйте.
5.Хелло.
Верный ответ: 1 и 4
--- Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?
1.Простите меня, я выхожу!
2.Разрешите пройти.
3.Извините, можно пройти?
4.Раступись, я иду.
Верный ответ: 3
--- Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведёшь себя ты?
1.Заявлю, что мы больше не друзья.
2.Выскажу своё отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.
3. Скажу, что не заметил.
4. Промолчу.
Верный ответ: 2
2 команда
--- Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?
1.Позовите Катю.
2.Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.
3.Здравствуйте, позовите Катю.
4.Здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать её к телефону?
Верный ответ: 4
--- Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться ещё раз при встрече?
1.Да.
2.Нет.
3.Можно, но не обязательно.
4. Можно, заменить слова улыбкой.
Верный ответ: 4
--- Тебе передали, что твой друг нелестно отозвался о тебе. Что ты сделаешь в ответ?
1.Выскажуему всё, что о нём думаю.
2.Не обращу на сплетни внимание.
3.Объяснюсь с ним, рассказав о том, что мне передали.
4.Сразу же не буду с ним дружить
Верный ответ: 2 или 3
3 команда
--- Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?
1.Скажите, сколько сейчас часов?
2.Вы не подскажете, который час?
3.Скажите, пожалуйста, который час?
4.Эй! Сколько времени?
Верный ответ: 3
--- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
1.Тот, кому 8 лет.
2.Тот, кому 11 лет.
3. Тот, кто вежливее.
4.Уступать дорогу необязательно.
Верный ответ: 3
--- Твой знакомый, который всегда очень приветливо здоровался с тобой, сегодня прошёл не сказав ни слова. Твои ответные действия?
- Перестану с ним тоже разговаривать.
- Тот час же подойду и выясню отношения.
- Найду время, чтобы поговорить наедине и узнать, чем я его обидел.
- высмею его перед всеми, чтобы неповадно было.
Верный ответ: 3
Ученик: Будьте добры иль будьте, любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать любому.
Второй тур «Культура речи»
За каждое верное слово 1 балл
А вот я однажды была свидетелем интересных разговоров. Вам нужно внимательно слушать и записать те слова, которые мы никак не можем назвать вежливыми и правильными.
Сценка «Вежливый разговор»
В школе перемена. Идут два мальчика.
1 мальчик: Привет, Сань! Ты домашку по математике сделал?
2 мальчик: Здравствуй, Дима. Конечно сделал.
1 мальчик: Слушай, я в ауте, поможешь мне пример сделать?
2 мальчик: Помочь ближнему – великое дело. Показывай, где застрял.
Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.
Хулиган: А ну, гони быстрей тетрадку.
2 мальчик: Да вы что, это же по математике.
Хулиган: Засохни, малявка!
1 ученик: Не надо так.
Хулиган: Не понял, здесь кто-то пропищал?
2 мальчик: Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.
Все уходят.
Слова, которые должны написать команды: а ну гони, я в ауте, засохни, малявка, пропищал.
Сценка «Разговор двух подруг»
Две девочки встречаются на улице.
1 дев: Привет Маша! Как дела?
2 дев: Нормалёк. А у тебя?
1 дев: И у меня клёво! Меня сегодня один чувак в кино позвал.
2 дев: Ну и как фильм?
1 дев: Детский сад какой – то. Фильм полный отстой, мура какая - то. Время зря потратила.
2 дев: А мы сегодня с Ольгой в магазин прошвырнулись, шмотки по глазеть. Такие клёвые джинсы там видела, атпад. У предков надо деньги стрельнуть. Купить джинсы. Приду в школу все выпадут.
1 дев: Ну ладно, я спешу. Пока!
Слова, которые должны написать команды: Нормалёк. Клёво. Чувак. Отстой. Мура. Прошвырнулись. Шмотки. Глазеть. Атпад. Предки. Стрельнуть. выпадут.
Третий тур «Разговор по телефону»
По очереди каждая команда отвечает на мой вопрос. Если ответ неверный, то право предоставляется другой команде.
За каждый правильный ответ 1 балл
- Если в вашей квартире раздался звонок, не спрашивайте «Кто это?» Почему?
Ответ: Воспитанный человек, поздоровавшись, сам представится.
- Если человек, которого попросили к телефону, отсутствует, а вы взяли трубку, что нужно спросить?
Ответ: «Извините, его нет дома. Позвоните пожалуйста попозже.» или «Не хотите что-то передать?»
- Когда вас оторвали от дел ошибочным звонком, что нужно делать?
Ответ: Не надо кричать в трубку, ругаться, надо выслушать извинения и пожелать удачи.
- Если вы ошиблись номером, стоит ли спрашивать: «Какой у вас номер?»
Ответ: Нет. Извинитесь и назовите номер, по которому вы звонили.
- В начале разговора, после приветствия, какой вопрос нужно задать собеседнику?
Ответ: Удобно ли ему сейчас говорить, если нет, то договориться о другом времени.
- Кто должен закончить разговор?
Ответ: Тот, кто звонит.
- Если разговор прервался по техническим причинам, кто должен перезвонить?
Ответ: Кто позвонил первым.
- Когда можно звонить домой товарищу?
Ответ: После 9 утра и до 22.00 вечера.
- Сколько можно разговаривать по таксофону на улице?
Ответ: Не больше 3 минут.
Учитель: И так с телефоном мы разобрались. Начинаем следующий тур.
Четвёртый тур «Правила культуры»
За каждый правильный ответ 1 балл
Учитель: Я начинаю строку, а команда заканчивает её.
1. Никогда не беспокойте другого тем, что ты можешь…(сделать сам)
2.Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других… (людей)
- Не сиди, когда перед тобой стоят женщины или более старшие по возрасту… (лица или люди)
- Не старайся казаться не тем, кто ты есть… (на самом деле)
- Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться со… (всеми одновременно)
- Уважай и цени своё и чужое… (время)
- Не навязывай свои правила в чужом … (коллективе)
- Воспитанный человек говорит о себе в … (последнюю очередь)
- Старайся не давать обещаний, если не уверен, что… (сможешь их выполнить)
Наш турнир подходит к концу. Пока подводятся итоги, учащиеся показывают сценку по произведению Э.Мошковской «Вежливое слово».
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собрались народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…
-- Подходите, Ёжик, Ёжик!
Вам билет? В каком ряду?
-- Мне – поближе: плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.
Говорит овечка: мне-е-е одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ-
Доброе словечко.
Утка: Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят!
И достала утка ДОБРОЕ УТРО.
А Олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит Дворовый пёс: Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРРРОВО –
Вежливое слово
-- Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти ЗДРАСТИ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!
Мы вас очень просим! Просим!
Нам билетов –
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.
И вдруг, отпихнув, старух,
Стариков, петухов, бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…
-- Касса, выдай мне билет!
-- Ваше вежливое слово?
-- У меня такого нет.
-- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
-- Мне – билет!
-- Нет и нет.
-- Мне – билет!
-- Нет и нет.
Не стучите – мой ответ,
Не рычите – мой совет,
Не стучите, не рычите,
До свидания. Привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:
-- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово – золотое.
Это слово залатаю!
Живо-живо
Положила две заплатки…
Всё в порядке!
Раз-два!
Все слова хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала: ДО СВИДАНЬЯ,
ДО СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
-- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
--- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых три!
- С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых пять…
__ ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру во всю силу.
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень
Очень вежливый медведь!»
-- БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!
-- Славный парень!
-- Я стараюсь.
Вот идёт медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-- Здравствуйте, Медведица!
Знаете, Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!
-- Почему не верится?
Говорит Медведица.
Мой сыночек – молодец!
До свидания!
Конец!
Рефлексия.
Вопросы учащимся:
Что вы открыли для себя в ходе классного часа?
Что особенно запомнилось?
Какой урок вежливости вы для себя вынесли?
Учитель: В конце игры я предлагаю вам принять клятву вежливости.
Клятва вежливости. (Повторяют все учащиеся класса).
- Клянёмся вежливыми быть
Всегда спасибо говорить,
И «Добрый день» и «до свиданья» -
Нет в мире выше звания!
- Клянёмся вежливыми быть!
И лень и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
3.Клянёмся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Не вежду мы учить готовы
Волшебным и целебным словом.
Все повторяют: Клянёмся вежливыми быть!
Учитель: Дорогие ребята! Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили эти правила культуры поведения и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду. Уважайте друг друга и окружающих, будьте всегда вежливы и помните, что все будут относиться к вам и разговаривать с вами так же, как вы с ними.
Я верю, что на нашей земле никогда не исчезнут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда придти на помощь, защитить слабого, эти люди смелые и благородные в своих делах, словах и поступках. Настоящие рыцари!
Команды подсчитывают свои «жетоны» , подводятся итоги игры.
Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе
Сценарий и презентация к классному часу "Вежливость культура доброта" в 5 классе...
Классный час "Вежливость"
Цель: Прививать учащимся правила поведения в обществеЗадачи:Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.Воспитание уважительного отношения к окружающим.Знакомство с правилами эт...
Классный час "Вежливость -сила, слабость или необходимость"
урок побуждает детей к сотрудничеству и пониманию...
Классный час "Вежливость - это сила, слабость или необходимость"
Урок в 6 классе. Совместный поиск путей решения проблемы "Вежливость -это сила. слабость или необходимость"? с помощью различных жизненных ситуаций....
Классный час "Вежливость на каждый день"
Классный час для 6-7 классов...
Классный час "Вежливость"
Сценарий классного часа...
Классный час " Вежливые слова2
Классный час " Вежливые слова"...