Урок вежливости "Доброе слово - что ясный день"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Мусагалиева Жанна Максотовна

Тема: «Доброе слово, что ясный день».

Цель: познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами;

               -расширять понятие детей о культуре поведения;

               -привить навыки культурного поведения детей в общении                               

                друг с другом и с окружающими людьми.

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: урок-диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vezhlivosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с.Карпёнка  Краснокутского района Саратовской области.

Урок вежливости

«Доброе слово, что ясный день»

        Учитель русского языка и литературы Мусагалиева Ж.М.

Тема: «Доброе слово, что ясный день».

Цель: познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами;

               -расширять понятие детей о культуре поведения;

               -привить навыки культурного поведения детей в общении                                

                друг с другом и с окружающими людьми.

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: урок-диалог.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. 

Солнышко ясное встало.

-Доброе утро!-

Сказало.

-Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро:

-Доброе утро!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».

- Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.

II. Актуализация знаний.

     -Тема нашего урока «Доброе слово - что ясный день».

-Почему так говорят? (Говорят так не зря, ведь не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова).

 -Как ещё называют Добрые слова?  (называют ещё волшебными словами).

-С этими словами мы знакомимся в детстве. Когда вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться.

- Что такое искусство общения по-вашему?

- Правильно, талант общения – это умение находить особые слова, которые идут от сердца. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы убеждались сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

- Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

- Скажите, на что похожи эти горошины?

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. На нашей планете пять миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся  в состоянии войны.

  На земле существуют 2 мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

   Добро и зло творить

   Во власти всех людей.

   Но зло творится без труда,

   Добро творить трудней.

 - Посмотрите, какая планета маленькая, умещается в нашей ладошке. Как её сохранить? (Сохранить нашу планету можно душевной теплотой, щедростью доброго слова).

 -«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». В Гюго.

 - В каждом  из нас живёт маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками.  

- Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им).

  - Давайте нарисуем «маленькие солнышки», это будет Ваш   «Путь к Добру». В середине «Я», нарисуйте столько лучиков, сколько добрых дел вы сделали людям за эту неделю.

- Много лучиков у вас? Наше солнышко должно быть красивым и богатым лучами, не должны останавливаться дарить людям тепло, добро и сегодня.

-Добрые дела нужно начать с добрых слов. Вы любите путешествовать?

-На доске вы видите наш общий «Путь к Добру». На лучах  наши остановки: «Станция вежливых ребят», «Станция комплиментов», «В гостях у Незнайки», «Музыкальная станция», «Наш маленький театр».

- Не заблудиться нам поможет мой помощник, познакомьтесь, Добруша.

Д. –Здравствуйте, ребята. Конечно, я вам помогу. Это путь к добру. Это трудный путь, но он ведёт к счастливой жизни.

Злюша.-Но есть и лёгкий путь- всегда быть как эта тучка, нарушать правила жизни.

Д.- Милая Злюша, сначала поприветствуй ребят.

З.- Ещё чего! Никакая я не милая! Ребята, сами не здороваются, они не знают таких слов.

Д.- Ребята, покажите, что она не права.(ребята здороваются)

З.- Ну, привет, привет!

Д.- Если в сердце появится злость, нужно с ней справиться.

З.-Миром должно править только зло и ничего, кроме зла! Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!

    Д.-Да, к сожалению, и такое бывает. Но добрых больше,   ведь     добро всегда побеждает зло!

З.-Люди давно забыли добрые слова. Я мало их  знаю.

Д.- Значит, нам на станцию «Вежливых ребят».

З.- Вот весы с чашами добра и зла. Я называю плохие качества, а вы добрые слова. И у меня никаких сомнений, что выиграю я!

Д.- Ну, если Злюша любит играть, значит, не всё потеряно. Дорогие ребята, давайте постараемся назвать как можно больше добрых слов.

З.- В мире царят зависть, предательство, войны, убийство, измена, ложь, жестокость, грубость, жадность, корысть.

    Д.-Ребята, назовите слова приветствия. (здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас)

-Выскажите просьбу.(будьте так добры, пожалуйста, будьте любезны)

-Какими словами лучше всего начать знакомство? (очень приятно познакомиться, рада знакомству, приятно узнать…)

- Как принято извиняться в культурном обществе? (простите, извините, прошу извинения….)

-Есть ли у вас в запасе слова утешения и ободрения? (не огорчайся, не расстраивайся, ты замечательный, у тебя всё получится, …..)

-Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю)

- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас? (до свидания, прощай, пока, до скорой встречи,…)

Д.- Молодцы, ребята! Молодцы, добро победило!

Учитель: -У вас на партах лежат красивые слова о вежливых словах, прочитайте и хором  доскажите словечко.

   

     Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться….(доброе утро),

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого …(спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь,…(до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаем крепкого ….(здоровья).

З.- Извините меня, пожалуйста, что хотела вас запутать. Я рада, что ошибалась. Я хочу измениться, стать другой.

Д.- Мы простим её?

Учитель.- Конечно, людям нужно верить!(Злюша шепчет учителю на ухо).

У.- Хорошая мысль! Нам с тобой будет веселее! Садись поудобнее.

Д.- Следующая остановка «В гостях у Незнайки».

- Мы часто говорим друг другу «Желаю вам всего доброго», «Желаю вам добра и счастья».

- Что они значат? ( это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему добрые, хорошие желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям).

-Слово «здравствуйте». Вот вы сказали человеку «здравствуйте!», много это или мало? (с одной стороны, немного, но с другой, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия)

-Случалось с вами такое? Что вы чувствуете в такие моменты?

- Что означает это слово? (связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб, например.)

- Добрыми, волшебными словами являются и слова благодарности «спасибо», «благодарю вас». Что они означают? («Спаси, бог», «благо дарю»)

- Поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить капельку солнца, радости.

Д.- Следующая остановка «Наш маленький театр».

- Наши волшебные слова не только нужны для вежливости, но и таят глубокий смысл. А теперь посмотрим, как вы их усвоили.

- Хочу предложить вам несколько ситуаций, чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли материал. Задания по группам: Просмотрите задания. Разыграйте ситуации (работают парами самостоятельно, затем играют роли)

1. Опоздали на урок. Входите в класс и…..

2. Вы постучали в дом. Вам открыли дверь и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступите?

3.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

4. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг. Костя толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу. Как поступит мальчик? А библиотекарь?

5. Мальчик Вова ехал в автобусе, сидел у окна и смотрел на улицу. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Что должен сделать и сказать мальчик?

6. Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата, какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

- Пока готовятся по карточкам. Мы посмотрим на экран.

- Составьте мне диалоги по опорным схемам:

1. -……….

    -Спасибо! Обязательно прочитаю….

2. -……….

   - С удовольствием!

3. -…….

    - Сегодня, к сожалению, не могу….

4. -……….

   - Извините, я была не права….

5. -...............

    - Я очень рада за вас, желаю удачи.

- Мы умеем ставить маленькие спектакли и вот одни из них. Наши актёры готовы, посмотрим, как они справились с заданием. (Разыгрываются ситуации)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- Представьте вы пришли на день рождения, дверь открыла именинница в красивом наряде, она сегодня особенно неотразима,  что вы скажете?

- Что вы подарили девочке на день рождения? (комплимен

-Дорогие друзья! Мы оказались на «станции Комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, а всегда царят любовь и добро.

- А что такое комплимент? (Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, содержащие похвалу, одобрение).

- Давайте говорить друг другу комплименты! Вы сегодня прекрасно выглядите! (произносят красивые слова).

 З.-Я таких комплиментов и не слыхала в своём лесу. Вот бы мне получить хоть один комплимент. Я не была бы такой вредной.

- Ребята, сделайте комплимент Злюше. (Делают комплименты)

З.- Спасибо, милые друзья. Я поняла, что добрые слова творят чудеса!

 - Добрые слова железные ворота открывают. Ребята, я убедилась, что вы вежливые и добрые, а так же умеете пользоваться волшебными словами. Мы с вами прощаемся! До новых встреч!

Учитель.- До новых встреч!

 -  «Музыкальная пауза».  О доброте не    только говорят, но и слагают стихи, песни. Давайте не только говорить, но и петь. У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.

(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

Подведение итогов.

- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить мир, в котором мы живём. Нужно жить в согласии с собой и с другими.

Много слов на земле. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту…

- Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбли для средних и старших классов ДШИ и ДМШ - "Ясный день"

Данный репертуарный сборник адресован учащимся средних и старших классов ДШИ и ДМШ, а т. же  любителям ансамблевого музицирования.Этот сборник состоит из 2 частей:В I  части собраны самые по...

Классный час "Доброе слово - что ясный день"

Методическая разработка классного часа о доброте. Мероприятие способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, знаний о нормах воспитанности. Учит корректному обращению друг с другом. Разрабо...

ЧАС ОБЩЕНИЯ «ДОБРОЕ СЛОВО, ЧТО ЯСНЫЙ ДЕНЬ»

Эпиграфом к теме нашего часа общения я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово». Но прежде чем начать час общения, я хотела бы спросить у вас: как в...

"Доброе слов - что ясный день ". Методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся  с ОВЗ

Научиться различать добро и зло... Познать то, что греет нас, делает добрее, милосерднее. Что теплее: солнце или хмурое небо? И в этом может помочь народная мудрость, хранящаяся в русских народных ска...

Воспитательное занятие на тему: "Доброе слово, что ясный день"

Способствовать воспитанию культуры поведения через введение в активную речь «волшебных слов»; способствовать формированию умения различать добро и зло; создать условия для развития анализа и синтеза п...

АМО ЯСНЫЙ ДЕНЬ (выявление опасений, ожиданий)

Активный метод обучения позволит в начале урока настроить учеников на работу, а в конце урока легко подвести результаты....