Рабочая программа для краткосрочного курса для 5-6 классов "Картина для мамы".(вышивка в смешанной технике: нитки + бисер).
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 80»
Согласовано Утверждаю
Протокол методсовета № Директор С.В.Лукоянова
От мая 2015 года Приказ № от 2015 года
Рабочая программа краткосрочного курса для 5 – 6 классов
на 2015 – 2016 учебный год
«Картина для мамы»
(вышивка в смешанной технике: нитки + бисер)
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №80» Миклина Е.П.
г. Пермь
1. Пояснительная записка.
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка…
Тамара Габбе
Основная идея программы - развить у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству. Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности.
Цель программы:
- раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с различными видами декоративно- прикладного творчества
(вышивка крестом, бисером);
- научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами;
- формировать у детей художественный вкус, приучить их к общечеловеческим ценностям, воспитать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа;
- развить творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение;
- воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;
- формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Возраст обучающихся 12-14 лет.
Оптимальное количество детей в учебной группе 8-10 человек, так как при большем количестве обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них, так как воспитанники в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и приспособлениями.
Программа рассчитана на 8 часов обучения
Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом и бисером помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Учащиеся 5,6 классов, продолжат знакомство с видами счетных швов, повторят ранее изученные швы. Выполнят образцы этих швов. В работе будут использовать нити мулине и бисер.
Занятия будут проводиться один раз в неделю по одному часу. Итоговой работой будет творческий отчет
Программа способствует
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
2. Содержание программы
Технология вышивки крестом
Техника вышивания крестом состоит в следующем. Рабочую нитку закрепляют с лицевой стороны в левом нижнем углу стежками под крестик, откуда и начинают вышивку. Затем делают косой стежок слева направо вверх, вкалывают иголку в противоположный угол квадратика и по изнанке выводят на лицевую сторону в левый верхний угол квадратика. Снова делают косой стежок сверху вниз в правый нижний угол квадратика. Таким образом, от пересечения двух косых стежков получается крест.
Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем все вторые (верхние).
Вертикальный ряд крестиков выполнять так, что на изнаночной стороне получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. Стараться, чтобы все верхние стежки имели одно направление. Чтобы изнаночная сторона работы имела опрятный вид, нужно делалать незаметные узелки. Нить закрепить мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой.
Технология вышивки бисером.
Традиция расшивать одежду, предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.
Яркие, многоцветные изделия из бисера и стекляруса получили в России чрезвычайно широкое распространение.
Основой для вышивки бисером служат разные ткани: лен, шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно.
Нитки следует брать прочные, в тон ткани изделия. Вид ниток зависит от материала, по которому выполняют вышивку.
Бисер очень различается по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразны и способы окраски бисера: он может быть прозрачным или цветным, матовым или блестящим, покрашенным целиком или только изнутри. Особенно интересен бисер металлического цвета и бисер с эффектом «бензинового пятна на воде».
Для вышивки подходит мелкий бисер № 10 или № 11, а также еще более мелкий монастырский бисер – для вышивки по контуру рисунка.
Наряду с бисером в работе можно использовать бусины – объемные и граненые, граненый и витой стеклярус – трубочки длиной от 3 до 7 мм, а также рубленый стеклярус, так называемая рубка, «рис» – вытянутые, округлые бусинки.
Для вышивки в технике «шитье по счету» нужна канва – специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей.
Кроме бисера, канвы и ткани – основы будущего изделия – для вышивания бисером вам понадобятся:
– подрамник – для вышивки методом «шитье по счету»;
– иглы для бисера № 11, 12, 13– маленькие острые ножницы.
На всякий случай напомню, что техника безопасности – это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья при выполнении каких-либо работ.
Так как при выполнении вышивки мы применяем ряд приспособлений, которые могут оказаться, при неаккуратном пользовании, травмирующими, необходимо знать некоторые «правила поведения» при работе. Выполняя элементарные правила, написанные ниже, вы убережете себя и своих близких от нежелательных последствий вашего любимого занятия. Как говориться, кто предупрежден – тот вооружен.
Техника безопасности при вышивке, основные положения:
1) Вымыть руки. Что может быть проще, но не стоит этим правилом пренебрегать. Так вы не испачкаете изделие и материалы.
2) Не трогать изделие влажными руками. Капли жидкости могут нарушить структуру ткани, или же дать нежелательное окрашивание светлых нитей более яркими цветами.
3) Не откусывать нитку зубами. Да, не забывайте пользоваться ножницами, так вы не наделаете затяжек в работе.
4) Делать перерывы. Если не делать перерывы в работе – никакой пользы не получите, а можете, в лучшем случае получить головную боль, усталость, раздражительность.
5) Не вкалывать иголку в одежду. Лучше ее вкалывать в игольницу.
6) Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки. Даже если вы ее забыли вколоть в игольницу, а оставили на рабочем месте – вы ее сможете без особого труда найти. Если вы еще сами не знаете, то поверьте наслово – не самое приятное занятие напороться на иглу.
7) Передавать ножницы кольцами вперед. И ножницы при этом должны быть сомкнуты.
8) Следить за движением и положением ножниц. При неаккуратном обращении с ножницами можно или самой травмироваться или отрезать нечаянно нужную часть изделия.
9) Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение. В темное время суток обязательно используйте настольную лампу.
Теперь я все знаю! Буду внимательна – и получу только удовольствие от любимого занятия!
Учебно - тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Правила по т/б. | 1 |
2 3 | Запяливание ткани. Закрепление нити на ткани для вышивки. Расчет ткани для вышивки. Подбор материала для проекта «Подарок маме» | 1 |
4 | Практическое занятие. Работа над проектом «Картина для мамы»:
| 5 |
5 |
Организация выставки работ | 1 |
8 часов |
3. Результаты изучения курса и критерии их оценивания.
УУД.
Познавательные:
- Развиваем умения извлекать информацию из схем
- Развивать умения работать с тканью, пяльцами, нитями, бисером
- Развивать умения закрепления нитей.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Правильно подобрать рисунок для вышивки.
- Развивать умения оформлять вышивку в рамку.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Выполнять работу качественно.
Регулятивные:
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Прогнозируемые результаты
Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности. В течение учебного года учащиеся кружка должны выполнить три проекта: «Подарок маме», свободной тематики и вышить картину по самостоятельно созданной схеме.
Оценка на зачете проводится по следующим параметрам:
“ Отлично”- такая оценка ставится, когда выполнены следующие требования:
1.самостоятельно выполнена работа
2.композиция выполнена в соответствии с выбранной техникой
3.умение пользоваться инструментами и приспособлениями
4.самостоятельное изготовление работы
5.удачное использование цвета, оригинальность, новизна.
“Хорошо”- такая оценка ставиться, когда выполнены следующие требования:
1.работа выполнена при некотором участии педагога
2.имеются ошибки по одному из условий отличной работы.
“Удовлетворительно”- выполнение работы вместе с педагогом и ошибки по условиям отличной работы.
Персональные выставки, участие в городских конкурсах также являются формами выполнения результатов.
4 Учебно – дидактическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.
Приступая к вышиванию, необходимо иметь несложные, но удобные в работе инструменты и приспособления:
- пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани;
- набор игл, разных по длине и толщине, с удлинённым ушком для вышивания (игла должна быть немного толще рабочей нитки, чтобы отверстие прокола свободно пропускало её);
- наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и четкие проколы ткани иглой (подобрать его по размеру пальца правой руки так, чтобы не соскальзывал, но и не сдавливал палец);
- ножницы маленькие с закругленными концами (для отрезания рабочей нитки от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами (для обработки края изделия и разрезания мотков ниток);
- карандаши - твердый и мягкий - для перевода и подрисовки узора.
Нитки мулине – они самые практичные, яркие, при стирке не меняют цвет.
Канва для вышивки крестом АИДА.
Бисер – цветовая гамма ( соответствие рисунку).
Наглядные пособия: схемы, готовые вышивки, журналы, образцы швов, буклеты.
Используемая литература:
Е. Калинина «Вышивка». «Лабиринт пресс» 2002
Буклеты «Вышивка крестом» Москва, «Мир книги» 2004
Учебник технология для 5 класса. «Вентана Граф» 2004
Е. Гончарова «Рукоделие» «Вече» 2000
Е.В. Высоцкая «Подарки своими руками» Минск. «Харвест» 2003
В.Н. Куликова «Вышиваем бисером» 2006 г.
С. Лорт, К. Гуглиельмацци. «Энциклопедия вышивания крестом». М.;- «Мир книги» 2006 г.
Д.К. Ди Фидио, В. С. Беллини «Шелковые ленточки». М.;- «Контэнт» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа по учебному курсу "Художественная вышивка"
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений — художественной обработки м...
Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Пример...
рабочая программа для 1 курса СПО по профессии техник-технолог технология машиностроения
рабочая программа для 1 курса СПО по профессии техник-технолог технология машиностроения...
Рабочая программа по элективному курсу «Чертёж - международный язык техники» 8 класс
В программу элективного курса, соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень гр...
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Методическая разработка на тему: "Вышивка в смешанной технике. Презентация "Вышивка зимнего пейзажа"
Представлена презентация с подробным описанием вышивки в смешанной технике, может быть использована на уроках художественного труда и в работе кружков....