Классный час на тему "Право и мораль"
классный час (9 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Воспитание правовой грамотности старшеклассников, гражданской позиции личности подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_i_moral.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Право и мораль»

(с учащимися     9 «А»      класса)

Цель:

  • воспитание правовой грамотности старшеклассников, гражданской позиции личности подростка.

Ход классного часа

Ситуация 1. Что такое мораль?

Это сложное и неоднозначное понятие. И все-таки ученые сошлись в том, что мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы поведения человека, правила нравственности, которые сложились в результате размышления людей о жизни, поступках, взаимоотношениях друг с другом. Само слово «мораль» образовалось от латинского слова нрав, обычай. Всем известны основные правила нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе; почитай старших; не убивай и не воруй; не лги и не завидуй; не посягай на чужое. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира — у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних буддийских, индийских, китайских верованиях.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашептывает человеку, как ему поступить, и имеет убедительные доводы и аргументы. Кого из них послушает человек? Это личный выбор каждого. Добро и зло всегда рядом, часто сложно отличить одно от другого. Принимая решение или давая оценку чему-либо, мы обращаемся к понятиям добра и зла.

Практически ежедневно мы стоим перед выбором — протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, ответить на которые однозначно нельзя.

Моральный выбор порой бывает очень мучительным, часто не бесспорным. Два фактора влияют на этот выбор: общественное мнение и личные убеждения. Человек живет в обществе, поэтому ему небезразлично, что о нем думают окружающие. Общественное мнение оказывает влияние на поступки человека, но надо помнить, что мнение большинства нередко бывает ошибочным. Поэтому, принимая решение, человек, прежде всего, опирается на свои внутренние убеждения, на свое личное понимание долга, справедливости. Эти внутренние убеждения, иначе говоря, совесть, контролируют нас. Это самый строгий контролер, от нее нельзя скрыться, и в первую очередь мы отвечаем перед ней.

Задание. Ответьте кратко на вопрос: «Что такое мораль?».

Ситуация 2. Есть ли отличия в нормах права и морали?

Мораль — это неписаные правила, которые обычно сформулированы в абстрактной форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, распространяющийся на все человечество в целом.

Нормы права, в отличие от норм морали, всегда записываются, закрепляются и существуют только в письменной форме. Нормы права всегда конкретны, они содержат четкие формулировки и определяют обязательное правило поведения. Возьмем для примера такое событие в жизни человека, как вступление в брак. Понятно, что решающую роль здесь играют моральный выбор, симпатии, привязанности, общие интересы будущих супругов. При выборе партнера нет четких правил или норм, в каждом конкретном случае все индивидуально. Однако порядок заключения брака четко определен нормами права, в частности указан возраст, с которого можно вступать в брак, перечислены условия, при которых вступление в брак возможно, а при каких — недопустимо. Все эти правила или нормы записаны на бумаге, а точнее, в законе, который называется Семейный кодекс.

Выполнение этих правил-норм обязательно. Несоблюдение их человеком или нарушение чревато для него правовыми последствиями. В рассмотренном случае это признание брака недействительным. А вот за нарушение иных норм права может наступить очень серьезная ответственность, например уголовная. Правда, при этом нормы права не могут обязать человека соблюдать моральные принципы, например, быть верным и порядочным. Зависть и злоба, эгоизм и жадность не попадают в поле действия права. Это моральные понятия.

Задание. Объясните кратко отличия норм морали от норм права.

Ситуация 3. Есть ли противоречия между правом и моралью?

Задание: По вашему мнению:

Право зарождается:

—  в среде бизнесменов;

—  в группе лиц;

—  в самом обществе;

—  в среде политиков;

—  в органах власти.

Право должно отражать интересы:

—  только группы лиц;

—  правительства;

—  представителей власти;

—  всего населения страны.

Право обязательно:

— только для граждан;

—  только для государства;

—  только для предприятий и организаций;

—  для граждан, организаций, государства.

Мораль — это:

—  норма общественного бытия;

—  уловка для жуликов;

—  правовая норма бытия;

—  совокупность обычаев и права.

Выберите для себя наиболее приемлемые варианты ответов и обоснуйте свой выбор.

(Варианты ответов учеников).

Бывают ситуации, при которых право и мораль вступают в противоречие.

Так, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. содержал статью, согласно которой человек нес ответственность за недонесение о преступлении. Речь шла о недонесении, об известных готовящихся или уже совершенных преступлениях, перечень которых был указан в этой статье. Человека ожидало суровое наказание: его могли лишить свободы или наказать исправительными работами. Исключение было сделано только для священников, и то лишь в случае, если подобная информация стала известна из исповеди человека. Тайна исповеди все-таки сохранялась. Не подлежали уголовной ответственности за недонесение также супруги, близкие родственники лица, совершившего преступление. Все остальные лица подлежали уголовному наказанию.

С точки зрения морали донос трудно признать нравственным поступком, тем более, если он сделан не по собственной воле человека, а под угрозой применения к нему мер уголовного принуждения. Скорее всего, это вопрос нравственного выбора, который каждый из нас решает по-своему, и правовое регулирование здесь вряд ли уместно.

Вопросы морали — это философские вопросы, которые требуют постоянного размышления. Они не имеют бесспорных решений, это вечные вопросы. Кстати, новый Уголовный кодекс РФ, который действуете 1997 г., уже не содержит такой статьи. Более того, эта норма закреплена и в Конституции нашей страны, где сказано: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Мораль не только осуждает поступки человека, но и вмешивается в мир его Чувств. Мысли и чувства человека должны быть чисты. Право, в отличие от морали, регулирует только действия человека, оно не вторгается ни в его желания, ни в мысли, ни в чувства.

И мораль, и право регулируют жизнь человека, но способы регулирования различны. Нормы права опираются на разные принудительные меры со стороны государства, которые реализуются через суды, тюрьмы, милицию, законы и т. д. Мораль не пользуется услугами учреждений и организаций, парламента и официальных лиц, она воздействует через общественное мнение, мнение окружающих людей, через нашу совесть.

Кроме этого в каждой стране есть единая система права, действующая на всей территории государства. Моральные принципы не имеют такой системы, более того, они могут различаться в разных социальных группах, в разных местностях, у людей разных возрастов.

Таковы основные различия права и морали. Несмотря на них, эти две группы социальных норм трудно представить друг без друга, и в этом — как сила морали, так и мощь права.

Ситуация 4. Наказание несовершеннолетних —

это правовая или моральная норма?

Рассмотрим ситуацию о наказании несовершеннолетних. Что при этом преобладает — моральная или правовая норма?

16 декабря 2003 г. вступили в силу Федеральные законы № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Эти законы внесли существенные изменения в действующее законодательство.

Особое беспокойство мирового сообщества вызывают несовершеннолетние, лишенные свободы. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), ссылаясь на Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), утверждают, что «заключение несовершеннолетнего в исправительное учреждение должно всегда применяться в качестве крайней меры и в течение минимально необходимого периода времени» (п. 1.), «оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения» (п. 1.2).

Реализуя принцип гуманизма, а также принцип дифференциации и индивидуализации, усовершенствованное российское уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разделение по возрастам несовершеннолетних преступников, выделяя две возрастные группы. Для несовершеннолетних, возраст которых достиг 14— 15 лет, максимальные сроки лишения свободы будут составлять шесть лет, а для более старших (16—17 лет) — десять лет лишения свободы, независимо от максимальной санкции, которая определена Особенной частью УК РФ. Безусловно, такое решение гуманно, учитывая крайнюю уязвимость несовершеннолетних, лишенных свободы.

Сегодня очевидно, что лишение несовершеннолетнего свободы должно рассматриваться как крайняя, вынужденная, совершенно необходимая мера наказания в целях исправления самой личности и для безопасности общества. Этот гуманный и мудрый вывод закреплен в измененных положениях главы 14 УК РФ: за впервые совершенное подростком 14—15 лет преступление небольшой и средней тяжести, а несовершеннолетним 16— 17 лет — преступление небольшой тяжести — наказание в виде лишения свободы применяться не будет.

Педагоги, психологи, юристы справедливо полагают, что впервые оступившийся молодой человек должен извлечь уроки благодаря специальной, индивидуальной психолого-педагогической работе с ним. Вместе с тем для выполнения этого решения необходимо дополнительно подготовить специалистов, организовать центры, консультации или иные учреждения и организации, целью которых и была бы помощь несовершеннолетним по различным проблемам. Им необходимо разобраться в сложившейся ситуации, наладить человеческие отношения с кем-либо, ре-" Шить вопросы с продолжением образования, найти работу, временное жилье и, наконец, построить планы будущей жизни в рамках закона.

Задание: Подумайте над следующими вопросами и ответьте.

1. Так чего же больше в приведенном выше примере (изменения УК в отношении наказания несовершеннолетних) — морально-этических или правовых норм?

2.  Что общего и в чем различие между нормами права и морали?

3.  Всегда ли нормы права моральны?

4. Можно ли привлечь к уголовной ответственности за несоблюдение моральных норм?

Мини-итоги. Классный руководитель обобщает рассуждения учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Мораль и аморальные поступки

Классный час раскрывает понятие "морали" на примере библейских заповедей и биологической сущности животных и человека....

Классный час "Мораль и закон"

Цель:  Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.Задачи:Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.Формиров...

Презентация классного часа:"Мораль и закон"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Презентация "Мораль и закон" (Для классного часа "Мы - россияне")

Презентация для проведения классного часа...

Классный час на тему "Мораль и нравственность"

Задачи:1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.3)Развивать потр...

Классный час в 8 классе на тему: "Мораль и закон"

Методика проведения открытого классного часа...

Открытый классный час в 8 классе на тему "Мораль и закон"

Здесь подробно расписана методика проведения классного часа....