Классный час "Мораль и закон"
классный час (9 класс) по теме
Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
- Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
- Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Предварительная работа:
Изучение статей административного и уголовного кодекса.
Сочинение- размышление «Моё отношение к десяти заповедям».
Подготовка к инсценировке игры.
Создание « Азбуки нравственности» для младших школьников.
Эпиграф
Истинный показатель цивилизации-
Не уровень богатства и образования,
Не величина городов, не обилие урожаев,
А облик человека, воспитанного страной.
Р.Эмерсон
Есть две морали: одна пассивная, запрещающая
делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
Д.Льюи
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
Н.Некрасов
Ход классного часа
- Обсуждение притчи
(Ведущий рассказывает притчу)
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение- светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звёзды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: « Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой»
Вопросы для обсуждения:
- Прав ли был мудрец?
- Нужны ли людям законы?
- Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит7
- Почему человек преступает закон?
- Что значит слово «заповедь»?
- Какие заповеди вы знаете?
- Чем заповеди отличаются от законов?
- Обсуждение сочинений- размышлений
Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье?
Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.
- Работа в группах
“Моральное” лото.
Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.
Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:
5 | 13 | 17 | 19 | 3 |
14 | 6 | 1 | 11 | 9 |
18 | 20 | 7 | 2 | 12 |
4 | 16 | 10 | 8 | 15 |
Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Выдержанность- умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
Верность- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.
Гордость- это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость- качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
Доверие- это отношение к человеку или группе людей, основанное на убеждённости в их правоте.
Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.
Искренность- качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.
Любовь- чувство глубокой привязанности к кому- либо или чему- либо.
Нравственная культура- показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
Милосердие- принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
Правдивость- это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
Скромность- это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
- Сейчас давайте разберемся по каким нормам живет человек в обществе.
Есть две нормы жизни: мораль и право.
Рассмотрим их отличия.
мораль | право | |
определение | Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. | В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения. |
источник | Эти нормы нигде не записаны. | Конституция, законы. |
кто придумал | Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя. | Государство |
ответственность | За их нарушение наступаетморальная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен. | Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность. |
- Ребята получат конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.
Слова для работы в группах:
Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.
Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.
Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.
Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.
Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.
- Самооценка нравственных качеств
Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:
Ловить рыбу | |
Угрожать расправой | Бить стекла |
Завидовать | Лгать |
Не дружить со слабыми | Разводить костры |
Не платить налоги | Брать чужие вещи |
Ломать деревья |
Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности
(которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.
- Инсценировка и обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один
из друзей заметил, что у девушки, которая идёт впереди, из заднего кармана торчит кошелёк, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.
Ситуация 2. Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь была приоткрыта. Мальчики предложили прокатиться, а потом поставить её на место.
Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:
- Бывают ли такие ситуации в реальной жизни7
- Чем могут закончиться подобные ситуации?
- Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?
- Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.
- Заключительная часть.
бюджетное учреждение
среднего профессионального образования ХМАО ЮГРЫ
колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей севера»
Классный час «Мораль и закон»
Подготовила и провела:
Телегина Л.Ю.
Ханты-Мансийск
2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"
Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....

Классный час. Лекция «Законы о семье в РФ».
Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья.Знакомство детей с Законами о семье в РФ....

Классный час "Основной закон нашей Родины - 20 лет конституции"
12 декабря в России отмечается День Конституции, которой в 2013 году исполнится 20-летие. Уроки данной направленности призваны способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основно...

Классный час "По законам справедливости". Антикоррупция
Антикоррупционный классный час "По законам справедливости" для 6 класса...

Классный час. Закон обо мне, мне о законе.
Презентация, разработка урока к классному часу "Закон обо мне, мне о законе" для 8 класса....