Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"
статья по теме
Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом примере увидеть применение описанного метода. Это готовый материал для выступления с докладом на методическом объединении различного уровня.
текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом примере увидеть применение описанного метода. Это готовый материал для выступления с докладом на методическом объединении различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация: текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом примере увидеть применение описанного метода. Это готовый материал для выступления с докладом на методическом объединении различного уровня.
Метод проектов во внеурочной деятельности
Актуальность проекта
Выпускнику средней школы жизнь предъявляет такие требования, которые заставляют его искать свое место в жизни, конкурируя не только со сверстниками, но и со всем обществом в целом.
- Необходимо обладать достаточным интеллектуальным, нравственным, культурологическим багажом.
- Требуется социально-психологическая подготовка.
- Нужны достаточные навыки для самостоятельного поиска, обработки, анализа, хранения и использования потока информации.
- Необходима способность к самовоспитанию, самоизменению для интеграции в современном обществе.
Педагогическое общество, добиваясь максимальной компетентности ученика, в последнее время ищет новые методики и приемы. Одним из таких является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграции фактических знаний, но и на применении новых.
Цели новой образовательной области будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоении информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Таким образом, актуальность темы нашего проекта обусловлена:
- Во-первых, необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого к требованиям выпускника;
- Во-вторых, методически необходимо различать выше названный метод работы от известной работы в группах.
Целью проекта: разработка и апробация модели внедрения метода проектов в практику внеурочной деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта..
- Экспериментально проверить эффективность условий формирования навыков проектной деятельности учащихся.
- Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в практике.
Планирование деятельности по реализации проекта.
Поисковый этап.
- Поиск и анализ проблемы.
- Выбор темы проекта.
- Планирование проектной деятельности по этапам.
- Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап
- поиск оптимального решения задачи проекта.
- Исследование вариантов конструкции с учетом плана.
- Выбор способа реализации.
- Экономическая оценка.
- Культурологическая экспертиза.
- Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап.
- Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов.
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.
- Оценка качества выполнения проекта.
- Анализ результатов выполнения проектов.
- Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Ожидаемые результаты
- Развитие логического мышления и речи учащихся;
- Совершенствование всех видов речевой деятельности;
- Овладение нормами русского литературного языка;
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- Обучение самостоятельному анализу используемого материала;
- Написание сочинений литературоведческого характера;
- Учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- Учиться писать тексты – размышления на разные темы;
- Соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
- Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
Теоретическая часть
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Все, что Я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов , то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решить свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключают разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на проверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.)
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
- Обсуждение способов оформления конечных результатов;
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и особенностей учащихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца ХIX- начала ХХ столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.)
Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1912 и 1941-1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуется знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.
Список литературы
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологию-М.,1989
- Гершунский Б.С. Философия образования.-М.,1998.-428с.
- Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия.М.,1999.-600с.
- Интернет в гуманитарном образовании /Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М.1997.
- Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9-12 ноября 1999 г.). – М.,1999.
- 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. – М.,1999.-263с.
- Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры.-М., 1990.-264с.
- Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации //Информатика и образование, 1993,№4
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М., 1999/
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций /Иностранные языки в школе, 1998,№5,6
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов //Наука и школа, 1997, №4
- Полат Е.С. Педагогические технологии ХХI века //Современные проблемы образования . – Тула,1997.
- Полат Е.С.,Петров А.Е. Дистанционное обучение. Каким ему быть? //Педагогика ,1999,№7
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе,2000,№1.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе,2000,№2,3
- Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000
- Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. – М., 1998.
- Хоффман Пол Е. Тнтернет.Краткий справочникю- М.,1995. -313 с.
Как известно, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920 году в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В.Х. Кинпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Когда в 2004-2005 учебном году мною создавалось литературное объединение «Каруселька», целью его не была отработка проектной деятельности. Но в процессе работы, я поняла, что для привлечения активной деятельности учащихся, необходимо как-то заинтересовать детей.
Чем же можно заинтересовать современного компьютеризированного ученика в литературном объединении?
Ответ оказался на поверхности, нужно стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и показать, как на практике эти знания применить. Тем более что современные ученики игнорируют литературу вообще, и как предмет в частности. И это не является ни для кого секретом. А ведь обидно же! И я задалась целью: во что бы то ни стало доказать ребятам, что литература важна, что литература нужна, что литература необходима и, что знания, полученные на уроках, пригодятся в жизни.
2005 год – это год 60-летия победы в Великой Отечественной войне.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки,
молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии – ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
У многих ребят есть еще в живых родственники, которые помнят об этих событиях, являясь очевидцами. И уж тем более, нет у нас такой семьи, в которой кто-нибудь не принимал участие в военных действиях. Итак, проблема, требующая интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения определена : «Война в нашей семье. Чтобы помнили»
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов – очевидна: рассказать о том, что не написано; о своих, родных, близких людях. Да еще и выпустить газету ко Дню Победы.
У ребят загорелись глаза, так как после беседы о значимости поднятой проблемы в классе, оказалось, что те далекие годы 1941-1945 оказывается, не так уж далеки. Что есть еще люди, которые помнят о тех событиях и могут о них рассказать, каждый из ребят почувствовал себя корреспондентом, определили этапность работы:
1. Сбор материала
2. Систематизация
3. Анализ
4. Написание статьи, репортажа, интервью, эссе.
5. Защита проекта
Для выполнения данного задания ребята вооружились вдохновением и знаниями, направились на поиски информации по своим родственникам. Материал был собран за очень короткое время.
Наступил этап систематизации и анализ материала.
Я предложила ребятам стать редакторами своих работ, конечно, без моей помощи не обошлось, но, а как же иначе? Ведь на первых порах должна вестись направляющая деятельность педагога.
После того, как были написаны, отредактированы и напечатаны тексты, предстоял последний, но очень ответственный этап: защита своих проектов.
Для этого мы организовали литературную гостиную, куда были приглашены участники проектной деятельности, учителя, ученики других классов, родители.
Волнение овладело участниками, но когда пришло время защищать свою работу, волнение улетучилось, а на лицах ребят, появилось воодушевление, чувство гордости за проделанную работу и за своих родственников. Вечер прошел на славу.
Все работы ребят решено было оформить в виде газеты, посвященной 60-летиб Великой Победы.
Одно из сочинений было направлено на конкурс, организованный Коганом. И – о чудо! Сразу же 1 место и награда – поездка в Москву на Парад Победы. (см.приложение).
После этой знаменательной победы, в наше литературное объединение потянулись ребята, и наше литературное объединение завертелось, словно пестрая карусель.
Далее работа пошла более структурировано. Хорошо, что тем для творческих проектов превеликое множество. Ведь мы ходим по земле, благословенной Богом, о которой хочется писать.
Приведу пример еще одного, на мой взгляд, успешного проекта.
Тема: «Я песнь пою родному краю»
Тип проекта: творческий (здесь , как правило, нет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только развивается, подчиняясь жанру конечно результата. Однако, мы договорились, что результаты проекта будут оформлены в книгу, изданную нами благодаря совместной деятельности).
Цель проекта: научить ребят грамотно, логично и творчески излагать свои мысли.
По характеру контактов – это проект, организуемый внутри одной школы, междисциплинарный (здесь соединены как литература, так и история и даже этнография).
По характеру координации – это проект с открытой, явной координацией. Являясь координатором проекта, я выполняла свою собственную функцию: ненавязчиво направляла работу его участников, организуя в случае необходимости, отдельные этапы проекта.
Такая необходимость возникла. В процессе работы ребятам нужны были данные из школьного музея. Я организовала работу с архивными материалами, экспонатами, хранящимися в музее. Также нужна была встреча со старожилами, которая была мною организована. Ребята в процессе беседы с Мерзляковыми Н.Г. и З.И., Каримовым М.Г. узнали много интересного, что было отражено в их работах.
Легенды, услышанные из уст земляков, мы проверили: сходили к одинокой сосне, к родникам, к спилу дуба, сфотографировали исторические достопримечательности.
По количеству участников проектов у нас определилось 6 групп, две из которых парные (по два участника в группе), а четыре личностные (по одному участнику в группе). Всего 8 участников.
Я и не настаивала на объединении в большие группы, так как это проект, выполняемый во внеурочное время, небольшой затрагивающий одну важную проблему: любовь к малой Родине.
И тут уж как у Лермонтова : «… за что люблю, не знаю сам …» У каждого свое видение на эту проблему.
По продолжительности наш проект оказался долгосрочный (от начала работы до ее завершения ушло почти три месяца). Это и объяснимо: процесс оказался трудоемкий – это и исследования в разных сферах, и оформление результата в каком-либо литературном жанре, а это, пожалуй, самое трудное.
В работе над проектом ребята выбрали два пути раскрытия темы: одни решили провести исследования и узнать что-то интересное о своем крае, другие искали ответ «на поверхности» (что вижу, за то и люблю). Мною были приняты обе позиции, тем более, что результаты оказались у представителей обоих путей достойными.
Итак, тема проекта, его тип и количество участников определены.
Далее была проведена «мозговая атака»:
- Что для вас значит слово «Родина»?
- А словосочетание «малая Родина»?
- Много ли вы знаете о своей малой Родине?
- Что бы вы сейчас могли рассказать такого, чтобы заинтересовать слушателя?
- Знаете ли вы местные достопримечательности?
- Расскажите об одинокой сосне?
- Что вы знаете о парке Тимашева?
- Знаете ли вы, почему наша речка называется Алмалка?
- А село Алмала?
- Знаете ли вы о своих земляках?
- Кто такая Ирина Родионовна Шмарина?
- Почему ее портрет висит в школьном музее?
- Кто из алмалинцев был на фронтах Великой Отечественной войны?
- А кто из ваших родственников воевал? Где?
- С кого начался ваш род?
- Почему вы оказались здесь?
- Чем примечательна Алмала для вас?
- А для приезжих?
В процессе обсуждения поставленных вопросов выяснилось, что о многом ребята слышали от меня впервые. Обсуждая конкретно каждый поднятый вопрос, мы побывали мысленно в прошлом, откуда повеяло таинственной стариной.
Ребята были поражены тем, что, ежедневно видя парк Тимашева, одинокую сосну, купаясь в реке и так далее, она не задумывались: откуда это? Почему так?
- А вот представьте, ребята, что вы не знаете ничего интересного, достопримечательного о нашем селе, а потом и ваши дети ничего знать не будут, а их дети вообще, может быть, и не заинтересуются.
А вы хотите увековечить память о своем селе, своих земляках?
Тогда за работу.
Занятие первое
Ваша задача на первом этапе заключается в том, чтобы определиться, о чем вы будите писать. Решите, что вы хотели описать, составьте план работы, определите какой источник информации, вам понадобиться для более точного описания поднятой вами проблемы. На следующее занятие, вы должны иметь при себе готовый план работы над выбранной темой, чтобы я могла составить свой план действий, который будет заключаться в том, чтобы организовать деятельность свою и вашу , таким образом, который приведет к достижению поставленной задачи.
Занятие второе
Сегодня вам придется рассказать о своих идеях, о плане своей деятельности.
Ребята делятся своим ходом работы, а я составляю свой план, который заключается в следующим: организовать работу в школьном музее, сходить на экскурсию по памятным местам Алмалы, организовать встречу со старожилами села.
К следующему занятию вы должны приготовить отобранный вами материал для написания работы.
Занятие третье
Сегодня мы проведем анализ собранного материала и попробуем составить план вашей будущей работы.
Корректировка плана, черновое написание сочинения.
В процессе этой ответственной части работы вам понадобятся такие умения как:
- Анализ собранной информации;
- Отбор необходимых для написания работы фактов;
- Самостоятельно осмыслить ход предстоящей работы;
- Мысленно экспериментировать, воображать в пространстве конечный результат.
- Вы должны уметь предвидеть последовательность принимаемых решений, а так же устанавливать причинно-следственные связи;
- Отбор нужной (для определенных целей) информации из разных источников;
- Выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;
- Делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
- Генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформление результатов;
- Работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли:
- информатор, исследователь, корреспондент, писатель, стилист.
Вы должны определить жанр своего сочинения: рассказ, повесть, сказка, эссе, очерк, стихотворение, баллада, ода, зарисовка и т.д.
Затем, согласно правилам написания выбранного жанра, выполнить свою работу.
На следующее занятие , я прошу детей принести черновой вариант работы.
Вместе мы находим грубые ошибки, исправляем их. Были такие случаи, когда учащиеся, после внимательного прочтения текста, сами находили и исправляли свои оплошности.
Следующий этап: печатание текста на компьютере и подготовка к защите проекта. На этот этап ушло много времени, что связано с материально-технической базой школы.
Защита проекта проходила в виде конференции, тема которой звучала так: «Я песнь пою родному краю».
Из выступлений учащихся:
Дина Щенова: «Для меня Родина – это все, что я вижу вокруг меня, одуванчики, ромашки, лес, животные, люди, поля, небо, речка, пение птиц и поэтому я написала стих о том, что видела». (см.приложение)
Бархатов Антон: «Я люблю историю, поэтому в своем проекте я описал мое родное село с исторической точки зрения, включил туда легенды, «преданья старины глубокой» и выразил свое отношение к этому. У меня получился очерк». (см.приложение)
Бархатов Коля: «Я долго не мог придумать, о чем написать. Но однажды, проснувшись рано я вышел на улицу и просто был поражен удивительной картиной. Свои впечатления я отразил в зарисовке одного дня» . (см.приложение)
Мочалова Оксана: «Я хотела показать жизнь простых людей в непростую новогоднюю ночь, и у меня получилась сказка…»
Прошло некоторое время после защиты литературных проектов учащихся 4,5,6 классов, и анализ показал, как много нового получили мы все: и дети, и учителя, и родители.
Я была удивлена: дети в столь юном возрасте самостоятельно пришли к мысли, что Родину не выбирают, что ее нужно любить такой, какая она есть, что ею можно и нужно гордиться, что много интересного скрыто пеленой времени, и что об этом увлекательно узнать и рассказать. Более того, это самостоятельно найденные умозаключения позволяют детям целенаправленно искать доказательства найденной мысли. И нашли!
Если мы педагоги, психологи обратили внимание не на «степень правильности» выводов, а на уровень познавательных процессов, на которые «вышли» дети, то, несомненно, следует признать, что педагогическая цель – развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приемами интеллектуальной деятельности – достигнута средствами метода проектов. Следует отметить, что именно в этом – обучении приемам и навыкам интеллектуального труда – состоит цель сегодняшнего образования.
То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует показывают два примера.
Так, Дина Щенова попыталась воспеть любовь к Родине в стихах, посвященных простым «былинкам», и это у нее получилось просто блестяще.
Ее проект был отправлен на областной конкурс «Рукописная книга», откуда мы получили профессиональную рецензию и диплом 1 степени. (см.приложение)
Совершенно независимо от других участников проектной деятельности и абсолютно самостоятельно Антон Бархатов пришел к выводу, исследуя легенды придания, что его родное село – удивительное место. Идея в данном случае состояла в демонстрации удивительных возможностей коренного населения воспеть свою малую родину.
Его проект тоже получил 1 место в области.
Поражает глубина проработки вопросов истории родного края, этноса литературоведческих понятий (стихосложение, жанр, приемы работы над литературным произведением) детьми. Они осваивали, причем совершенно самостоятельно(!), шаг за шагом, вопросы, далеко превосходящие школьную программу.
Особо следует отметить возможности детей в области владения литературным языком письменной и устной речи. Метод проектов в курсе внеклассной работы в литературном объединении «Каруселька» с этим ребятами был применен впервые и с первого раза дал возможность ощутить
Обучение детей приемом самостоятельной исследовательской деятельности. Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети – докладчики, излагали на высочайшем уровне подготовленные ими вопросы. Отрадно, что полученные на предварительных занятиях навыки составления небольших структурированных сообщений по другим темам пригодились на защите проектов. В активный словарь вводились не только литературоведческие термины, которые использовались ранее: ритм, рифма, размеры стиха, эссе, очерк, сказка, рассказ, быль, баллада, былина и др., но и найденные детьми в процессе подготовки к защите – тангачи, предания, легенды, обряды и т.д..
Для понимания вопросов жизни наших предков необходимо овладеть их культурой. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой высокий результат – высокую мотивацию к изучению данного вопроса и как следствие, высокий уровень знания предмета исследования.
Проект решения любви к малой родине в условиях забытого патриотизма позволил подняться на качественно новый уровень познания природы людей, жизни родного края не только детям, традиционно называемыми в школе «сильными», но и предопределил посильное участие в решении задач проекта и «среднеуспевающих» детей, и относительно «слабых», у которых не в большей мере развиты способности к аналитическому мышлению, к исследовательской деятельности. И это – третье достижение, которое дает исследовательский проект. Захваченные всеобщим «энтузиазмом», тоже дети «вдруг» обнаружили свои скрытые возможности, поскольку высока была мотивация к решению общей проблемы. Они принимали посильное участие в раскрытии темы любви к малой родине, может быть, впервые им доверили ответственное дело – выразить свою точку зрения, без участия учителя. Подобное обязывает!
Вот и результат: желание «не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой и собственными привычками.
Хочется отметить, что школа у нас небольшая – всего – 66 учащихся. Поэтому одни и те же ученики участвуют в разных мероприятиях, и нагрузка на них ложиться колоссальная! И очень трудно вовлечь ребят в подобного рода деятельность. И надо сказать, что их активность на этом этапе просто поразительная. Всем хочется, высказаться и всем есть что сказать! Конференция не ограничилась докладами участников. Пожалуй, наиболее интересная часть защиты проекта – дискуссии, когда ребята задают докладчика вопросы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы.
Например:
- Дина, тема нашей конференции «Я песнь пою родному краю», так, причем же здесь стихи об одуванчике, коровке?
- Из всего этого и складывается Родина. Нигде в мире нет больше такого, нашего, родного одуванчика! И коровы такой тоже нет. А вы попробуйте провести ассоциацию со словом Родина, что у нас получится? И я уверена, что у некоторых это будет луг, поляна перед домом, а на ней что? Правильно, одуванчики.
Единственное ограничение – время, которого всегда не хватает, чтобы дать возможность высказаться каждому в полной мере. Как сказали гости, приглашенные на защиту проекта, это был настоящий праздник души.
Ребята показывают, что они способны увлекаться не только компьютерными играми, но и собственная литературоведческая исследовательско-краеведческая деятельность может быть для них не менее увлекательна, если она грамотно организована.
Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего села, семьи, страны, человечества и приходят к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).
Многие проекты заслуживают того, чтобы их знало большее количество людей. Поэтому лучшие из работ мы, по согласованию с автором, направляем на различные конкурсы литературоведческого характера. Победы, завоеванные там, еще более окрыляют ребят и стимулируют на дальнейшую работу.
А чтобы остальным участникам проектной деятельности не было обидно, что их работы не отмечены на столь высоком уровне, мы решили все сочинения собрать в сборник произведений учащихся нашей школы, и издать его совместными усилиями с помощью современных ИКТ. Ведь главное в проектной деятельности – это продукт, а чем сборник творений учащихся не продукт? Кому будет неприятно иметь у себя книгу, в которой есть твоя работа, подписанная твоей фамилией?
Список членов литературного объединения постоянно пополняется. И это не случайно, потому что в своей работе я использую разработанный мною метод «Алых парусов». Суть которого заключается в следующем: каждому новому ученику, который приходит к нам в объединение и сомневается, туда ли она попал? Я говорю: «Представь себе парусник с алыми парусами». Такого не бывает», - часто я слышу в ответ (молодежь ведь сегодня практически не читающая). Я доказываю, что бывает, а это означает, что если очень хочется, то обязательно получится. На многих этот довод действует положительно, и они остаются. Начинают творить. Что-то получается, а что-то нет. Но мы работаем, и кто знает, может быть, среди них будущие писатели? А даже если и нет, то самостоятельная исследовательская работа будет только на пользу каждому учащемуся, особенно в наше время, когда на смену духовности пришли компьютерные монстры, которых почти невозможно истребить. И если хотя бы толика духовности останется в сердце ребенка, если он отвлечется от «стрелялок», и пойдет в музей, библиотеку, к людям, у которых можно многое узнать, мы будем считать свою задачу выполненной.
Результаты замеров
Критерии оценки
- Постановка проблемы на сегодняшний день.
- Самостоятельность в сборе и анализе материала.
- Умение создавать тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи.
- Умение соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные)
- Умение сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
- Умение защищать выбранный проект.
2 балла ставится, если названный критерий выполняется полностью
1 балл – если названный критерий выполняется частично
0 баллов – если названный критерий отсутствует
Планирование деятельности по реализации проекта
Поисковый этап.
- Поиск и анализ проблемы.
- Выбор темы проекта.
- Планирование проектной деятельности по этапам.
- Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап
- Поиск оптимального решения задачи проекта.
- исследование вариантов конструкции с учетом плана.
- выбор способа реализации.
- экономическая оценка.
- культурологическая экспертиза.
- Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап
- Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов.
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап
- Оценка качества выполнения проекта.
- Анализ результатов выполнения проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Результаты замеров
Критерии оценки.
- Постановка проблемы, актуальной на сегодняшний день.
- Умение анализировать и синтезировать исходный материал.
- Самостоятельность в сборе и анализе материала.
- Умение создавать тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи.
- Умение соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные)
- умение сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
- Умение защитить выбранные проекты.
Система оценивания
Высокий уровень – 2 балла
Средний уровень – 1 балл
Низкий уровень – 0 баллов
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», село Алмала, Тюльганский район, Оренбургская область
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.
Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...
Эколого-образовательные проекты во внеурочной деятельности как фактор социализации подростков
В статье отражен опыт работы по организации эколого-образовательных проектов, как фактора успешной социализации подростков....
Применение метода проектов во внеурочной деятельности
Метод проектов...
Использование технологии проектов во внеурочной деятельности
Презентация выступления на конференции по инновационным технологиям "Из опыта работы"...
Проект организации внеурочной деятельности "Школа выживания"
На территории страны проживает около 23 млн. детей, из них:93 тыс. – стали жертвами преступлений,1292 – убиты, 944 – погибли в ДТП,728 – совершили суицидСохранить жизнь человека;научить детей вы...