Программа по организации работы с одарёнными детьми.
рабочая программа на тему

Программа по работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_organizatsii_raboty_s_odarennymi_detmi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа по организации работы с одаренными детьми

                 учителя русского языка и литературы

                     МКОУ "СОШ № 14" ИМР СК

                                        Размашкиной Н.В.

                                      Пояснительная записка.

На протяжении нескольких десятилетий в учебно-воспитательных планах российских школ ведущее место занимали нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. И только в последние годы умственное развитие и воспитание школьников стало приобретать особую актуальность. В нашей стране появилась острая необходимость в поддержке и развитии наиболее способных и одаренных детей. Ведь именно такие дети являются интеллектуальным богатством страны.

           Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами, как энтузиазм и настойчивость, оригинальность (независимость мышления, воображения, интуиция, одаренность), интеллект, контакт с людьми. Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости»,  - писал В.А. Сухомлинский.

            В настоящее время остро встает проблема, поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

 «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо

благоприятные внутренние предпосылки развития. Данная программа предполагает выявить и развивать одаренных детей, должна стать одним из направлений моей работы.

Пояснительная записка.

 Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели МКОУ «СОШ №14». При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку Федеральной Программы «Дети России». Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа  охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.  Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми, развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А также выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность.

К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:  - овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;  - психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;  - зрелость педагогического самосознания.  Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:  - единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся, преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях; - изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем . Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.

Введение. Актуальность проблемы.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  •  имеют доминирующую активную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Условно можно выделить следующие категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Цели.

  • создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства; - обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
  • Воспитательная цель : воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. 
  •  Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.  Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.   Классификация учащихся по видам одаренности:

- общая интеллектуальная одаренность;

- творческая одаренность;

 - спортивная одаренность.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися: 1) Научить самостоятельно думать. 2) Научить ребенка быть счастливым, ведь только счастливые люди не ждут чудес, а делают их сами. 3) Формировать личность, способную строить достойную жизнь. 4) В работе с одаренными детьми применять личностно-ориентированный подход, который каждому ребенку откроет дорогу к себе. 5) Уроки литературы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема и нравственного прозрения. 6) Каждое мероприятие должно быть мощным толчком к духовному пробуждению личности.

Создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей.

Задачи:

Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Создать условия для самореализации одарённых детей.

Внедрять новые технологии в работе с одарёнными учащимися.

Сроки реализации :2011-2015 уч. год.

 Ожидаемые результаты:

формирование системы работы с одаренными учащимися;

  ежегодное участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, в научно-практических конференциях, предметных неделях различного уровня;

обеспечение преемственности в работе;

повышение квалификации педагога;

совершенствование материально-технической базы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские;

групповые занятия с разновозрастными учащимися;

факультативы;

занятия исследовательской и проектной деятельностью;

научно-практические конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

конкурсы;

предметные недели (декады);

работа по индивидуальным планам. 

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Повышение уровня индивидуальных достижений детей, к которым у них есть способности.

Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми

Виды

 работ

Работа

на уроке

Внеурочная

деятельность

Работа

с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуаль-ных занятиях.

Через индивидуаль-ные беседы, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандарт-ных дифференцированных заданий.

Олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, игры

Совместное выполнение творческих заданий, тесты

и мини- анкеты, проигрывание ситуаций на родительских собраниях.

План реализации программы

Этап

Мероприятия программы

2001-2012

 учебный год

Изучение нормативно-правовой базы.

Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися.

Участие в олимпиадах, конкурсах, в научно-практических конференциях, предметных неделях различного уровня.

Описание системы работы с одаренными учащимися.

Разработка Программы «Путь к успеху».

2012-2013

учебный год

Анализ итогов реализации программы.

Диагностика склонностей учащихся.

Выступление на педагогическом совете и на МО учителей   русского языка и литературы «Из опыта работы по организации  исследовательской деятельности учащихся» (по плану школы и МО).

Внесение корректив в программу (по необходимости).

Участие в олимпиадах, конкурсах, в научно-практических конференциях, предметных неделях различного уровня.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2014-2015

уч. год

Анализ итогов реализации программы.

Диагностика склонностей учащихся.

Участие в олимпиадах, конкурсах, в научно-практических конференциях, предметных неделях различного уровня.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

Разработка методических рекомендаций.

Внесение корректив  в программу (по необходимости).

 

 Ресурсная база реализации программы

1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми:

основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;

Устав МКОУ «СОШ № 14".  

2) Мотивационное обеспечение:

1.Мотивационная готовность родителей (беседа).

2.Система поощрительных мер для одаренных и способных учащихся:

постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и учениками;

способствовать развитию творческого потенциала учащихся, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;

стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности;

материально поощрять учащихся.

3) Научно-методическое обеспечение

Направление

деятельности

Содержание

Информационное

1. Нормативно-правовое обеспечение:

Положения:

О проведении школьного тура предметных олимпиад.

О проведении предметной недели.

О конференции.

О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

3. Издание материалов, оформление презентаций, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое

1. Сотрудничество объединений по работы с одаренными и способными детьми.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

4. Мониторинг работы.

Элементы педагогических технологий

1. Формирование внутренней мотивации.

2. Предоставление выбора, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития.

3. Рефлексия.

4. Соблюдение принципов – «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.

5. Интегративный подход.

6. Различные формы интерактивного обучения.

7. Проектная деятельность.

8. Личностно-ориентированное обучение.

9. Нестандартные уроки и мультимедийные уроки, уроки-презентации.

4) Информационное обеспечение:

создание банка данных «Путь к успеху»;

информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;

публикации в СМИ;

издание материалов.

5) Материально-технические условия:

ТСО – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, персональный компьютер, учебные фильмы;

Интернет;

наглядность: книги (энциклопедии, справочники и др.), картины, иллюстрации;

финансовая поддержка (по возможности – спонсорство, родительский взнос);

мультимедийные средства обучения.

     Список используемой литературы

     1. И.А. Малахова Развитие личности (способность к творчеству, одаренность, талант).

2. Е.Г. Тарасова. Целительные силы искусства.

3. Н.С. Лейтес. Детская одаренность.

4. Н.Ю. Синягина. Развитие одаренности: пути построения учебно-воспитательного процесса.

5. А.И. Савенков. Прогнозирование выдающихся достижений.

6. Д.Б. Богоявленская. Природа детской одаренности.

  1. С.А. Леднева. Идентификация детской одаренности педагогами.
  2. Ресурсы Интернета.

         

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми

Выступление на педсовете "Роль классного руководителя в организации работы с одарёнными детьми"...

Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».

Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...