Приключения Тома Сойера
материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Сценарий спектакля по мотивам М. Твена "том Сойер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_toma_soyera_posl.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
(сценарий учителя МХК Богачевой Л.В.)
(Учитель МХК Богачёва Л.В.)
Сценарий музыкального спектакля
Приключения Тома Сойера.
Действие первое.
Действующие лица:
Тетя Полли
Том
Сид
Мальчик
Мать мальчика
Декорации: Комната (стол, покрытый скатертью, стулья)
Появляется тетя Полли.
Т.П. : Том! Где ты? Ну, погоди, дай только до тебя добраться!
Опускает очки на нос, оглядывает комнату поверх очков,
Поднимает очки на лоб, оглядывает комнату из-под очков.
Тыкает щёткой под столом.
Т.П.: Что за ребёнок! В жизни такого не видывала!
Том выходит на цыпочках и пытается проскользнуть за её спиной.
Он перемазан вареньем.
Тетя Полли оборачивается и хватает его за помочи.
Т.П.: Ну, так и есть! А я и позабыла про чулан! Что ты там делал?
Том: Ничего!
Т.П.: Ничего? Посмотри, в чём у тебя руки! И рот тоже! Это что такое?
Том: Не знаю, тётя!
Т.П.: А я знаю, это варенье! Сорок раз тебе говорила: не смей трогать варенье,
выдеру!
Тетя Полли, продолжая держать Тома, нащупывает розгу, замахивается.
Том: Ой, тётя, что это у Вас за спиной?
Тетя Полли испуганно оборачивается, выпускает Тома. Том убегает.
Тетя Полли удивлённо оглядывается, потом добродушно смеётся.
Поёт:
Прокололась, как всегда!
Снова фокус, хоть куда!
Хоть порой на Тома зла,
Рассмешит – и злость прошла!
Что с ним делать, не пойму!
Потакать нельзя ему!
Надо долг свой исполнять!
Заменить бедняжке мать!
Шалунишку накажу!
За работу засажу!
И в субботу он поймёт,
Бог за всё нам воздаёт!
Тетя Полли уходит, в комнату заходит Сид, садится за стол.
Тетя Полли вносит кастрюлю.
Вбегает Том.
Т.П. : Тетя Полли! Я весь день не ел! Ужас, какой голодный!
Том садится с Сидом за стол , тётя наливает им суп, дети ужинают.
Тетя Полли ходит вокруг. Внимательно присматривается к Тому.
Т.П. : Том, в школе было не очень жарко?
Том: Да, тётя!
Т.П. : А может быть, очень жарко?
Том: Да, тётя!
Т.П. : Неужели тебе не захотелось выкупаться, Том?
Том испуганно вздрагивает, пристально смотрит тёте в глаза.
Том: Нет, тётя не очень!
Тетя трогает его рубашку.
Т.П. : Да, пожалуй, ты нисколько не вспотел!
Том: Мы там обливали голову из колодца! Она у меня и сейчас мокрая - поглядите!
Т.П. : Том! Тебе ведь не надо было распарывать воротник, чтобы окатить голову, верно?
Ну-ка, расстегни куртку!
Том с широкой улыбкой на лице расстёгивает куртку и показывает крепко
зашитый воротник.
Т.П. : А ну тебя! Я, признаться, думала, что ты сбежишь с уроков купаться!
Не так ты плох, как кажешься!
Сид: Тетя Полли! Вы зашили ему воротник белой ниткой, а теперь у него чёрная!
Т.П. : Ну да, я зашивала белой ниткой! Том!
Том убегает.
Том: Я тебе это припомню, Сидди!
Том выходит перед занавесом с двумя катушками ниток, белой и чёрной.
Поёт, насвистывая:
То белой, то чёрной меня зашивает!
Не помню, какой! И она забывает!
А Сидди, противный, напомнит всегда!
Жить с ябедой-братцем – ну, просто беда!
Припев:
А кто из нас хуже – вопрос!
Шалун или тот, кто донёс?
Вот я на друзей «не стучу»!
Я песни пою и свищу!
Свистеть так, как я, нелегко научиться!
Чтоб трель получилась, пришлось потрудиться!
Вот тут терпелив и старателен я!
Завидовать будут враги и друзья!
Припев:
И каждый, услышав мой свист,
Подумает: просто артист!
А я на друзей «не стучу»!
Я песни пою и свищу!
Навстречу ему выходит мальчик, в новой шляпе, нарядной суконной куртке,
новых штанах и галстуке.
Оба мальчика молчат, двигаются по кругу боком.
Том: Хочешь, поколочу?
М.: Ну-ка, попробуй! Небось не сможешь!
Том: Сказал, что смогу, значит, смогу!
М.: А вот и не сможешь!
Некоторое время мальчики молчат.
Том: Как тебя зовут?
М.: Не твоё дело!
Том: Ишь, вырядился! Ещё и в шляпе!
М.: Не нравится, сбей!
Том: Убирайся отсюда! А то вот скажу своему старшему брату…
М.: Сам убирайся! У меня брат ещё постарше твоего!
Большим пальцем ноги Том проводит на земле черту.
Том: Только перешагни эту черту! Я тебя так отлуплю, что не обрадуешься!
Мальчик быстро перешагивает черту.
М.: А ну! Попробуй, тронь!
Том: А ты не толкайся, а то как дам!
М.: Посмотрим, как ты даёшь! Что же ты не дерёшься?
Том: Давай два цента, и отлуплю!
Мальчик достаёт два больших медяка, насмешливо протягивает Тому.
Том ударяет его по руке, и пятаки летят на землю.
Мальчики начинают драться.
Том садится на мальчика и молотит его кулаками.
Том: Проси пощады!
М.: Ладно, ты победил!
Мальчик, всхлипывая, поднимается.
Том: Это тебе наука! В другой раз гляди, к кому лезешь!
Мальчик бормочет себе под нос.
М.: Подожди, я тебя ещё поймаю!
Том уходит. Мальчик хватает камень и запускает Тому между лопаток.
Убегает. Том за ним.
Делают круг по сцене.
Выходит мать мальчика. Тот прячется за её спиной.
Мать поёт:
Вот от таких, как эти дети,
Все неприятности на свете!
Он поднял руку на сыночка!
Позвать полицию – и точка!
Припев:
Пропал костюм! Порвалась шляпа!
Что скажет нам на это папа?
Мальчишка грубый, и к тому же
Он и одет раз в десять хуже!
Неужто он не понимает –
Всегда богатство побеждает!
Припев:
Пропал костюм! Порвалась шляпа!
Что скажет нам на это папа?
Тебе, сынок, костюм куплю я!
Сама мальчишку отлуплю я!
Кто моего задел сынка,
Тому сама я дам пинка!
Припев:
Пропал костюм! Порвалась шляпа!
Что скажет нам на это папа?
Том уходит, погрозив мальчику кулаком. Бежит, натыкается
на тётю Полли!
Т.П.: Том! В каком ты виде! Что ты сделал со своим костюмом?
Нет, точно, в субботу вместо отдыха - каторжные работы!
Будешь красить забор!
Действие второе
Действующие лица:
Том
Джим (негритёнок)
Бен
Билли
Джонни
Том появляется с ведром краски и длинной кистью в руках.
Подходит к забору, вяло водит кистью. К нему подходит негритёнок
Джим с ведром. Поёт:
Не знаю места я такого,
Как у колодца городского!
Там вечно очередь ребят!
Они не просто так стоят!
Болтают, ссорятся, играют,
Напрасно время не теряют!
Там можно новости узнать,
Свои игрушки поменять!
Припев:
Когда компания прекрасная,
И водонос – работа классная!
Хоть негру белым не бывать,
Там на цвет кожи наплевать!
Том: Слушай, Джим! Давай я схожу за водой, а ты покрась за меня
немножко!
Джим: Не могу, масса Том! Старая хозяйка велела ни с кем
не останавливаться по дороге! Она говорила – масса Том точно
позовёт тебя красить забор, а ты в это дело не лезь!
Том: А ты её не слушай, Джим! Мало ли что она говорит!
В крайнем случае, стукнет напёрстком по голове!
Подумаешь, важность какая!
А я тебе шарик подарю, белый с мраморными жилками!
(Показывает шарик)
Джим: Ой, как здорово блестит!
Ставит на землю ведро, рассматривает шарик.
В это время выскакивает тётя Полли с туфлей в руке,
Отвешивает удары по спине обоим мальчикам. Джим
убегает, громыхая ведром. Том хватается за кисть.
Тётя Полли с достоинством удаляется.
Том вяло водит кистью по забору и поёт:
Интересней писать на заборе,
А не кистью водить взад-вперёд!
И за что только мне это горе?
Впрочем, кажется кто-то идёт!
(К Тому подходит Бен, Том начинает с увлечением водить
кистью)
Чем писать ерунду на заборе,
Лучше кистью водить вверх и вниз!
Я за право такое поспорю!
Под рукой у меня не крутись!
Это кайф, наслаждение просто –
Так размашисто кистью водить!
Если кто невысокого роста,
Тот не сможет мой взмах повторить!
Бен: Да брось ты! Уж будто тебе так нравится красить!
Том делает мазок, отступает, любуясь на свою работу.
Том: А почему бы и нет! Небось не каждый день нашему брату
достаётся красить забор!
Том снова любуется своей работой после каждого мазка.
Бен: Слушай, Том! Дай мне покрасить немножко!
Том: Нет, Бен, ничего не выйдет! Тётя Полли просто трясётся
над этим забором! Понимаешь, он выходит на улицу!
По-моему, только один мальчик из целой тысячи сумеет
покрасить его, как следует!
Бен: Слушай, пусти хоть попробовать! Хоть чуть-чуть...
Я бы тебя пустил, если б ты был на моём месте!
Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Только как
быть с тётей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить,
а она не позволила! Вот ты возьмёшься красить, а вдруг
что- нибудь...
Бен: Так я же буду стараться! Хочешь, я тебе серединку от яблока оставлю?
Том: Нет, Бен, лучше не надо! Я боюсь...
Бен: Я тебе всё яблоко отдам!
Том берёт яблоко, садится в тени, а Бен начинает
с увлечением красить забор.
Подходит Джонни, начинает вырывать кисть у Бена.
Потом появляется Билли, тоже пытается вырвать кисть у Бена
Том поёт:
Подходите ко мне, не деритесь!
Всем покрасить на пробу даю!
Быстро в очередь все становитесь!
И готовьте оплату свою!
Ребята отдают Тому свои сокровища и по очереди красят забор.
Том поёт:
У меня был с утра только шарик,
А теперь я богатство скопил!
Есть солдатик, и мел, и хрусталик,
И к тому же закон я открыл!
Чтобы всем – и мальчишкам и взрослым,
Захотелось чего-нибудь вдруг,
Нужно просто, чтоб было не просто
У других это вырвать из рук!
Том: Я знаю, как я назову своё открытие, когда вырасту!
Реклама!
Действие третье.
Действующие лица:
Тётя Полли
Том
Сид
Прислуга
Декорации: Комната. Слева на сцене – окрашенный забор, стоит наискосок.
Справа – декорация сада, часть фасада дома, окно, дверь,
Тетя Поли дремлет за вязанием.
Том будит её:
Том: Можно мне теперь пойти погулять, тётя?
Т.П.: Как, уже? Сколько же ты сделал?
Том: Всё, тётя!
Т.П.: Том, не сочиняй, я этого не люблю!
Том: Я не сочиняю, тётя! Всё готово!
Ведёт тётю Полли к забору.
Т.П.: Ну и ну! Можешь ведь работать, когда захочешь! Жаль, что это бывает
так редко!
Возвращаются к столу.
Т.П. Возьми это яблоко! Ты его заслужил!
Пока она отворачивается за яблоком, том успевает стянуть у неё
за спиной пряник.
Том выбегает из комнаты ( в сторону забора). Ему навстречу
идёт Сид. Том хватает с земли комья грязи, бросает в Сида.
Том: Это тебе за белые нитки! А это – за чёрные!
Том выбегает на улицу и видит в саду одного из домов незнакомую девочку.
Она рвёт и нюхает цветы.
Том кланяется девочке. Достаёт из кармана шарики, начинает ими
жонглировать. Берёт палочку, начинает её крутить. Свистит.
Девочка бросает ему цветок, Том подбирает его.
Девочка уходит в дом, Том кладёт цветок под рубашку, уходит.
Девочка снова выходит в сад, поёт:
Я в этом городе не знаю никого,
И вдруг случайно повстречала я его!
Такой весёлый, озорной!
Так долго он следил за мной,
Как будто девочки не видел ни одной!
Об этом мальчике не знаю ничего!
Я на ромашке погадаю на него!
Ему я бросила цветок,
Упал в пыли он возле ног,
Но мальчик поднял, значит, понял мой намёк!
Снова уходит.
Возле сада опять появляется Том. Поёт на ту же мелодию:
Любовь изменчива, недаром говорят!
Я Эмми Лоуренс любил лишь час назад!
И мне казалось, навсегда!
Но ты сверкнула, как звезда,
И я тихонько прошептал: «Вот это да»!
Храню я бережно цветок твой на груди!
Ты на других мальчишек только не гляди!
И буду летом и зимой
Я провожать тебя домой!
Голубоглазый, белокурый ангел мой!
Том ещё некоторое время ходит под забором, заглядывает в сад,
затем уходит домой.
Комната. Том, Сид, тётя Поли садятся за стол.
Том качается на стуле, строит рожицы Сиду.
Т.П. Какой бес вселился в этого ребёнка!
Том пытается незаметно стащить кусок сахара.
Тётя Поли бьёт его по рукам.
Том: Тётя, Вы же не бьёте Сида, когда он таскает сахар!
Т.П.: Сид никогда не выводит человека из терпения так, как ты!
Если бы я за тобой не следила, ты не вылезал бы из сахарницы!
Тётя Поли уходит. Сид, хвастаясь перед Томом, подтаскивает
к себе сахарницу и роняет её на пол. Сид сидит, оцепенев от страха.
Том молча улыбается.
Появляется тётя Поли. С ходу даёт подзатыльник Тому. Том падает на пол.
Тётя снова замахивается на него.
Том: Да погодите! За что Вы меня? Это же Сид разбил!
Тётя Поли замирает.
Т.П.: Ну, ничего! Всё равно не зря тебе влетело! Уж, наверно, что-нибудь
ещё натворил, пока меня не было!
Том сидит, надувшись. Тётя виновато поглядывает на него,
Том пытается сдержать слёзы. Выходит на улицу, поёт:
Никто меня не любит,
Никто не пожалеет!
Пойду, умру от горя,
Узнаете тогда!
И тётя зарыдает ,
В слезах запричитает:
- Тебя я потеряла,
Мой мальчик, навсегда!
Вынимает цветок.
И Незнакомка, может,
Слезу уронит тоже,
А может, отвернётся,
Как весь холодный свет!
Никто меня не любит,
Никто не пожалеет!
Несчастнее мальчишки
В Сент-Питерсбурге нет!
Том подходит к саду, где он видел девочку.
Пытается заглянуть в окно. Потом ложится на траву,
кладёт цветок на грудь. Поёт:
Она проснётся утром,
Столкнётся с хладным трупом.
Цветок увидит этот,
Поймёт, как я страдал!
Но только поздно будет!
Меня уж не разбудит!
Она лишь скажет тихо:
- Он, как цветок увял!
В это время открывается окно, и прислуга выливает на Тома
ведро воды. Том вскакивает, отфыркиваясь.
Том: Правильно говорят, что от любви одни страданья!
Все выходят, поют:
Мы в Питерсбурге жили,
Любили и дружили.
Страна у вас другая,
И двадцать первый век!
Однако же, заметьте,
Не изменились дети!
И в целом изменился
Не сильно человек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"
Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...
Презентация Smart к уроку "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
Презентация выполнена в программе Smart Notebook для учащихся 5 класса по литературе....
Приключения Тома Сойера
Презентация к уроку литературы...
Разработка урока по теме:Приключения Тома Сойера"
Урок в 5 классе по учебнику - хрестоматии под редакцией Коровина В.Я....
Разработка урока по теме:Приключения Тома Сойера"
Урок в 5 классе по учебнику - хрестоматии под редакцией Коровина В.Я....
"Игра по повести М.Твена "Приключения Тома Сойера"
К сожалению, можно по пальцам пересчитать среди моих учеников тех, кто любит читать. Думаю, на сегодняшний день эта проблема волнует и учителей, и родителей. Считаю, что урок, проведенный в инте...
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....