Воспитательная система "От коллективизма к взаимодействию"
презентация к уроку на тему
Субъектность – это внутренняя творческая активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни. Субъектность – это внутренняя творческая активность. Законы воспитания 21 века говорят о гуманном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Критерий гуманистичности определяют 2 показателя- добровольность и самодеятельность - которые, по сути, должны определять гуманность, т.е. человечность содержания образования.
Все мы помним систему государственного образования в СССР, традиционные ценности включали: Ригоризм -суровое и непреклонное соблюдение раз и навсегда установленных нормативов. Авторитаризм – беспрекословное подчинение установленным государствам авторитетам. Дидактическое морализаторство - навязывание готовых образцов знаний и поведения. Воспитывался человек, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами, человек с «хоровым началом». Идея гуманизма воспитания блокировалась в Советском Союзе как развивающая в молодёжи дух непокорности, пренебрежение к властям и закону.
60 % старшеклассников отметили, что учителя весьма бестактно вмешиваются в их отношения. Вмешательство учителей вряд ли идёт на пользу, если осуществляется в виде контроля, замечаний, поучений, наставлений. По мнению старшеклассников (50%), хороший ученик для учителя послушный, дисциплинированный, исполнительный, вежливый, скромный, не выделяющийся, не думающий, не имеющий собственного мнения, безропотный, не мешающий работать, смотрящий в рот учителю. 56 % учеников считают, что для успешной учёбы первостепенное значение имеет интерес к предмету, который определяет учитель. 24% считают, что данный интерес в меньшей мере зависит от ученика или предмета -25 %. Пассивная позиция ученика («сделайте мне интересно») сталкивается с такой же выжидательной позицией учителя («они не хотят учиться», «они должны…»). Это противостояние проявляется и в отношении к отметкам: 30% учащихся считает, что отметка оценивает отношение учителя к ученику. 21% - способности ученика. 11% - используется как способ давления. (исследования профессора Кульневича Сергея Владимировича) Прошло время, но традиционная педагогика царствует и поныне .
Для гуманной педагогики субъект всегда первичен . Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е. в нём должны быть представлены нравственные ценности. Их совместный с учителем поиск, обнаружение, осмысление и делает воспитание субъектным, развивающим активность личности на уровне её смыслотворчества. Т.е. умение думать и действовать по схеме как главную ценность традиционного воспитания, вытесняет сознательная потребность человека сперва осмысливать (придавать смысл), а только затем принимать решения и действовать. Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающегося сознания. Новое место педагога – внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи. И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности , однако для этого воспитание должно стать исследовательским полем.
Неприкрытый, прямой, зачастую специально демонстрируемый авторитарный диктат учителя. Исследователи назвали его «буря и натиск». Более скрытый вариант опёки- «закадычный друг». Попечительство над учеником приобретает как бы демократическую форму, но ей не достаёт демократического содержания. Третья разновидность опекунства состоит в абсолютизации роли активной деятельности, полностью отданной на откуп ученикам без какого-либо вмешательства учителя. Исследователи определяют такой типаж как «педагогика попустительства». Какие бы формы не принимала педагогика опеки, суть её одна: воспитание в учениках установки на то, что учитель обязан заботится о них, и однозначное мнение об учителе, как о передатчике готового к употреблению опыта поведения, а мнение о себе – как о потребителях, но не производителях такого опыта. Следующая помеха на пути становления ценностных ориентиров учителя- затруднения. Связанные с пониманием различий между педагогическим опекунством и взаимодействием .
Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Использовать рекомендации и советы можно гораздо более эффективно, если не навязывать их, а создавать условия для возникновения у ребёнка потребности во взаимодействии с педагогом. Цель любой опёки – на фоне ярко демонстрируемой заботы навязать ребёнку потребность быть постоянно контролируемым и жестоко управляемым . Цели современного воспитания другие: готовить ребёнка быть субъектом жизни, профессионального и личностного самоопределения. Постоянный контроль и жесткое управление «извне» должны уступать место самоконтролю и самоуправлению. Самоконтроль», «самоуправление», «самореализация» ни одно из этих качеств не может быть «сформировано», навязано человеку. Добровольность и самодеятельность возникают тогда, когда ученику помогают в саморазвитии, а не навязывают его. Учителя учат не наставлениями, требованиями, понуканиями, а в общей с учениками творческой работе, учебной и воспитательной . Они постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников. Благодаря этому опыт совместной работы закрепляется в сознании детей, становится руководством к самостоятельному принятию решений во взрослой жизни.
Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками. Секрет сотрудничества состоит в том, как эти условия создаются: - побуждение к деятельности происходит через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика; -творчество обязательно во всём, потому что дети, освобождённые от назойливой опеки старших, но погружённые в условия необходимого поиска самостоятельных решений, всё делают творчески, с полным напряжением внутренних сил. Механизм развития личности- это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела .
Актив класса должен постоянно меняться. При чередовании традиционных поручений – трудовых, интеллектуальных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди (в классном коллективе мини – группами, в школьном – классами) понятие «актив» утрачивает свою элитарную притягательность . В такие объединения входят 1-2 самостоятельно мыслящих, творческих ученика, и два-три ничем не выдающихся ученика. Смысл такого объединения в том, что выпадающий из общего поля активности ученик (ученики) в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрывает свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных .
Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к воспитанию формирующим (традиционным) И развивающим (гуманистическим). Основная воспитательная идея для Аристотеля (384-322 гг. до Р. Х.) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении. Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем. Сократа (469-399г. до Р.Х.)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики .
Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла открытого воспитания. - нелинейность (знания и опыт возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам открытия их самими учениками при поддержке учителя); - незавершённость и открытость (информация о культуре сообщается не в полном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, смыслом и опытом учащихся); - субъектность ( культура и опыт её понимания принадлежат только конкретному ученику); - неустойчивость и нестабильность (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности); - определение целей воспитания не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в воспитании, привносимыми учениками, их родителями, учителями ; - ориентация воспитания на разностороннее, а не всестороннее развитие личности , так как охватить все стороны развития невозможно, поскольку это ограничивает, «закрывает» воспитание и личность; - свойства личности не «задаются» учителем, в соответствии с нормативами, а «востребуются» , поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, интеллектуально- нравственные задатки; - личности ученика и учителя – субъекты педагогического взаимодействия , они открыты для постоянного обновления новыми смыслами, знаниями, пониманиями. - ученик-цель, а не средство воспитательных процессов, выполнение требования программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть, и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый ориентир- минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий воспитания; -
приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика ( личностно ориентированное) , над воспитанием, ориентированным на знания о необходимых правилах поведения (формирующее); - опыт культуры существует и имеет значение для ученика только тогда, когда из объективного, т.е существующего независимо от человека, становится субъективным,т.е. личностно значимым; -учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на «полное и абсолютное» знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог; -- понятие «методика» как набор жёстких предписаний, требующих точного, «ритуального» исполнения в воспитании уступает место понятию «технология», как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитию;
- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием самоорганизации личности; самореализация не сводится к распространённым в современной педагогике представлениям о ней, как об умениях самоконтроля и саморегуляции, появляющихся в результате внешних воспитательных воздействий; она происходит при педагогической поддержке, опирающейся, преимущественно, на внутренние источники развития ученика; - общественное мнение ученического коллектива из эффективного, но опасного педагогического инструмента в закрытом воспитании, преобразуется в открытом воспитании в функции групповой поддержки, совместного оценивания и переживания личных и групповых достижений, успеха (неудачи) в человеческой близости, теплоты, единства; - однозначно установлен приоритет сознания , как главной личностной ценности; учитель не «преподносит» мир в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика; - открытость воспитания зависит не только от умения учителя применять воспитательные методы обучающего воздействия, но и от умения работать с условиями, в которых протекает жизнь учеников.
Гуманистическое воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко регулирует процесс передачи социального опыта, он направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиции национальной культуры воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект Семь и школа как механизм взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ"
В данной работе представлен проект "Семья и школа"...
Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними.
В работе раскрывается понятие одаренности, показаны сложности психического развития одаренных детей, рассмотрены методы диагностики одаренности и особенности воспитания обучения одаренных детей....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
формы взаимодействия семьи и школы...
Взаимодействие с родителями учащихся с целью организации воспитательного пространства в классе
Выступление на районной конференции педагогических работников "Педагогические условия реализации идеи воспитания в концепции "Наша новая школа" ....
Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей
Родительское собрание на тему: Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для нравственного развития детей....
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...