Комфортность - важное условие для раскрытия индивидуальных способностей ребенка.
статья по теме

Токарева Вера Романовна

В статье говорится об индивидуальных особенностях детей с зпр, раскрывается тема нрамотного использования педагогом широкого арсенала средств педагогического воздействия, нестандартность форм организации детей и их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnost.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОМФОРТНОСТЪ-важное условие для раскрытий индивидуальных способностей ребёнка.

 Воспитатель: Токарева Вера Романовна

Какие лее условия надо создать для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей

ребёнка?

Что является главным, основным и приоритетным?

Одним из наиболее частых педагогических просчётов является недостаточное внимание к индивидуальности ребёнка, к его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности. Дети бывают разные. Наше главное правило гласит: если у разных детей надо воспитывать одинаковые, положительные качества, добиться единой цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, но будет гораздо больше тех, на кого это повлияет неблагоприятно, если не сказать - пагубно.

Общаться с детьми по-разному, то есть с учётом их индивидуальности, уметь вживаться в их ситуацию, ставить себя на их место. Сколько "левшей" до сих пор силком переучивается (без учёта индивидуальной мозговой доминанты), сколько темпераментных детей насильно заставляют "не шалить", а вялых, заторможенных наоборот, мучают взбадривающими методами, считая таких детей глупыми и ленивыми?! Учёными установлено, что индивидуальность предопределена генетически.

Есть дети ласковые и неласковые. И это отнюдь не результат воспитания или влияния среды.

Некоторые дети с малых лет, боязливы, печальны, они пугаются всего нового - и есть "пробивные" дети, есть серьёзные и смешливые.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: для раскрытия индивидуальных способностей учащихся необходимо, прежде всего, осуществлять индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, что предполагает соответствующее воспитательное воздействие. Надо целенаправлено развивать то, что в ребёнка перспективно, иными словами - хорошие качества и одаренность.

Грамотное использование педагогом широкого арсенала средств педагогического воздействия, нестандартность форм организации детей и их деятельности, использование красочной наглядности, занимательного, интересного и разнообразного материала, вызывают у детей эмоциональный отклик, и рождает интерес к происходящему.

Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было интересно и понятно.

Роль педагога велика. Он должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребёнку оценить уровень предложенных решений, поставить в ситуацию побуждающую его к творчеству, раскрытию его потенциальных возможностей.

Педагог должен быть доброжелательным и терпимым к ответам и высказываниям, уметь принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Принятие педагогом эмоционального состояния каждого ребёнка, создания эмоциональной ситуации и поддержка её, вызывает у учащихся положительную реакцию. Когда ребёнок уверен, что вы осознаёте его чувства, мысли и желания, он гораздо охотнее будет положительно реагировать на ваши дисциплинарные требования, особенно, если вы не согласны с ним.

Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребёнка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками, успешность общения. Всё это ассоциируется с эмоциональным благополучием ребёнка. А поэтому каждый педагог должен помнить основные мотивы общения:

потребность во впечатлениях (познавательный);

потребность в активной деятельности (деловой);

  • потребность в признании и поддержки (личностный мотив)

Эти условия помогут ребёнку захотеть положительно проявить себя, осознать свой опыт, приобрести новый. Помогут формирования собственного отношения к окружающему миру через призму собственного "Я", внутренней позиции и адекватной самооценки.

И так, воспитатель, главное действующее лицо. Он штурман и капитан и двигатель, поэтому стоит упомянуть и отрицательные моменты. Порой наше традиционное общение с ребятами покоится на "3-х китах":

"Кит первый ": наша чрезмерная инициатива, парализующая активность ребят - авторитарный способ.

"Кит второй": наш голос, как главный двигатель прогресса воспитания, наш основной рабочий инструмент. Заметим, что если источник словесного потока - голосовые связки воспитателя, то приемником являются - сенсорно-слуховой канал учеников. Мы говорим, чтобы нас слушали, наивно полагая, что имеющие уши, да услышит.

"Кит третий": наш вербальный способ общения с учениками, как господствующий. Невербальное общение почти отсутствует.

Все "три кита" противоречат природе ребёнка и логики психологии взаимодействия, что диаметрально не соответствует нашим благим целям. Мы нещадно пилим сук, на котором сидим, формулируя в сознании и подсознании учеников негативное отношение к себе и к школе вообще.

Если расставить у каждого класса магнитофоны и включить одновременно на запись, то получиться 80% - голос педагога, 20%- голос учащихся. В режиссуре есть такое правило: если затрудняешься определить главного героя в пьесе, смотри, у кого больше текста, т.е. кто больше говорит, тот и главный.

Мы стараемся развивать в детях ум, любознательность, активность, забывая подчас, что глупость является не врожденным качеством, а почти всегда следствием педагогической запущенности, т.е. воспитательных ошибок. И мы должны помнить о воспитательном воздействии и последствиях, какие оно вызывает.

Таким образом соблюдение условий о которых говорилось выше, создаст эмоционально благоприятный, то есть комфортный фон и будет способствовать раскрытию индивидуальных способностей каждого ребёнка, кроме того скорость и успешность психоэмоциональных преобразований, будет определятся не только характером педагогических воздействий, видами деятельности в которые вовлекаются дети, но и индивидуальными особенностями самого воспитанника.

Дети учатся тому, что видят в своей жизни

Если ребёнок окружён критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность,

Он учится драться.

Если над ребёнком надсмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребёнка постоянно стыдят,

Он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребёнок окружён терпимостью,

Он учится быть терпимым.

Если ребёнка поддерживают,

Он учится уверенности.


Если ребёнка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребёнком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

Если     ребёнок      чувствует      себя      в

безопасности,

Он учится верить.

Если ребёнка одобряют,

Он учится нравиться самому себе.

Если ребёнка принимают и обращаются

с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха

          Во все времена, заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи работа педагогов с теми...

2013 г. «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье и школе».

Данное выступление состоялось на городской родительской конференции. Целью выступления было привлечь родителей к активному участию в развитии своих детей....

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

Рекомендации родителям по созданию в семье условий для развития творческих способностей ребенка(6 – 7 лет).

Творчество – это всегда интересный и увлекательный  мир. Предлагаем вам создать его у себя дома. Задатки творческих способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. А дл...

МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...

МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...