МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.
материал по информатике и икт
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_po_informatike.docx | 896.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Ульяновка Тамалинского района Пензенской области- основная общеобразовательная школа с.Обвал
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.
Подготовила учитель информатики
Тарасова С.В.
2022 год
Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся» .
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Системное использование индивидуального подхода в обучении дает возможность каждому педагогу скорректировать цели образования, ориентировать свою деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся. Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержка и развитие самобытности с целью самостоятельного выбора обучения.
Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
- один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
Принципы индивидуального подхода:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
- фиксация полученных результатов и их рефлексия;
- постановка новых педагогических задач.
Таким образом, в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении .
Основополагающим критерием индивидуализации обучения является возможность предоставления ученикам творить знания, создавать образовательный продукт по всем учебным предметам, решать возникшие проблемы, оценивать свою роль на каждом занятия.
Процесс изучения любого школьного предмета направлен на формирование и развитие умений самовоспитания и самообразования.
Домашняя работа – связующее звено между уроками, без которого нельзя обойтись. Развитие индивидуальности каждого школьника – требование, в реализации которого домашнему заданию отведена немаловажная роль. На уроке, который планируют для всех школьников практически одинаково, нужно создать предпосылки для развития индивидуальности каждого ребенка. Для учащихся, овладевшими на уроке навыками решения определенных задач, повторное их решение дома или подобных им – требование заниженное. Им было бы полезнее найти новые пути решения разобранных задач или применить методы решения к нетиповым задачам. И именно индивидуально домашнее задание позволяет раскрыть и творческие способности учащихся и направить полученные знания в новое русло. И еще, немаловажно, развить глубокий интерес к изучению школьной дисциплины. Индивидуальные домашние задания не только «сильные» и одаренные ученики, а весь класс, что дает возможность восполнить пробелы в знаниях, применить изученный материал в новых условиях, углубить знания, закрепить и отработать материал, рассмотренный на уроке. Такие домашние работы несут еще и воспитательную функцию, когда ученикам дается часть общего проекта и длительной работы, рассчитанной не на один урок. Учащиеся принимают на себя обязанности по его выполнению и несут ответственность за всю коллективную работу. Здесь необходимо обратить внимание на объем индивидуального домашнего задания – вот именно здесь и необходимо учитывать «сильный» или «слабый» ученик в классе. Не стоит предоставлять завышенные требования к ученикам, которые заведомо не в состоянии справится с заданием, но и необходимо давать возможность ученикам не только закрепить знания, но и проявить творческие способности. Выбор оптимального объема и содержания и является важной педагогической задачей и одновременно сложной проблемой.
Чтобы устранить эту проблемы можно разбить класс на группы по уровню успеваемости. И предложить решить задачу своей группы как обязательную и при желании дополнительный балл при решении задач из соседней группы.
Или участникам группы дается для решения одна задача, которую каждая группа решает посильным им способом (например, в программировании, с добавлением подпрограмм и функции или без них). Информатика в школе дает широкие возможности для вариативности домашних заданий. Рассмотрим несколько тем в курсе информатики и возможные варианты индивидуальных домашних заданий.
Тема: Компьютер и информация.
Кодирование числовой информации: карточки по переводу из одной системы (например, даты своего рождения) счисления в другую (+ сложение и вычитание в двоичной системе счисления, + перевод дробных чисел)
Кодирование текстовой информации: зашифровать свою фамилию, имя, отчество «Шифром Цезаря» (+ найти и использовать другой шифр, пояснить его работу, + придумать свой шифр)
Кодирование графической информации: закодировать произвольное черно-белое растровое изображение 16×16 п., закодировать произвольно векторное изображение с определенным количеством элементов для каждого учащегося индивидуально).
По кодированию информации возможен «урок – дешифровки» или итоговый урок в виде обмена заданиями и выполнении их.
Единицы измерения информации: на подсчет количества информации в сообщении учащимся предлагается самим составить задачу и оформить ее решение.
Тема: Человек и информация.
Тема предполагает большой объем теоретических знаний. Возможны вариативные задания по составлению классификации (пирамиды) понятий (сложность предполагает уровень успеваемости учащихся), задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера.
Тема: Информационное моделирование. Построение генеалогического древа своей семьи, плана своей комнаты, графика свой успеваемости по четвертям и прогноза на следующую четверть, построение табличной модели решения логических задач (уровень сложности разнообразен), построение информационной модели в электронных таблицах. В последнем возможна и групповая домашняя работа длительного характера. Необходимо провести исследование, построить информационную модель, сделать вывод и выделить отдельный урок для защиты информационных моделей.
Тема: Знакомство с компьютером. Состав ПК. Предполагает большую работу с теоретическим материалом и возможно домашнее задание в виде исследования: развития, моделей различных периферийных устройств, история развития ЭВМ в схемах и диаграммах, защита информации от компьютерных вирусов, происхождения терминов в информатике, составить кроссворд или ребус по понятиям информатики.
Тема: Обработка текстовой информации. Возможны длительные проектные индивидуальные работы по созданию текстового файла по определенной тематике (школьному предмету). Вариативность с включением в текстовый документ рисунков, таблиц, диаграмм и графиков, гипертекста, создания оглавления и списков литературы, иллюстраций.
Тема: Обработка графической информации. Данная тема также предоставляет широкие возможности для индивидуальных работ. Например, создать с помощью графического редактора эмблему класса, обработать свою любимую фотографию, коллаж «Любимое время года», зарисовка «Мое хобби».
Тема: Мультимедийные технологии. Возможна длительная проектная деятельность, исследовательская деятельность по курсу информатики и защита презентации на итоговом уроке за год. Здесь оценивается презентация по нескольким критериям: 1. структура презентации (титульный лист, наличие навигации, логическая последовательность информации на слайдах); 2. оформление презентации (единый стиль презентации, использование различных объектов, оптимальное сочетание цветовых решений, целесообразность использования анимации, звука и видео); 3. содержание презентации (цель исследования, методы исследования, результаты исследования); 4. творческий подход (индивидуальность замысла).
Тема: Алгоритмизация и программирование. Именно данная тема находит широкое применение индивидуальных домашних заданий. При изучении исполнителей Робот, Чертежник учащиеся составляют алгоритмы, по которым исполнители напишут их фамилии, а при изучении циклов – придумывают алгоритмы рисования различных узоров и чем сложнее узор, тем соответственно выше балл за данную работу. При изучении программирования на языке Pascal не считаю необходимым давать индивидуальные домашние задания каждый урок, здесь особенно важны задачи по окончанию каждой темы: линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массивы, строки.
Закончив изучение темы учащимся предлагается решить задачи на выбор из карточки, по данной теме. Соответственно, задачи оцениваются различным количеством баллов. Можно выполнить несколько простых и получить достаточное количество баллов для удовлетворительной отметки или сложных и получить отличный результат, можно комбинировать простые со сложными. На этом моменте ученик должен сам оценить свои возможности по данной теме. Задача оценивается по нескольким критериям.
Критерии оценки для каждой темы и каждого класса подбираются индивидуально в зависимости от количества уроков . Для «сильных» классов с большим количеством часов по той или иной теме можно предложить 5 набранных баллов – «3», 8 набранных баллов – «4», 10 набранных баллов – «5».
Естественно, не стоит постоянно акцентировать внимание на индивидуальных домашних заданиях и пропускать обязательный минимум заданий – которые будут понятны и посильны абсолютно всем учащимся. И также необходим тренировочный уровень домашних заданий – на отработку изученного материала. И в каждую индивидуальную работу целесообразно включать творческий аспект. И на вопрос нужны ли индивидуальные домашние задания можно ответить так: цель индивидуальной работы не в том, чтобы заучить материал, рассказанный учителем на уроке, не в выполнении машинально типовых задач на одно и тоже правило, а в умении применять полученные знания в новых условиях, развивать творческие способности. «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» И. Кант.
Используя в своей педагогической практике данный метод обучения, успешно организуется активный поиск решения познавательных задач, следовательно, результативность таких уроков повышается. Этот метод нужен для подготовки учащихся к самостоятельной постановке проблемы и ее решения. Под результатом можно понимать нахождение учениками нескольких способов решения, обобщение изученного в виде выполненного продукта (творческого, интеллектуального направлений).
Широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.
Используемые виды домашнего задания:
- единое для всех;
- групповое;
- индивидуальное;
- творческое.
Задания могут быть:
- по выбору;
- по желанию;
- обязательные.
В своей практике активно использую таблицу самоопределения деятельности учеников при выборе домашнего задания, при выборе задания работая в группе или индивидуально. Механизм работы:
1.Ученики читают домашнее задание (оно представлено дифференцированно);
2.Каждый ученик, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут домашнего задания.
3. Если задание, которое он будет выполнять с другом или группой учащихся, то происходит обсуждение, дети решают, кто с кем будет выполнять домашнее задание. Совместно записывают себя в клеточку.
4.Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками.
Такой прием стимулирует каждого ученика к организации собственной деятельности. А учителю в подготовке к уроку. Кроме этого, данный прием помогает учителю увидеть проблемы учеников и тем самым спланировать работу с учетом данных направлений.
Пример домашнего задания
Друзья! Вам нужно выполнить задания. Вы можете выполнить его индивидуально, парами или группой. Надеюсь, Вам будет интересно!
Задания | Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Исполнитель «Чертежник». Линейные алгоритмы» | ||||
Исполнитель «Чертежник» перемещается в бесконечном поле (координатной плоскости) и оставляет след, если перо опущено. Начальное положение «Чертежника» точка с координатами 0,0 перо поднято. Чертежник умеет выполнять следующие команды СКИ: опустить перо, поднять перо, сместиться в точку (x, y), сместиться на вектор (a, b). ЗАДАНИЕ: Построить фигуру | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Задача 1 Составьте для Чертежника программу рисования прямоугольника со сторонами, параллельными осям координат, если известны координаты его двух вершин: (1, 1) и (5, 4). | 1-ый ученик | ||||
Задача 2 Составьте программу управления Чертежником, в результате выполнения которой в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован квадрат, длина сторон которого равна 2 единицам. | 2-ой уче ник | ||||
Задача 3 Составьте программу управления Чертежником, в результате выполнения которой в произвольном месте координатной плоскости будет нарисован прямоугольник, длины сторон которого равны 3 и 4 единицы (по осям X и Y). | 3-ий ученик | ||||
Задача 4 Составьте программу рисования фигуры так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды. | Выполня ют двое учащихся (групповая работа) | ||||
Задача 5 Составить программу рисования (в тетради и на компьютере) собственного рисунка, не менее 12 линий. Выполнить на компьютере, результат записать в тетрадь, показать учителю. | Выпол няют трое учащихся (групповая работа) |
Таким образом, домашнее задание – это важный этап индивидуализации обучения, требующий от педагога знаний особенностей развития учеников и способствующий личностному росту каждого. От уровня домашнего задания зависит мотивация каждого ученика к предмету.
Индивидуальное обучение предполагает выполнение
норм педагогической этики:
- Нужно проявлять к ученику внимание, положительные эмоции, заинтересованность в его развитии и успехах;
- Нужно отмечать достижение результатов, а не участие вообще;
- Нужно ориентировать ученика не на соревнование, соперничество с другими, а на умение организовать собственную работу для достижения положительных результатов как индивидуальных, так и групповых;
- Нужно сравнивать результаты индивидуального роста учащегося, для того, чтобы была радость познания;
- Нужно способствовать проявлению у учащихся интереса, увлеченности новой работой, когда есть уже определенный опыт;
- Нельзя вторгаться в процесс работы ученика, нужно создать творческую атмосферу, деловые отношения, обоюдную заинтересованность заданием, проблемой;
- При рефлексии процесса образования обращать особое внимание ученика на рост его умений.
В заключение отмечу, что для развития учеников, которые бы превзошли учителя, нужны специальные индивидуальные маршруты, выстроенные на знаниях индивидуальных особенностей детей, их интересах и желаниях добывать знания самостоятельно, но рядом с мудрым, профессиональным педагогом.
Список литературы:
- Асмолов А.Г.Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.:Смысл,2007
- Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. - М.1998
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.,2001
- Зак А.З. Как определить уровень мышления школьников. - М.2003
- Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009,рег. №17785 от 6 октября 2009 г. № 373
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Журнал «Информатика в школе» №3 2014 г.
- Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2013 г. «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье и школе».
Данное выступление состоялось на городской родительской конференции. Целью выступления было привлечь родителей к активному участию в развитии своих детей....
Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Презентация...
Создание условий для развития индивидуальных способностей, одаренности и талантов обучающихся на уроках математики
Разработка из опыта работы....
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ создания условий к развитию творческих способностей учащихся»
Педагогический проект в рамках аттестации...
Создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся как ключевой принцип преемственности образования
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...
МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.
Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...