"Мы такие разные и мы вместе".
проект на тему

Шмычкова Наталья Михайловна

Проект по гражданско - патриотическому направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_takie_raznye_i_my_vmeste_vosstanovlen.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА

СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)

346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская ул. Трудовая,6 «а»

Тел 8 (86364)31-4-62, тел/факс 8 (86364)31-4-62

E-mail: ski_kazanskaya@rostobr.ru     1222112@mail.ru

Проект по гражданско-патриотическому направлению

           

            «Мы такие разные и  мы  вместе»

                                                   Подготовила и провела: Н.М.Шмычкова

                                           Сентябрь 2015г.

       «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».

Мы разные! Но мы при этом равные!

Мы все имеем равные права смеяться и грустить!

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность.

И в этом, конечно, и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). 

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка младшего школьного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. 
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого образовательного учреждения. 
Практическая значимость. 
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания  у воспитанников в области воспитания толерантности. А воспитанники  в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса. 

 Цель:  формирование установок толерантного сознания учащихся; показать, что, несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;

Задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов. 
2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам , родителям класса, сотрудникам учреждения. 
3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников класса. 
4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей. 
6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию. 


Планируемые результаты:
Личностные:

1. Положительное отношение к культуре всех народов.
2. Желание приобретать новые  знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
3. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды культурной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД

1. Самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
2. Составлять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством воспитателя.
3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.
4. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы.
5. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Познавательные УУД:
1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках проектной деятельности.
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах.
3. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
4. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
2. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное.
3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
4. Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
5. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе
.

Тип: познавательно - творческий

Сроки проекта: краткосрочный (сентябрь, октябрь 2015г)

Результат: презентация «Мы такие разные и мы вместе».

Участники: воспитанники 3 класса, воспитатель.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:  презентация "Мы такие разные и мы вместе".
Продукты проекта: плакаты «Здоровая нация начинается с меня», «Человек будущего», «Мы разные, но мы вместе ».


Проект реализуется в три этапа. 
Этапы мероприятия
1.Подготовительный этап. 
 1. Разработка проекта, перспективного плана занятий.

 2.Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
3. Оформление плана занятий.

2.Содержательный этап. 
1. Подбор материала. 
2. Реализация проекта в образовательную практику. 
3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта
4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме. 
5. Реализация запланированных мероприятий. 
6. Презентация плакатов на стенде.


3.Заключительный этап. 
 Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию занятий, открытой прогулки, посещения библиотеки. 

                                                    План занятий.      

Дата

Тема

КТД (и продукт занятия)

11.09.2015

1

Ты да я, да мы с тобой.

Плакат «Здоровая нация начинается с меня»

18.09.

2

Что такое хорошо и что такое плохо.

Просмотр мультфильма Маяковского.

Создание кроссворда.

25.09.

3

Мир вокруг нас!

Просмотр презентации.

Создание пазла.

2.10.

4

Человек будущего.

Плакат.

9.10.

5

Разноцветные люди.

Плакат «Мы разные, но мы вместе».

Синквейн «Разноцветные люди»

23.10.

6

Путешествие в город «Настроения»

Открытая прогулка.

Плакат.

3.11.

7

 4 ноября – день народного единства.

Посещение библиотеки и знакомство с историей возникновения праздника.

Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и  не требует больших временных затрат на её проведение и анализ. 

Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале проекта.

Ниже приведён пример анализа полученного текста и интерпретация.

Количество респондентов –12ч

Контингент – ученики 3класса.

Анализ полученных данных показал:

  1. Толерантные представления и установки у большинства респондентов сформированы. При этом уровень толерантности, в среднем, по  классу  невысокий.
  2. Этническая и социальная толерантность по классу сформирована и также определяется как невысокая.
  3. Толерантные представления и установки у респондентов присутствуют, но в то же время, требуется дальнейшая работа для повышения уровня толерантности. Ученики, как коллектив, демонстрируют принятие разнообразных социокультурных групп, но при этом склонны разделять некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.
  4. Количество респондентов, не имеющих сформированного толерантного поведения – 4 (респондентов). Эти учащиеся потенциально подвержены социальным рискам и требуют активной работы с ними.
  5. Также выявлены респонденты с различными уровнями этнической и социальной толерантности (этническая сформирована, социальная – не сформирована). Такие респонденты проявляют принятие людей иных национальностей и при этом показывают негативное отношение к представителям иных социальных групп. Воспитанники с  такими показателями, требуют отдельной работы, направленной на устранение социальной интолерантности.

Рекомендации.

Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы в программу профилактики экстремистских проявлений у воспитанников:

  1. формирование жизненных навыков, которые заключаются в повышении у воспитанников устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям;
  2. развитие эмоциональной сферы воспитанников, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;
  3. деятельность, дающая воспитанникам  возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации ;
  4. информационная работа, дающая подросткам знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.

Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу проекта.

Ниже приведён пример анализа полученного текста и интерпретация.

Количество респондентов –12

Контингент – ученики 3класса.

Анализ полученных данных показал:

  1. Толерантные представления и установки у большинства респондентов сформированы. При этом уровень толерантности,  по  классу  средний.
  2. Этническая и социальная толерантность по классу сформирована и также определяется как средняя.
  3. Толерантные представления и установки у респондентов присутствуют, но в то же время, требуется дальнейшая работа для повышения уровня толерантности.
  4. Также выявлены респонденты с различными уровнями этнической и социальной толерантности

Рекомендации.

Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы в программу профилактики экстремистских проявлений у воспитанников:

  1. развитие эмоциональной сферы воспитанников, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;
  2. деятельность, дающая воспитанникам  возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации ;
  3. информационная работа, дающая воспитанникам  знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.

                 

Литература:

  1. Овчинникова Ю. В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 2, с. 25-30.
  2. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 3, с. 63-68.
  3. Овчинникова Ю.В. Единство разных. - Журнал «Школьная библиотека», 2004, № 5, с. 58-60.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ Ltd, 1992. – 960 с.
  5. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2006.- 126 с.
  6. Материалы сети Интернет.   http://studopedia.ru/9_161665_diagnostika-tolerantnogo-povedeniya-nezakonchennie-predlozheniya-ua-kuharevoy.html

Приложение №1.

Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

Интерпретация предложений.

Результаты позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности  у школьников :высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

агрессия – 0 баллов

равнодушие, легкомысленное или нетактичное отношение – 1 балл

Положительный результат проявляется, если в ответе присутствуют:

констатация присутствия, признание прав – 3 балла

помощь, сочувствие, интерес – 4 балла.

Общий анализ уровня толерантности

Высокий уровень интолерантности (1-6 баллов) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, представление культурных отличий как отклонений от некоей нормы, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении.

Невысокий уровень интолерантности (7-12 баллов) характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.

Невысокий уровень толерантности (13-18 баллов) определяется принятием разнообразных социокультурных групп, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

Высокий уровень толерантности (19-24 балла)характеризуется признанием иных культур, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. положительное отношение к культурным отличиям, отсутствие культурных предрассудков и стереотипов.

Качественный анализ толерантности

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Этническая толерантность (вопросы 1,2,3) выявляет отношение к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Социальная толерантность (вопросы 4,5,6) позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп, а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

Высокий уровень интолерантности - 1-3 балла

Невысокий уровень интолерантности - 4-6 баллов

Невысокий уровень толерантности - 7-9 баллов

Высокий уровень толерантности - 10-12 баллов

Средний уровень толерантности (интолерантности) в группе

Вычисляется, как отношение суммы общих уровней толерантности к количеству респондентов.

Высокий уровень интолерантности - 1-6 балла

Невысокий уровень интолерантности - 7-12 баллов

Невысокий уровень толерантности - 13-18 баллов

Высокий уровень толерантности - 19-24 балла

Предложение

Интерпретация

0 баллов

1 балл

3 балла

4 балла

Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую

негатив!!!

мне неприятно, когда я вижу, что их больше, чем русских

прочерк

ничего не значит

равнодушие

я отношусь нормально ко всем национальностям, кроме…

он такой же человек, как и я

никакое… человек, как человек

гордость за свою страну

заинтересованность

что в России демократия!

Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит

что надо сваливать из неё

прочерк

ничего не значит

это хорошо, но каждый должен жить в своём регионе

что в России проживают разные народы

общение с людьми других национальностей

дружба народов

что я могу обзавестись друзьями других наций

что она очень популярная и разносторонняя

хорошее развитие страны

Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня

прочерк

всегда друг до некоторых моментов

интересен, если он приехал на время

друг

интересный собеседник

источник новых знаний

Приезжие и жители нашего города могут

ехать дальше

прочерк

даже имеют право общаться с нами

должны уважительно вести себя по отношению к коренным жителям

общаться, делиться впечатлениями

всё, кроме того, что нарушать закон

жить, работать и любоваться нашим городом

жить в мире и согласии, уважая друг друга

        

Инструкция. Закончите предложения.

                Ф.И.О.                                                                                                           класс

1.        Когда я вижу человека другой национальности, то чувствую __________________

 

2.        Я знаю что, что Россия — многонациональная страна и для меня это значит ______

 

3.        Человек другой культуры, с которым я общаюсь для меня ____________________

 

4.        Приезжие и жители нашего города могут ___________________________________

 

5.        Когда я разговариваю с человеком, с которым я не согласен – это для меня ______

 

6.        Я думаю, что отношения между людьми разных религий _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Мы все такие разные, но мы вместе

Цели:– создание условий для успешной социализации личности каждого воспитанника группы.Задачи:- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу,...

Внеклассное мероприятие по теме: "Мы такие разные, но мы вместе"

Внеклассное мероприятие по теме: «Мы такие разные, но мы вместе» (конфликт и пути его решения) является частичкой воспитательной работы по обучению учащихся бесконфликтному общению. Главная ...

«Мы такие разные, но мы вместе»

Создание условий, способствующих адаптации и социали­зации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом...

Мероприятие, посвященное Международному дню инвалида,"Мы все такие разные, но мы – вместе."

Цель: Воспитывать гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу; воспитывать в детях чувства сопереживания милосердия...

Презентация "Мы такие разные, но мы вместе"

Презентация к занятию по толерантности....

классный час "Мы такие разные, но мы вместе"

Классный час по формированию толерантного отношения  к людям с ОВЗ...