«Мы такие разные, но мы вместе»
проект на тему
Создание условий, способствующих адаптации и социализации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_takie_raznye_no_my_vmeste.doc | 879 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мы такие разные, но мы вместе»
2016-2018 гг.
Автор проекта:
Игнатенко Галина Вениаминовна, социальный педагог
Нижневартовск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ 2
4. Сроки и этапы реализации Проекта . 8
5. Содержание работы по направлениям. 10
6. План мероприятий по реализации Проекта. 11
7. Сроки и этапы реализации Проекта. 15
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Проект по социально-культурной адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе» |
Руководитель проекта | Заместитель директора по воспитательной работе Савченко О.П. |
Адрес организации-исполнителя | Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Комсомольский бульвар, 10 а, тел.: 8(3466)67-25-50 |
Разработчик проекта | Социальный педагог МБОУ «СШ №11» Игнатенко Г.В. |
Целевые группы | - дети из семей мигрантов |
Правовая основа проекта |
|
Цель проекта | Создание условий, способствующих адаптации и социализации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом |
Задачи проекта |
|
Направленность | Социально-педагогическая |
Сроки реализации проекта | 2016 - 2018 гг. |
Исполнители проекта | Педагогический коллектив МБОУ «СШ №11» |
Вид проекта | Модифицированный |
Уровень реализации проекта | Начальное общее образование, основное общее образование |
Финансовое обеспечение проекта | Выполнение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные пожертвования). |
Управление реализацией проекта | Координационный совет, в состав которого входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог- организатор, классные руководители, представители Совета старшеклассников, педагоги, а также другие участники образовательного учреждения, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности в данном направлении. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении основного общего образования посредством понижения языкового барьера участников образовательного процесса (обучающийся мигрант – обучающийся, владеющий русским языком), снятие психологических проблем, развитие многонационального пространства школы. Количественные: 100% обучающихся плохо владеющих русским языком, освоят основное общее образование на соответствующей ступени, включение 85% детей-мигрантов в активную социально значимую деятельность образовательного учреждения путем участия в общественных делах класса и школы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в связи с политической нестабильностью, финансовыми трудностями и отсутствием работы в странах ближнего зарубежья, наблюдается рост миграционной мобильности населения.
В результате вынужденной миграции в непростом положении, в первую очередь, оказываются дети. Они испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Необходимо помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться, в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.
Возможность аренды недорогого жилья всегда привлекательна, особенно, для мигрантов. Так в период организации подвоза обучающихся из удаленных от города жилых поселков, в которых в основном проживают семьи, прибывшие из стран ближнего зарубежья, привело к тому, что наше образовательное учреждение столкнулось не только с увеличением количества детей мигрантов, но и с их адаптацией. Поэтому администрации школы и педагогическому коллективу необходимо было найти наиболее эффективные методы и формы работы для успешного вливания детей мигрантов, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении, в уже сложившийся детский коллектив. В настоящий момент в школе обучаются обучающиеся 28 национальностей. Это не могло не отразиться на качестве образования в школе.
Задача образования – воспитание законопослушного гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.
На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не родной и даже не является языком обучения, он просто изучается как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран ближнего зарубежья, сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Поэтому, уровень владения русским языком данной категории обучающихся не соответствует требованиям школ Российской Федерации. Следовательно, возникает главная проблема – плохое знание или незнание русского языка и как следствие:
- Сложность в изучении учебного материала;
- Трудность в общении с русскоговорящими детьми и учителями;
- Проблема с адаптацией.
Сталкиваясь с этими трудностями, не зная языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозные традиции, педагогам приходиться решать повседневные проблемы детей-мигрантов.
Решением данных проблем является создание проекта по социальной адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе» (далее – Проект), который включает в содержание социокультурное и психолого-педагогическое направления.
Особенность Проекта заключается в использовании комплексно - дифференцированного подхода для решения проблемы, что позволяет развивать склонности, способности, интересы и адаптировать детей-мигрантов к обществу в многонациональной среде.
Структура Проекта предполагает трехуровневую модель адаптации детей-мигрантов к новым для них общественно-культурным условиям, согласно которым основными направлениями данного процесса являются:
- Социально-психологическая адаптация - отслеживает межличностное взаимодействие обучающихся, внутришкольные связи, их гармоничность, широту, глубину и удовлетворенность ими.
- Учебная адаптация - подразумевает особенности включения обучающихся в учебную и воспитательную деятельность класса и школы, что приводит к усвоению предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок.
- Культурная адаптация - развитие творческих способностей обучающихся, готовность следовать культурным образцам, знание истории и современной жизни принимающего общества. Другая сторона этого процесса – включение в местную культуру происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Правовая основа проекта
Правовую основу проекта адаптации семей и детей-мигрантов составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Указы Президента;
- Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий, способствующих адаптации и социализации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом.
Задачи:
- Включение в процесс адаптации детей-мигрантов их родителей.
- Освоение образовательных программ детьми-мигрантами.
- Формирование культурной грамотности обучающихся.
- Воспитание снисходительного отношения обучающихся школы.
- Воспитание культуры общения детей-мигрантов, умения контактировать с представителями разных культур.
Ожидаемые результаты:
Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении основного общего образования посредством понижения языкового барьера участников образовательного процесса (обучающийся мигрант – обучающийся, владеющий русским языком), снятие психологических проблем, развитие многонационального пространства школы.
Количественные: 100% обучающихся плохо владеющих русским языком, освоят основное общее образование на соответствующей ступени, включение 85% детей-мигрантов в активную социально значимую деятельность образовательного учреждения путем участия в общественных делах класса и школы.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. Основные направления деятельности:
- Активная работа с родителями и специалистами, заинтересованными в адаптации ребенка (консультации, лекции).
- Организация системы занятий с участниками образовательного процесса: по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива, по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших), проведение тренингов по основам межличностного общения в многонациональном обществе;
- Мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, викторины, конкурсы, экскурсии;
- Профилактическая работа с семьями детей мигрантов, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.
2.2. Формы работы:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Массовые.
2.3. Социально-педагогическое сопровождение:
- Ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
- Индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, регулярное оказание им необходимой помощи;
- Вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды деятельности;
- Организация коллективной деятельности, общения;
- Помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
- Проведение бесед, встреч с заинтересованными субъектами по проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и их семей.
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Срок выполнения проекта
Реализация проекта по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2016-2018 учебного года.
- Этапы реализации проекта
Деятельность осуществляется в форме реализации отдельных программ, решая задачи трех направлений Проекта.
- Социально-психологическая адаптация
Программа «Закон и порядок»
Программа направлена на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Для ребят проводятся внеклассные часы по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД, ТКДН и ЗП, ПНД, прокуратуры.
Программа по профилактике безнадзорности правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Ориентир»
Программа ориентирована на комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
В рамках этой программы проводятся: ежегодное участие в межведомственной операции «Подросток», межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений (УМВД, ТКДН и ЗП, УСЗН): направление представлений, ходатайств по защите законных интересов детей, проведение Декады правовых знаний (повышение педагогической культуры родителей) и т.д.
Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений «Наша школа – территория дружбы и согласия»
Программа направлена на укоренение в школе неприятия насилия; формирование терпимого отношения к окружающим, гармонизацию межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами, повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу, формированию основ культуры толерантности, увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма, адаптацию детей мигрантов в школе.
- Направление: Учебная адаптация.
Предмет «ОРКСЭ» направлен на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
В рамках этого предмета проводятся: беседы с представителями православной церкви, работа по обучению детей жизни в многонациональном обществе, ежегодный школьный праздник «Дружбы народов».
- Направление: Культурная адаптация.
Программа гражданнско-патриотического воспитания «Память»
Программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.
В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с ветеранами города, совместно с ЦДЮТТ «Патриот» обучающиеся нашей школы участвуют в походах и экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны.
Программа «Содружество» в основе развитие лидерских качеств методами активного социально- психологического обучения; развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала несовершеннолетних; создание комфортной обстановки общения и творчества; формирование мотивационной - потребностной сферы личности старшеклассника, его положительного социального опыта и помощь в освоении социальных ролей; разработка социальных проектов с целью адаптации несовершеннолетних в социуме.
Кружковая работа направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, что обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: познавательные, речевые, художественно-эстетические.
В рамках данного направления была создана панорама «Мы такие разные, но мы вместе» обучающимися образовательного учреждения.
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОЕКТА
4.1. Организационная работа:
- ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
- планирование работы по адаптации детей мигрантов и их семей;
- посещение по месту жительства семей мигрантов;
- социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
- организация работы школьных кружков и секций;
- вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
- педагогический всеобуч для родителей;
- Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий с приглашением специалистов;
- классные часы;
- профориентационная работа;
- оказание помощи в трудоустройстве;
- содействие в организации отдыха детей-мигрантов в течение всего учебного года;
- индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия Проекта направлены на преодоление затруднений обучающихся-мигрантов в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди обучающихся и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма.
№п/п | Мероприятия | Классы | Сроки | Ответственные | |
| |||||
Ознакомление с планом мероприятий по адаптации детей мигрантов на учебный год | сентябрь | Администрация | |||
Накопление методического материала по адаптации детей мигрантов и их семей | В течение года | Администрация | |||
Анализ состояния межнациональных отношений на основе анкетирования, тестирования обучающихся, по результатам которых составляется общешкольный мониторинг | Ноябрь май | Психолог, Заместитель директора по воспитательной работе | |||
II.Мероприятия с учащимися | |||||
Уроки обществознания: -устройство государственности РФ -партийная система РФ | 8 – 11 | По календарно-тематическому плану | Учителя истории | ||
Уроки МХК: - историческое наследие и развитие цивилизаций - религии мира | 9-11 | По календарно-тематическому плану | Учитель МХК | ||
Проведение классных часов, профилактических бесед по адаптации детей мигрантов: -«Учимся решать конфликты»; -«Учимся жить в многоликом мире»; -«Толерантность – дорога к миру» | 1-11 | В течение года | Классные руководители | ||
Библиотечные уроки. | 1-11 | В течение года | Заведующая библиотекой | ||
Месячник, посвященный Дню пожилых людей, с целью социокультурной адаптации мнгрантов. | 1-11 | Октябрь | Классные руководители | ||
Декада правовых знаний: - мероприятия, беседы на тему: «Конституция РФ – основной закон нашей жизни». -мероприятия «Государственные символы России» | 1 – 11 | Ноябрь | Заместитель директора по ВР Учителя истории | ||
Проведение мероприятий в рамках « День защиты детей» (по особому плану). | 1-11 | Май-июнь | Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители | ||
Мероприятия, посвященные Дню народного единства. | 1 – 11 | Ноябрь | Заместитель директора по ВР Учителя истории | ||
Мероприятия в рамках международного Дня толерантности: - творческое дело «Дерево толерантности»; - общешкольная игра «Здравствуйте…»; - игра «Давайте познакомимся!»; | 1-11 | Ноябрь | Заместитель директора по ВР Классные руководители | ||
Уроки права « Конституция РФ о межэтнических отношениях». | 1-11 | Декабрь | Классные руководители | ||
Праздник «Фестиваль «Дружбы народов» | 1-11 | Декабрь | Заместитель директора по ВР Классные руководители | ||
Новогодний карнавал. Тема «Новогодние традиции разных стран» | 1-11 | Декабрь | Заместитель директора по ВР Классные руководители | ||
Мероприятия ко дню рождения города Нижневартовска: -история развития города в аспекте многонациональности -изучение национальных традиций нашего города | 1 – 11 | Март | Заместитель директора по ВР Руководитель МО классных руководителей | ||
Вахта Памяти, посвященная победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг. | 1 – 11 | Май | Заместитель директора по ВР Учителя истории | ||
Проведение выставок в читальном зале - « Литература и искусство народов мира» | 1-11 | В течение учебного года | Заведующий библиотекой | ||
Участие в городских мероприятиях, конкурсах, фестивалях направленных на гармонизацию межнациональных тотношений. | 1-11 | В течение года | Заместитель директора по ВР Классные руководители | ||
Индивидуальные консультации психолога с детьми мигрантов. | 1-11 | В течение года | Педагог-психолог | ||
III. Мероприятия с родителями | |||||
Проведение родительских всеобучей | 1 – 11 | В течение года | Классные руководители | ||
Дни открытых дверей, дни здоровья | 1 – 11 | В течение года | Классные руководители | ||
Индивидуальные консультации психолога с родителями | 1-11 | В течение года | Педагог-психолог | ||
Социально-правовое консультирование родителей | 1-11 | В течение года | Социальный педагог | ||
IV. Мероприятия совместно с субъектами профилактики | |||||
Проведение мероприятий совместно с работниками правоохранительных органов. | В течение года | Администрация | |||
Проведение профилактических бесед, мероприятий представителями: - Центра социальной помощи семье и детям «Кардея». - Центра национальных культур. - Дворца культуры «Октябрь». - Центра детского творчества. - ЦДиЮТТ | По плану учреждений | Заместитель директора по ВР Классные руководители | |||
V. Мероприятия по обеспечению адаптации и социализации детей из семей мигрантов | |||||
Классные часы | 1-11 | По отдельному плану | Зам. директора по ВР, УВР Классные руководители 1 – 11 классов Социальный педагог, Педагог-психолог, медицинский работник школы | ||
Родительские собрания | 1-11 | По отдельному плану | |||
Наблюдение, мониторинг | 1-11 | По отдельному плану | |||
Организационно - воспитательное консультирование учащихся и родителей | 1-11 | По отдельному плану | |||
Социальное сопровождение детей и родителей | 1-11 | По отдельному плану | |||
Анкетирование, тестирование, опросы | 1-11 | По отдельному плану | |||
Тренинговые (практические) занятия | 1-11 | По отдельному плану |
Чем чаще происходят встречи на дополнительных занятиях, кружках, секциях, клубах, тем эффективнее происходит погружение в русскоязычную социокультурную среду, а, следовательно, становится выше ступень социализации ребенка мигранта в образовательном учреждении.
Проект социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе»
- помогает эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Нижневартовска, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех обучающихся;
- механизм адаптации через школу воздействует не только на детей из семей мигрантов, но и на их родителей;
- для реализации программы не нужно вводить дополнительные учебные часы;
- программа может быть реализована в образовательных организациях.
- СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на поэтапную реализацию в течение 2016-2018 годов:
1 Этап (мотивационный – 2016-2017гг)
Цель: обобщение и развитие имеющегося в школе опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; разработка Проекта на уровне школы и проектов по социализации детей мигрантов на уровне классов; ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами Проекта по адаптации детей мигрантов и их семей «Мы такие разные, но мы вместе».
Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские собрания, конференции. Дискуссии.
2 Этап (аналитический – 2016-2017гг)
Цель: выяснить уровень отношений в коллективе обучающихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности об истории Отечества; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у учащихся; создание мониторинга адаптации несовершеннолетних; выявление спроса на организацию досуговой деятельности детей, выработка критериев оценки их эффективности.
Форма реализации: подбор материалов, анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы, тестирования, тренинги.
3 Этап ( реализация - 2017-2018 годы)
Цель: реализация и внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков гражданского поведения учащихся; реализация научно-методических разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка, выход на реальные показатели; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Проекта.
Форма реализации: классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы и т.д.
4 Этап (заключительный – 2017-2018годы)
Цель: обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Проекта; планирование работы на следующий период.
Форма реализации: подведение результатов мониторинга действующих механизмов адаптации и социализации детей мигрантов и их семей; самоанализ результативности работы; анализ уровня воспитанности, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов гражданско-патриотического воспитания.
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 укомплектована высококвалифицированными кадрами.
Кадровый состав по реализации проекта адаптации детей мигрантов и их семей «Мы разные, но мы вместе» на 2016-2018 учебный год:
- директор школы;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог- организатор;
- классные руководители;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- педагоги школы;
- члены Управляющего совета;
- представители Совета старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
- Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
- Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Структура коррекционно-развивающих занятий по профилактике школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом //
- Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998
- Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005
- Выступец Н. П. Педагогика социальных проектов //Директор школы: журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. - 2012. - № 3. - С. 82 - 87. - (Воспитание и дополнительное образование)
- Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе.
- Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010
- Курашкина Е.В. Социальное самочувствие учащегося в образовательно-воспитательном пространстве средней школы: роль учителя и школьного психолога // Сборник статей по итогам научно-практической конференции «Апрельские чтения». – М.: МАБиУ, 2010
- Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в поликультурном пространстве
- О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1.
- Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003
- Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005
- Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы такие разные и мы вместе".
Проект по гражданско - патриотическому направлению....
Мы все такие разные, но мы вместе
Цели:– создание условий для успешной социализации личности каждого воспитанника группы.Задачи:- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу,...
Внеклассное мероприятие по теме: "Мы такие разные, но мы вместе"
Внеклассное мероприятие по теме: «Мы такие разные, но мы вместе» (конфликт и пути его решения) является частичкой воспитательной работы по обучению учащихся бесконфликтному общению. Главная ...
Мероприятие, посвященное Международному дню инвалида,"Мы все такие разные, но мы – вместе."
Цель: Воспитывать гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу; воспитывать в детях чувства сопереживания милосердия...
Презентация "Мы такие разные, но мы вместе"
Презентация к занятию по толерантности....
классный час "Мы такие разные, но мы вместе"
Классный час по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ...
Методическая разработка ко Дню народного единства "Мы такие разные, но мы вместе!"
Современный культурный человек отличается не только уровнем образования и самодостаточности, но и наличием у него чувства уважения к окружающим. Дружба является фактором социализации личности, определ...