«Мы такие разные, но мы вместе»
проект на тему

Создание условий, способствующих адаптации и социали­зации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_takie_raznye_no_my_vmeste.doc879 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Мы такие разные, но мы вместе»

2016-2018 гг.

           Автор проекта:

Игнатенко Галина Вениаминовна, социальный педагог

                

Нижневартовск, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        2

1. Пояснительная записка.        4

2. Цель и задачи Проекта.        6

3. Содержание Проекта        7

4. Сроки и этапы реализации Проекта .        8

5. Содержание работы по направлениям.        10

6. План мероприятий по реализации Проекта.        11

7.  Сроки и этапы реализации Проекта.        15

8. Кадровое обеспечение.        16

9.Список литературы.        17


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Проект по социально-культурной адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе»

Руководитель проекта

Заместитель директора по воспитательной работе Савченко О.П.

Адрес организации-исполнителя

Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Комсомольский бульвар, 10 а, тел.: 8(3466)67-25-50

Разработчик проекта

Социальный педагог МБОУ «СШ №11»

Игнатенко Г.В.

Целевые группы

- дети из семей мигрантов

Правовая основа проекта

  1. Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  4. Указы Президента;
  5. Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цель проекта

Создание условий, способствующих адаптации и социализации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом

Задачи проекта

  1. Включение в процесс адаптации детей-мигрантов их родителей.
  2. Освоение образовательных программ детьми-мигрантами.
  3. Формирование культурной грамотности обучающихся.
  4. Воспитание снисходительного отношения обучающихся школы.
  5. Воспитание культуры общения детей-мигрантов, умения контактировать с представителями разных культур.

Направленность

Социально-педагогическая

Сроки реализации проекта

2016 - 2018 гг.

Исполнители проекта

Педагогический коллектив МБОУ «СШ №11»

Вид проекта

Модифицированный

Уровень реализации проекта

Начальное общее образование, основное общее образование

Финансовое обеспечение проекта

Выполнение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от арендной платы, добровольные пожертвования).

Управление реализацией проекта

Координационный совет, в состав которого входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог- организатор, классные руководители, представители Совета старшеклассников, педагоги, а также другие участники образовательного учреждения, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности в данном направлении.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении основного общего образования посредством понижения языкового барьера участников образовательного процесса (обучающийся мигрант – обучающийся, владеющий русским языком), снятие психологических проблем, развитие многонационального пространства школы.

Количественные: 100% обучающихся плохо владеющих русским языком, освоят основное общее образование на соответствующей ступени, включение 85% детей-мигрантов в активную социально значимую деятельность образовательного учреждения путем участия в общественных делах класса и школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 В настоящее время, в связи с политической нестабильностью, финансовыми трудностями и отсутствием работы в странах ближнего зарубежья, наблюдается рост миграционной мобильности населения.

В результате вынужденной миграции в непростом положении, в первую очередь, оказываются дети. Они испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Необходимо помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться, в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.

Возможность аренды недорогого жилья всегда привлекательна, особенно, для мигрантов. Так в период организации подвоза обучающихся из удаленных от города жилых поселков, в которых в основном проживают семьи, прибывшие из стран ближнего зарубежья, привело к тому, что наше образовательное учреждение столкнулось не только с увеличением количества детей мигрантов, но и с их адаптацией. Поэтому администрации школы и педагогическому коллективу необходимо было найти наиболее эффективные методы и формы работы для успешного вливания детей мигрантов, с трудностями в обучении и отклонениями в поведении, в уже сложившийся детский коллектив. В настоящий момент в школе обучаются обучающиеся 28 национальностей. Это не могло не отразиться на качестве образования в школе.

Задача образования – воспитание законопослушного гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания.

На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не родной и даже не является языком обучения, он просто изучается как предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка в школах стран ближнего зарубежья, сокращено, а в некоторых вообще прекращено. Поэтому, уровень владения русским языком данной категории обучающихся не соответствует требованиям школ Российской Федерации. Следовательно, возникает главная проблема – плохое знание или незнание русского языка и как следствие:

  1. Сложность в изучении учебного материала;
  2. Трудность в общении с русскоговорящими детьми и учителями;
  3. Проблема с адаптацией.

Сталкиваясь с этими трудностями, не зная языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозные традиции, педагогам приходиться решать повседневные проблемы детей-мигрантов.

Решением данных проблем является создание проекта по социальной адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе» (далее – Проект), который включает в содержание социокультурное и психолого-педагогическое направления.

Особенность Проекта заключается в использовании комплексно - дифференцированного подхода для решения проблемы, что позволяет развивать склонности, способности, интересы и адаптировать детей-мигрантов к обществу в многонациональной среде.

Структура Проекта предполагает трехуровневую модель адаптации детей-мигрантов к новым для них общественно-культурным условиям, согласно которым основными направлениями данного процесса являются:

  1. Социально-психологическая адаптация - отслеживает межличностное взаимодействие обучающихся, внутришкольные связи, их гармоничность, широту, глубину и удовлетворенность ими.
  2. Учебная адаптация -  подразумевает особенности включения обучающихся в учебную и воспитательную деятельность класса и школы, что приводит к усвоению предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок.
  3. Культурная адаптация - развитие творческих способностей обучающихся, готовность следовать культурным образцам, знание истории и современной жизни принимающего общества. Другая сторона этого процесса – включение в местную культуру происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.

Правовая основа проекта

Правовую основу проекта адаптации семей и детей-мигрантов составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  •  Указы Президента;
  • Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий, способствующих адаптации и социализации детей-мигрантов для жизни в целом и слияния с городским сообществом.

  Задачи:

  1. Включение в процесс адаптации детей-мигрантов их родителей.
  2. Освоение образовательных программ детьми-мигрантами.
  3. Формирование культурной грамотности обучающихся.
  4. Воспитание снисходительного отношения обучающихся школы.
  5. Воспитание культуры общения детей-мигрантов, умения контактировать с представителями разных культур.

Ожидаемые результаты:

Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей мигрантов в освоении основного общего образования посредством понижения языкового барьера участников образовательного процесса (обучающийся мигрант – обучающийся, владеющий русским языком), снятие психологических проблем, развитие многонационального пространства школы.

Количественные: 100% обучающихся плохо владеющих русским языком, освоят основное общее образование на соответствующей ступени, включение 85% детей-мигрантов в активную социально значимую деятельность образовательного учреждения путем участия в общественных делах класса и школы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основные направления деятельности: 

  • Активная работа с родителями и специалистами, заинтересованными в адаптации ребенка (консультации, лекции).
  • Организация системы занятий с участниками образовательного процесса: по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива, по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших), проведение тренингов по основам межличностного общения в многонациональном обществе;
  • Мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные детьми-мигрантами представления и помочь правильно ориентироваться в жизни: анкетирование, беседы, викторины, конкурсы, экскурсии;
  • Профилактическая работа с семьями детей мигрантов, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

2.2. Формы работы:

  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Массовые.

2.3. Социально-педагогическое сопровождение:

  • Ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение на дому и обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи;
  • Индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их родителями, регулярное оказание им необходимой помощи;
  • Вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды деятельности;
  • Организация коллективной деятельности, общения;
  • Помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении физического и психического здоровья через различные формы работы;
  • Проведение бесед, встреч с заинтересованными субъектами по проблемам адаптации обучающихся их числа мигрантов и их семей.

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  1. Срок выполнения проекта

Реализация проекта по адаптации семей мигрантов и детей-мигрантов будет осуществляться в течение 2016-2018 учебного года.

  1. Этапы реализации проекта

Деятельность осуществляется в форме реализации отдельных программ, решая задачи трех направлений Проекта.

  1. Социально-психологическая адаптация

Программа «Закон и порядок»

Программа направлена на правовое просвещение школьников, профилактику правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного сознания и предупреждение проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодёжной среде; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Для ребят проводятся внеклассные часы по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с представителями УМВД, ТКДН и ЗП, ПНД, прокуратуры.

Программа по профилактике безнадзорности правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Ориентир»

Программа ориентирована на комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.

В рамках этой программы проводятся: ежегодное участие в межведомственной операции «Подросток», межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений (УМВД, ТКДН и ЗП, УСЗН): направление представлений, ходатайств по защите законных интересов детей, проведение Декады правовых знаний (повышение педагогической культуры родителей) и т.д.

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений «Наша школа – территория дружбы и согласия»

Программа направлена на укоренение в школе неприятия насилия; формирование терпимого отношения к окружающим, гармонизацию межличностных отношений подростков со сверстниками, родителями, педагогами, повышение уровня развития способности к сотворчеству и компромиссу, формированию основ культуры толерантности, увеличение количества тематических выставок, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма, адаптацию детей мигрантов в школе.

  1. Направление: Учебная адаптация.

Предмет «ОРКСЭ» направлен на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; 
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. 

В рамках этого предмета проводятся: беседы с представителями православной церкви, работа по обучению детей жизни в многонациональном обществе, ежегодный школьный праздник «Дружбы народов».

  1. Направление: Культурная адаптация.

Программа гражданнско-патриотического воспитания «Память»

Программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание   школьников   на   основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти защитников Родины.

В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница», работа с ветеранами города, совместно с ЦДЮТТ «Патриот» обучающиеся нашей школы участвуют в походах и экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны.

Программа «Содружество» в основе развитие лидерских качеств методами активного социально- психологического обучения; развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала несовершеннолетних; создание комфортной обстановки общения и творчества; формирование мотивационной - потребностной сферы личности старшеклассника, его положительного социального опыта и помощь в освоении социальных ролей; разработка социальных проектов с целью  адаптации  несовершеннолетних в социуме.

Кружковая работа направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, что обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: познавательные, речевые, художественно-эстетические.

В рамках данного направления была создана панорама «Мы такие разные, но мы вместе» обучающимися образовательного учреждения.


IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОЕКТА

4.1. Организационная работа:

  • ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
  • планирование работы по адаптации детей мигрантов и их семей;
  •  посещение по месту жительства семей мигрантов;
  • социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
  • организация работы школьных кружков и секций;
  •  вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
  • педагогический всеобуч для родителей;

  1. Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа мигрантов:
  • реализация системы воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий с приглашением специалистов;
  • классные часы;
  • профориентационная работа;
  • оказание помощи в трудоустройстве;
  • содействие в организации отдыха детей-мигрантов в течение всего учебного года;
  • индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями (законными представителями);
  • организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей;
  • организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия Проекта направлены на преодоление затруднений обучающихся-мигрантов  в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия  среди обучающихся и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма.

№п/п

Мероприятия

Классы

Сроки

Ответственные

  1. Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательной организации

Ознакомление с планом мероприятий по адаптации детей мигрантов на учебный год

сентябрь

Администрация

Накопление методического материала по адаптации детей мигрантов и их семей

В течение года

Администрация

Анализ состояния межнациональных отношений на основе анкетирования, тестирования  обучающихся, по результатам которых составляется общешкольный мониторинг

Ноябрь

май

Психолог,

 Заместитель директора по воспитательной работе

                                        II.Мероприятия с учащимися

Уроки обществознания:

-устройство государственности РФ

-партийная система РФ

8 – 11

По календарно-тематическому плану

Учителя истории

Уроки МХК:

- историческое наследие и развитие цивилизаций

- религии мира

9-11  

По календарно-тематическому плану

Учитель МХК

Проведение классных часов, профилактических бесед по адаптации детей мигрантов:

-«Учимся решать конфликты»;

-«Учимся жить в многоликом мире»;

-«Толерантность – дорога к миру»

1-11

В течение года

Классные руководители

Библиотечные уроки.

1-11

В течение года

Заведующая библиотекой

Месячник, посвященный Дню пожилых людей, с целью социокультурной адаптации мнгрантов.

1-11

Октябрь

Классные руководители

Декада правовых знаний:

- мероприятия, беседы на тему: «Конституция РФ – основной закон нашей жизни».

-мероприятия «Государственные символы России»

1 – 11

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Учителя истории

Проведение мероприятий в рамках « День защиты детей» (по особому плану).

1-11

Май-июнь

Преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители

Мероприятия, посвященные Дню народного единства.

1 – 11

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Учителя истории

Мероприятия в рамках международного Дня толерантности:

- творческое дело «Дерево толерантности»;

- общешкольная игра «Здравствуйте…»;

- игра «Давайте познакомимся!»;

1-11

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Уроки права « Конституция РФ о межэтнических отношениях».

1-11

Декабрь

Классные руководители

Праздник «Фестиваль «Дружбы народов»

1-11

Декабрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Новогодний карнавал. Тема «Новогодние традиции разных стран»

1-11

Декабрь

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Мероприятия ко дню рождения города  Нижневартовска:

-история развития города в аспекте многонациональности

-изучение национальных традиций  нашего города

1 – 11

Март

Заместитель директора по ВР

Руководитель МО классных руководителей

Вахта  Памяти, посвященная  победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.

1 – 11

Май

Заместитель директора по ВР

Учителя истории

Проведение выставок в читальном зале

- « Литература и искусство народов мира»

1-11

В течение учебного года

Заведующий библиотекой

Участие в городских мероприятиях, конкурсах, фестивалях  направленных на гармонизацию межнациональных тотношений.

1-11

В течение года

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Индивидуальные консультации психолога с детьми мигрантов.

1-11

В течение года

Педагог-психолог

III. Мероприятия с родителями

Проведение родительских всеобучей

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Дни открытых дверей, дни здоровья

1 – 11

В течение года

Классные руководители

Индивидуальные консультации психолога с родителями

1-11

В течение года

Педагог-психолог

Социально-правовое консультирование родителей

1-11

В течение года

Социальный педагог

IV. Мероприятия совместно с субъектами профилактики

Проведение мероприятий совместно с работниками правоохранительных органов.

В течение года

Администрация

Проведение профилактических бесед, мероприятий представителями:

- Центра социальной помощи семье и детям «Кардея».

- Центра национальных культур.

- Дворца культуры «Октябрь».

- Центра детского творчества.

- ЦДиЮТТ

По плану учреждений

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

V. Мероприятия по обеспечению адаптации и социализации детей из семей мигрантов

Классные часы

1-11

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, УВР

Классные руководители

1 – 11 классов

Социальный педагог,

Педагог-психолог, медицинский работник школы

Родительские собрания

1-11

По отдельному плану

Наблюдение, мониторинг

1-11

По отдельному плану

Организационно - воспитательное консультирование учащихся и родителей

1-11

По отдельному плану

Социальное сопровождение детей и родителей

1-11

По отдельному плану

Анкетирование, тестирование, опросы

1-11

По отдельному плану

Тренинговые (практические) занятия

1-11

По отдельному плану

Чем чаще происходят встречи на дополнительных занятиях, кружках, секциях, клубах, тем эффективнее происходит погружение в русскоязычную социокультурную среду, а, следовательно, становится выше ступень социализации ребенка мигранта в образовательном учреждении.

Проект социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов «Мы такие разные, но мы вместе»

  • помогает эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Нижневартовска, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех обучающихся;
  • механизм адаптации через школу воздействует не только на детей из семей мигрантов, но и на их родителей;
  • для реализации программы не нужно вводить дополнительные учебные часы; 
  • программа может быть реализована в образовательных организациях.

  1. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект рассчитан на поэтапную реализацию в течение 2016-2018 годов:

1 Этап (мотивационный – 2016-2017гг)

Цель: обобщение и развитие имеющегося в школе опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; разработка Проекта на уровне школы и проектов по социализации детей мигрантов на уровне  классов; ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами Проекта по адаптации детей мигрантов и их семей «Мы такие разные, но мы вместе».

Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские собрания, конференции. Дискуссии.

2 Этап (аналитический – 2016-2017гг)

Цель: выяснить уровень отношений в коллективе обучающихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности об истории Отечества; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у учащихся; создание мониторинга адаптации несовершеннолетних; выявление спроса на организацию досуговой деятельности детей, выработка критериев оценки их эффективности.

Форма реализации: подбор материалов, анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы, тестирования, тренинги.

3 Этап ( реализация  - 2017-2018 годы)  

Цель: реализация и  внедрение в образовательный процесс передовых педагогических технологий, способствующих формированию опыта и навыков гражданского поведения учащихся; реализация научно-методических разработок и технологий по данной проблеме; диагностика, корректировка, выход на реальные показатели; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Проекта.

Форма реализации: классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы и т.д.

4 Этап (заключительный – 2017-2018годы)

Цель: обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Проекта; планирование работы на следующий период.

Форма реализации: подведение результатов мониторинга действующих механизмов адаптации и социализации детей мигрантов и их семей; самоанализ результативности работы; анализ уровня воспитанности, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов гражданско-патриотического воспитания.

  1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №11 укомплектована высококвалифицированными кадрами.

      Кадровый состав по реализации проекта адаптации детей мигрантов и их семей  «Мы разные, но мы вместе» на 2016-2018 учебный год:

  • директор школы;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • педагог- организатор;
  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • педагоги школы;
  • члены Управляющего совета;
  • представители Совета старшеклассников. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей  V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2011 г.
  2. Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Структура коррекционно-развивающих занятий по профилактике школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом //
  3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998
  4. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005
  5. Выступец Н. П. Педагогика социальных проектов //Директор школы: журнал для руководителей учебных заведений и органов образования. - 2012. - № 3. - С. 82 - 87. - (Воспитание и дополнительное образование)
  6. Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе.
  7. Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010
  8. Курашкина Е.В. Социальное самочувствие учащегося в образовательно-воспитательном пространстве средней школы: роль учителя и школьного психолога // Сборник статей по итогам научно-практической конференции «Апрельские чтения». – М.: МАБиУ, 2010
  9. Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в поликультурном пространстве
  10. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1.
  11. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008
  12. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  13. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003
  14. Толерантность в межкультурном диалоге/под ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко – М.: 2005
  15. Тыртышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы такие разные и мы вместе".

Проект по гражданско - патриотическому направлению....

Мы все такие разные, но мы вместе

Цели:– создание условий для успешной социализации личности каждого воспитанника группы.Задачи:- создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу,...

Внеклассное мероприятие по теме: "Мы такие разные, но мы вместе"

Внеклассное мероприятие по теме: «Мы такие разные, но мы вместе» (конфликт и пути его решения) является частичкой воспитательной работы по обучению учащихся бесконфликтному общению. Главная ...

Мероприятие, посвященное Международному дню инвалида,"Мы все такие разные, но мы – вместе."

Цель: Воспитывать гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями; воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу; воспитывать в детях чувства сопереживания милосердия...

Презентация "Мы такие разные, но мы вместе"

Презентация к занятию по толерантности....

классный час "Мы такие разные, но мы вместе"

Классный час по формированию толерантного отношения  к людям с ОВЗ...

Методическая разработка ко Дню народного единства "Мы такие разные, но мы вместе!"

Современный культурный человек отличается не только уровнем образования и самодостаточности, но и наличием у него чувства уважения к окружающим. Дружба является фактором социализации личности, определ...