Образовательная программа клуба "Русские шашки" -"Игра моего народа"
рабочая программа на тему
Настоящая программа предназначена для шашечного клуба "Русские шашки" и является попыткой систематизировать и обобщить методические материалы для обучения детей игре в русские шашки.
Программа составлена на основе многолетнего опыта работы ведущих тренеров страны при работе со школьниками по обучению игры в русские шашки и повышению спортивного мастерства.
Игра в шашки способствует воспитанию сильной воли, внимания, усидчивости, привычки к самостоятельным занятиям и развивает воображение учащихся.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yaroslavtseva_a.i.gimnaziya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ягринская гимназия»
«Утверждаю»
Директор
Космачев Б.Г.
«01» октября 2014 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИГРА МОЕГО НАРОДА»
Возраст детей, на которых рассчитана программа 7-17 лет
(срок реализации – 10 лет)
Педагог дополнительного образования:
Ярославцев Анатолий Иванович
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитывая, что русские шашки – это сплав спорта, искусства, науки, дополнительная образовательная программа «Игра моего народа» в клубе «Русские шашки» имеет культурно-спортивную, научно-художественную направленность (изучение шашечной теории, творческих достижений мастеров прошлого).
Данная программа является попыткой систематизировать и обобщить методические материалы для обучения детей игре в русские шашки.
Рекомендуемая программа составлена на основании многолетнего опыта работы ведущих тренеров страны и предназначена для клубной работы со школьниками по обучению игре в русские шашки и повышению спортивного мастерства.
Учебный материал в программе рассчитан на этапы начальной подготовки, учебно-тренировочные занятия, этап спортивного совершенствования.
Возраст детей участвующих в образовательной программе 7-12 лет.
Срок реализации 4 года.
Такая структура позволит пользоваться унифицированной программой и создаст единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки шашистов.
При подготовке шашиста высокой квалификации следует исходить из совершенствования тактического зрения, расчета, понимания позиции, техники игры в окончаниях.
Серьезная дебютная подготовка имеет смысл лишь при создании этого прочного «фундамента».
В начальной подготовке главной задачей является акцентирование внимания на элементы комбинационной техники.
Учащиеся должны научиться решать комбинации, не передвигая шашек, хорошо усвоить приемы устранения «мешающих» шашек соперника, «доставки» недостающих шашек, подрыва слабых полей, использования свободного темпа (роздыха).
Чтобы решение комбинаций не превратилось в механическую и однообразную работу, следует периодически проводить конкурсы решений, предлагать учащимся самостоятельно отбирать наиболее красивые комбинации, попробовать свои силы в составлении несложных комбинаций. Это поможет формированию эстетического подхода к игре.
Учащиеся должны твердо усвоить значение и роль основных стадий партии: начала (дебюта), середины (миттельшпиля), окончания (эндшпиля); определение и взаимосвязь стратегии и тактики; знать основные приемы игры; понимать идеи наиболее популярных дебютов.
В учебно-тренировочной работе первой и второй ступени обучения рекомендуется экономить учебное время, затрачиваемое на решение комбинаций, предлагая домашние задания.
Изучение приемов игры в окончаниях также должно сопровождаться закреплением пройденного материала посредством решения дома примеров.
Следует помнить, что исключительно важна роль повторения. К главным темам программы нужно возвращаться в течение всего учебного года.
При изучении позиционной игры и дебютов следует помнить, что для каждого разряда глубина и объем освоения материала возрастают. Основные стратегические понятия (центр, бортовые шашки, связки, окружение и т. д.) постепенно обрастают для учащихся все новым смыслом. Дебюты тоже изучаются в тесной связи с идеями позиционной игры.
Объяснение нового материала можно предварить до занятий решением учебных позиций на предстоящую тему, тем самым подготавливая восприятие.
Объяснение нового материала можно проводить и на примерах из партий учащихся. Можно также давать им учебные примеры для самостоятельного анализа и обобщения.
При изучении позиционной игры в учебно-тренировочных группах первых трех лет обучения главное для учащихся — освоение техники борьбы за активные поля, фиксации бортовых шашек и разыгрывания связок.
В преподавании дебютов уже на первых шагах следует предупреждать «зубрежку» вариантов. Надо добиваться понимания учащимися идеи дебюта, требовать от них словесного воспроизведения событий в начальной стадии партии. Это улучшает запоминание и развивает воображение учащихся.
Учащиеся должны иметь отдельные тетради для теории, домашних заданий и записи партий.
На уровне третьего-второго разрядов начинается приобщение юных шашистов к самостоятельной работе с литературой. Вначале рекомендуется осваивать только книги по тактике. В дальнейшем можно перейти к изучению литературы по дебюту, позиционной игре, окончаниям.
Сложнейшей проблемой уже на раннем этапе совершенствования шашистов является повышение надежности игры. Проводить несложные комбинации учащиеся способны достаточно рано. Гораздо труднее дается им предупреждение комбинации соперника. В этом направлении следует предпринять ряд воспитательных и специальных мер, повышающих концентрацию внимания и усидчивость.
Чтобы проверка возможных жертв со стороны противника стала привычной, можно применять сеансы одновременной игры с задачей: не попасться на комбинацию, а также турниры с особым подсчетом очков (за пропущенную комбинацию отнимаются, а за проведенную—насчитываются дополнительные баллы).
Есть еще один метод «профилактики»: проверять наиболее уязвимые дамочные поля в своей позиции и определять, какие шашки соперника способны туда попасть. Это позволит предупреждать, по крайней мере, грубые просмотры.
При спортивном совершенствовании происходит сочетание тренировок под руководством преподавателя с индивидуальной работой. Учащиеся осваивают наследие прошлого и современные достижения в теории и практике, типовые стратегические идеи, учатся умению определять особенности позиции и намечать план игры.
Постоянное внимание должно быть уделено запасу типовых тактических идей, совершенствованию комбинационного зрения, работе над повышением дальности, быстроты и точности расчета, анализу собственного творчества и партий крупнейших соревнований, овладению основами психологии, созданию индивидуальной системы подготовки к соревнованиям, определению задач по отработке отдельных элементов техники для каждого турнира.
Учащиеся должны изучить системы игры с жеребьевкой начальных ходов.
При начальной подготовки теоретическим занятиям отводится не больше трети учебного времени. Главное внимание здесь уделяется турнирам, сеансам одновременной игры, тематическим партиям.
Начиная с третьего разряда рекомендуется играть только с записью партий.
При анализе партий важно не перегружать учащихся информацией. Анализ партии должен служить и тренировкой расчета.
Для наглядности и лучшего запоминания характерные ошибки следует фиксировать в тетради. Анализ партии — важнейшее средство совершенствования логического мышления учащихся.
На ступенях спортивного совершенствования в процесс формирования шашиста активно включается участие его в соревнованиях. В турнирных партиях происходит отработка техники, дебютного репертуара, расчета.
У специалистов нет единого мнения относительно оптимальной турнирной нагрузки. На уровне IV, III и II разрядов она может достигать 100—120 партий в год, поскольку продолжительность и напряженность партий еще невелика. При достижении первого разряда и кандидата в мастера достаточно 70—80 партий, так как они требуют более серьезной подготовки и осмысления.
Нецелесообразно участие в турнирах, где разница в силе соперников превышает два разряда.
При разборе партий следует: во-первых, подчеркнуть логику стратегического плана, необходимость последовательного осуществления замысла, а во-вторых, отметить обязательность конкретного подхода к позиции, тактической бдительности.
Большое значение имеет рассмотрение практических окончаний. Им надо уделять много времени, чтобы учащиеся усвоили специфику планирования и расчета на этой стадии партии.
Важное место в учебно-тренировочной работе занимают индивидуальные занятия. Они очень эффективны и необходимы в учебных группах всех уровней.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цели:
- всестороннее развитие личности ребёнка;
- популяризация древнейшей национальной игры русского народа;
- воспитание любви к народной традиционной игре;
Основными задачами работы клуба «Русские шашки» являются:
- изучение культурных аспектов шашек;
- подготовка юных спортсменов массовых разрядов;
- подготовка шашистов высокой квалификации для участия в районных, областных, республиканских соревнованиях;
- подготовка инструкторов-общественников и судей по спорту из числа занимающихся;
- организация внеклассной работы по шашкам.
Комплектование
Клуб «Русские шашки» комплектуется путем широкого отбора наиболее способных к шашкам детей и подростков.
Учебные группы комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовки занимающихся.
В клуб принимаются дети с 7 лет по заявлению родителей (законных представителей).
Отбор
Поиск и отбор способных детей и подростков осуществляется при проведении различных соревнований новичков, сеансов одновременной игры и других массовых мероприятий.
Отбор учащихся для занятий осуществляется на протяжении всего года.
На первом этапе (этап предварительного отбора) — ознакомление с детьми, имеющими желание заниматься шашками. Задача этапа — отбор учащихся для последующей тренировочной работы.
На втором этапе (этап углубленного отбора) обращается основное внимание на способность к обучению юных шашистов, а не на выявление исходного уровня подготовленности. На этом этапе выявляются дети, имеющие способности к занятиям шашками.
На третьем этапе (этап спортивной ориентации) ведется углубленное всестороннее наблюдение за каждым учащимся и уделяется большое внимание развитию у детей специальных качеств (шашечная память, быстрота восприятия нового материала, тактическая зоркость и др.).
Занятия с юными шашистами проводятся согласно расписанию.
Ниже приводится примерный план работы (в часах) на весь курс обучения, а также годовые тематические графики расчета учебных часов для всех этапов.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Тематический план первого года обучения
3 раза в неделю по 3 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - |
2 | История развития шашек | 2 | 2 | - |
3 | Шашечный кодекс | 1 | 1 | - |
4 | Первоначальные понятия | 24 | 6 | 18 |
5 | Тактика | 50 | 10 | 40 |
6 | Стратегия | 20 | 4 | 16 |
7 | Эндшпиль | 30 | 6 | 24 |
8 | Дебют | 16 | 4 | 12 |
9 | Композиция | 10 | 1 | 9 |
10 | Спаринг-тренировки, сеансы одновременной игры, конкурсы решений | 57 | 2 | 55 |
11 | Классификационные турниры | 77 | - | 77 |
12 | Итого: | 288 | 37 | 251 |
Тематический план второго года обучения
3 раза в неделю по 3 часа
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - |
2 | История развития шашек | 2 | 2 | - |
3 | Отечественная шашечная школа | 2 | 2 | - |
4 | Шашечный кодекс | 2 | 2 | - |
5 | Тактика | 54 | 20 | 34 |
6 | Стратегия | 26 | 3 | 23 |
7 | Эндшпиль | 28 | 5 | 23 |
8 | Дебют | 45 | 25 | 20 |
9 | Композиция | 15 | 1 | 14 |
10 | Спортивный режим, психологическая подготовка | 10 | 1 | 9 |
11 | Спаринг-тренировки, сеансы одновременной игры, конкурсы решений | 43 | - | 43 |
12 | Классификационные турниры | 60 | - | 60 |
13 | Другие соревнования | Согласно календарному плану | ||
14 | Итого: | 288 | 62 | 226 |
Тематический план третьего года обучения
9 часов занятий в неделю (3+3 +3ч.)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - |
2 | История развития шашек | 2 | 2 | - |
3 | Отечественная шашечная школа | 2 | 2 | - |
4 | Шашечный кодекс | 4 | 1 | 3 |
5 | Тактика | 37 | 10 | 27 |
6 | Стратегия | 40 | 10 | 30 |
7 | Эндшпиль | 42 | 13 | 29 |
8 | Дебют | 38 | 15 | 23 |
9 | Композиция | 15 | 1 | 14 |
10 | Спортивный режим, методы подготовки к соревнованиям | 2 | 2 | - |
11 | Спаринг-тренировки, сеансы одновременной игры, конкурсы решений, консультационные партии | 54 | - | 54 |
12 | Классификационные турниры | 51 | - | 51 |
13 | Другие соревнования | Согласно календарному плану | ||
14 | Итого: | 288 | 57 | 231 |
Тематический план четвёртого года обучения
9 часов занятий в неделю (3+3+3 ч.)
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | - |
2 | История развития шашек | 2 | 2 | - |
3 | Отечественная шашечная школа | 2 | 2 | - |
4 | Шашечный кодекс | 4 | 1 | 3 |
5 | Тактика | 37 | 10 | 27 |
6 | Стратегия | 40 | 10 | 30 |
7 | Эндшпиль | 42 | 13 | 29 |
8 | Дебют | 38 | 15 | 23 |
9 | Композиция | 15 | 1 | 14 |
10 | Спортивный режим, методы подготовки к соревнованиям | 2 | 2 | - |
11 | Спарринг-тренировки, сеансы одновременной игры, конкурсы решений, консультационные партии | 54 | - | 54 |
12 | Классификационные турниры | 51 | - | 51 |
13 | Другие соревнования | Согласно календарному плану | ||
14 | Итого: | 288 | 57 | 231 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения
1 этап
1.Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул — ходи», «бить — обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры.
2. Исторический обзор
Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках.
Шашки в культурной жизни России. А. Д. Петров. Первая книга о шашках на русском языке. Роль М. К. Гоняева, Н. Н. Панкратова, Д. И. Саргина, В. И. Шошина, П. П. Боброва, П. Н. Бодянского в популяризации шашек.
3. Начальные сведения
Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
4. Начало партии
Значение начала (дебюта) в русских шашках.
Стратегические функции. Форсированный характер многих дебютных вариантов.
Важность понимания идей дебютов. Точность разыгрывания дебютных вариантов.
Цель хода 1.с3-d4 — развитие левого фланга белых. Начало «Отыгрыш» — первые 5-6 ходов.
5. Середина игры
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введения шашек в игру. «Золотая» шашка. Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.
6. Окончания
Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин.
7. Спортивный режим
Значение спортивного режима. Ежедневная гимнастика, водные процедуры, нормальный сон, питание, двигательная активность.
Второй год обучения
1 этап
/. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная.
2. Исторический обзор
Достижения сильнейших мастеров России С. А. Воронцова, Ф. А. Каулена, А. И. Шошина. Шашки в периодической печати XIX — начала XX веков.
3. Начало партии
Начала «Кол», «Тычок» — первые 5—6 ходов.
«Перекресток» — разыгрывание связки типа «клещи».
«Вилочка» — первые ходы.
4. Середина игры
Определение понятий стратегии и тактики. Понятие «активные поля». Значение полей d4, f4 (с5, е5).
Ударные колонны. Их роль в борьбе за активные поля. Понятия: кол, тычок, рожон, связка, зажим, отсталые шашки.
Расчет и план. Простейшие приемы. Идея и; механизм комбинации.
5. Окончания
Понятия: цепочка, столбняк, переплет, западня, застава.
4 дамки против 2-х дамок.
6. Основы методики тренировки
Тренировка — процесс всестороннего совершенствования шашиста, приобретение им специальных знаний, навыков и развития индивидуальных качеств.
7. Спортивный режим
Понятие о гигиене. Основные сведения о гигиене физкультуры и спорта. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания.
2 этап
1. Шашечный кодекс
Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
2. Исторический обзор
Расцвет шашечного спорта в 19-20 вв. Организация шашечного движения. Периодическая шашечная печать. Первые чемпионаты страны.
3. Начало партии
Начала «Городская партия», «Старая партия» — первые 7— 8 ходов.
«Жертва Кукуева» — начальное представление.
«Обратная городская партия», «Игра Филиппова», «Игра Каулена», «Игра Бодянского»— первые 5—6 ходов.
4. Середина игры
Важность колонны g1, f2, е3 (b8, с7, d6) для борьбы с центральными шашками соперника. Роль шашки g1 (b8). Ослабление этого поля — причина малоэффективной игры правого фланга и создания соперником комбинационных угроз.
Кол и тычок. Их роль в развитии атаки в центре. Способы их постановки.
Сила и слабость шашки е5 (а4).
Решето — серьезный изъян позиции.
Экономичность и инициатива при связке. Основной принцип игры в связках: связанная сторона стремится высвободиться с помощью разменов, связывающая—переносит активные действия на другой фланг, ослабляя его разменами. Основные типы связок в центре и на, флангах. Зажим. Использование комбинаций для подрыва связки. Отсталые шашки а1 (b8) и h2
(а7). Причины их образования и способы активизации.
Признаки наличия комбинации. Значение свободного темпа (роздыха).
Элементы техники расчета. «Дерево вариантов».
5. Окончания
Приемы: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки и простой.
6. Литература по русским шашкам
Значение шашечной литературы для совершенствования шашиста. Специальные пособия по теории игры.
7. Основы методики тренировки
Круглогодичность тренировок. Основные требования, предъявляемые к организации учебно-тренировочного процесса.
8. Спортивный режим
Краткие сведения об анатомии и физиологии человека. Роль центральной нервной системы в деятельности организма. Значение физических упражнений и закаливания.
3 этап
/. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Контроль времени на обдумывание ходов в партии. Таблица очередности игры в соревнованиях. Правило определения цвета шашек. Проведение соревнований по швейцарской системе.
2. Исторический обзор
Роль старшего поколения русских мастеров в становлении отечественной шашечной школы. Творчество В. В. Медкова, Н. А. Кукуева. Появление талантливых мастеров: С. Натова, Б. Блиндера, Д. Шебедева, И. Тимковского.
3. Начало партии
Начало «Отыгрыш». Борьба за центр.
«Городская партия». Идеи связки центра с поля с5. Переход на блокаду правого фланга при помощи шашек с5, d6.
«Новое начало». Трудности, возникающие из-за преждевременной активизации правого фланга черных.
«Игра Романычева». Использование переразвития черных посредством связки центра с поля f4.
«Центральная партия». Несколько форсированных вариантов.
«Обратная игра Бодянского» — общее знакомство.
Начала «Ленинградская защита», «Новоленинградская защита», «Киевская защита», «Новокиевская защита», «Защита Когана» — общий обзор, первые 7—8 ходов.
«Косяк Саргина». Последствия хода 5. ...Ь8—а7?
4. Середина игры
Рогатка. Способ ее постановки. Способы выхода из рогатки. Выгодные и невыгодные рогатки. Типовые комбинационные приемы. Клещи. Использование отсталых шашек соперника. Игра на удержание отсталой шашки b8(а1). Постановка параллельных шашек е3, f4 (с5, d6) при отсталой шашке а7
(g2).
Безупорные шашки. Способы борьбы с ними. Коловые позиции. Сильный кол. Укрепление его ударными колоннами.
Борьба против кола. Изоляция кола шашкой а4 (е5).
Взаимодействие флангов, значение их гармоничного развития. Активизация левого фланга в начале партии — важнейший закон стратегии. Слабые фланги. Связь шашек первого ряда с ослаблением флангов. Атака слабого левого фланга.
Преждевременное овладение полем 14 (с5)—причина атаки правого фланга. Способы атаки шашки с5 (14) на слабом фланге. Создание для этой цели параллельных шашек е3, f4 (с5, d6).
Сильный и слабый центр. Техника фиксации бортовых шашек соперника.
Связка центра с поля f4 (с5). Главная задача—торможение развития фланга соперника и стеснение его правого фланга.
Подготовка комбинации. Угроза. Ошибочные комбинации.
Жертва. Использование ее для прорыва, связки. Специфика планирования игры в открытых и связанных позициях.
5. Окончания
Этюд. Его определение. Важность знания этюдных идей.
6. Литература по русским шашкам
Начальное знакомство с основными исследованиями по дебютной теории, пособиями по тактике, стратегии и окончаниям.
7. Основы методики тренировки
Общие принципы, лежащие в основе тренировки шашиста.
Совершенствование — непрерывный многолетний процесс. Постановка главной спортивной задачи и конкретных задач на определенных этапах роста. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей для планирования тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.
8. Спортивный режим
Понятие об обмене веществ, энергетических затратах при различных физических и умственных нагрузках. Значение правильного питания, его оптимальной калорийности.
4 этап
1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Организация и проведение соревнований. Положение о соревновании. Регламент. Подготовка места соревнования. Порядок открытия и закрытия; соревнований. Создание праздничной обстановки. Документация. Оформление отчета о проведении соревнования. Инструкторская и судейская практика. Зачет по судейству и организации соревнований.
2. Исторический обзор
В. А. Соков — корифей русских шашек. Его достижения в теории, практике, композиции.
Создание основ отечественной шашечной педагогики.
Дальнейшее развитие шашек. Спортивные и творческие достижения наших сильнейших гроссмейстеров и мастеров.
3. Начало партии
Начало «Старая партия» — знакомство с основными системами.
«Кол» — система с разменом на c5.
«Игра Романычева» — основные варианты.
Основные идеи и конкретные варианты «Ленинградской защиты», «Новоленинградской защиты».
«Киевская защита», система с разменом черных 5. ...g5—f4.
«Жертва Кукуева», усвоение основных идей.
«Перекресток», система с 3. ...f8—е7.
Начала «Защита Когана», «Игра Дьячкова», «Обратная городская партия», «Косяк Хромого», «Обратный кол» — основные варианты.
Ход 1. е3—d4—«Игра Филиппова». Основные системы дебюта. «Игра Бодянского». Системы с 2. Ь2—а3 и 2. е3—d4
«Жертва Шошина—Харьянова». «Жертва Мазурка».
4. Середина игры
Комбинационные возможности при связках.
Применение удара Кукуева при отсталой шашке b2 (а7).
Борьба против кола. Связка центральных шашек на двух флангах. Использование отсталых шашек b2 (а7) и а3 (b6).
Перехват центра разменом кола. Разрыв по флангам и его использование.
Способы усиления преимущества в центре. Переразвитие. Выгодное и невыгодное переразвитие. Обоюдная борьба за центр. Перехват активных полей.
Окружение центра.
Симметричные позиции. Принципы их разыгрывания. Значение темпов.
Комбинации. Контркомбинации. Их расчет. Жертвы для захвата активных полей. Спасающие жертвы.
Игра на ограничение — важнейший принцип стратегии.
Косяковые позиции.
Важность точного расчета при жертве. Ошибочные жертвы.
Техника расчета. Учет угроз и тактических моментов.
5. Окончания
Дамка и 2 простые против дамки. Позиция Саргина. Две дамки и простая против дамки и простой.
Проводка шашки с1.
6. Литература по русским шашкам
Ознакомление с работами Л. М. Рамма и В. И. Абаулина по дебютной теории, Т. Л. Шмульяна — по миттельшпилю, Н. А. Кукуева—по эндшпилю, В. К. Адамовича — по дебюту и миттельшпилю.
Знакомство с периодическими изданиями.
7. Основы, методики тренировки
Методы совершенствования шашистов.
Этапы подготовки.
8. Спортивный режим
Физическая подготовка. Вредное воздействие курения и спиртных напитков на здоровье и конкретные спортивные качества шашиста.
Третий год обучения
1этап
1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований
Зачет по судейству и организации соревнований. Судейская и инструкторская практика.
2. Исторический обзор
Выдающиеся мастера и гроссмейстеры 60-х - 80-х годов. Роль В. С, Литвиновича в систематизации и исследовании дебютной теории. Работы 3. И. Цирика в области окончаний.
3. Начало партии
Принципы создания индивидуального дебютного репертуара.
Начало «Старая партия». Форсированные варианты.
«Новое начало». Идея игры черных, если белые не вторгаются на поле с5.
«Вилочка». Игра на окружение при переразвитии у белых.
«Киевская защита». Система с разменом белых 4. d6—с5.
Коловая система, возникающая после
1. с3—b4 fб—g5 2. b2—с3 g7—f6 3. с3—b4 h8—g7 4. b4—с5.
Начала «Обратная игра Бодянского», «Игра Каулена»,
«Игра Шмульяна», «Игра Боброва» — основные варианты.
Отказанные системы некоторых дебютов.
4. Середина игры
Связка правого фланга. Правила разыгрывания таких позиций. Симметричные позиции с взаимной связкой в центре, с косяковой или гамбитной симметрией. Их разыгрывание.
Жертвы для подготовки комбинации или создания цугцванга.
5. Окончания
Три дамки против дамки и двух простых.
Дамки против простых.
Борьба простых.
Оригинальные окончания.
6. Литература по русским шашкам
Исследование игры в работе Г. И. Хацкевича.
Работы А. М. Сидлина, В. Б. Городецкого о середине игры.
Монография 3. И. Цирика об окончаниях. «Курс окончаний»
В. Р. Маламеда. Методика работы с книгами, сборниками партий, периодическими изданиями.
7. Основы методики тренировки
Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.
Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.
Расширение запаса типовых тактических и стратегических идей.
Повышение дальности, быстроты и точности расчета. Анализ собственного творчества.
Создание индивидуальной системы подготовки к соревнованиям.
8. Спортивный режим
Владение основами психологических знаний для учета своих индивидуальных качеств и особенностей соперников.
2этап
./. Исторический обзор
Развитие русских шашек в последние десятилетия. Системы проведения чемпионатов страны.
2. Начало партии
Начало «Городская партия». Игра белыми на окружение в системе с ходом а1—b2 и разменом f4—e5.
«Игра Рамма-Цукерника». Основные системы «Игры Сокова».
Начала «Косяк», «Обратный косяк», «Обратный кол», «Обратный тычок» — основные системы.
3. Середина игры
Сочетание связки своего левого фланга с активной бортовой шашкой b6 (а3).
«Висячий» центр, техника его подрыва и перехвата инициативы.
Типовые позиционные и тактические идеи при разыгрывании косяковых позиций.
4. Окончания
Две дамки и две простые против дамки и простой.
Связь этюдного творчества с практической игрой.
5. Литература по русским шашкам
Монография о дебютной теории В. С. Литвиновича и Н. Н. Негра. Исследование этюдного творчества в работе М. М. Становского. «Антология шашечных комбинаций» Э. Г. Цукерника. Сборники партий чемпионатов страны.
6. Основы методики тренировки
Значение соревнований в повышении спортивного мастерства. Методы достижения оптимальной спортивной формы перед соревнованиями. Особенности построения учебно-тренировочных занятий перед соревнованиями.
7. Спортивный режим
Режим шашиста во время соревнований.
Четвёртый год обучения
1 этап
/. Исторический обзор
Эксперименты в системе проведения соревнований по русским шашкам. Чемпионаты мира на 64-клеточной доске.
2. Начало партии
Начала «Кол-угловик», «Обратный перекресток», «Игра Романычева», «Игра Медкова», «Тычок», «Жертва Кукуева» — основные системы. «Обратная игра Бодянского». Игра при связке.
Симметричные позиции после 1. е3—d4 d6—е5.
Начала «Игра Бодянского», «Игра Петрова» — обзор современных систем.
Системы игры с жеребьевкой начальных ходов.
3. Середина игры
Способы игры против шашки е5 (d4).
Гамбитные позиции. Важнейшие идеи.
Отработка полного и точного расчета в миттельшпильных позициях.
4. Окончания
Сочетание плана, конкретного расчета и применения знаний различных приемов игры в окончаниях.
5. Литература
Принципы составления картотеки по различным аспектам теории.
6. Основы методики тренировки
Индивидуальный план и график тренировочных занятий шашиста.
7. Спортивный режим
Врачебный контроль за физическим состоянием шашиста.
Порядок его осуществления.
2 этап
На этом этапе с шашистами ведется учебно-тренировочная работа на основе индивидуальных перспективных планов.
Физическая культура и спорт
В течение первых семи лет обучения этой теме отводится по одному часу в год. Учащиеся знакомятся с информацией о развитии физкультуры и спорта в стране, о достижениях наших ведущих спортсменов.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ходе реализации дополнительной образовательной программы «Игра моего народа используются различные формы занятий:
- игровая практика;
- конкурсы решений;
- самостоятельные решения комбинаций и позиций;
- решение этюдов;
- составление несложных комбинаций;
- блиц-турниры;
- сеансы одновременной игры;
- беседы;
- работа с шашечной литературой;
- работа с дидактическим материалом;
- аналитическая работа (разбор сыгранных турнирных партий).
Для реализации данной программы и успешной работы клуба «Русские шашки» требуется аудитория с достаточным числом столов и стульев. В табельное имущество кружка должно входить 30 комплектов русских шашек с досками, 10 стоклеточных досок, 15 турнирных часов, демонстрационная доска с комплектом шашек, шкаф для хранения инвентаря, шашечная библиотечка (около 60 книг). Клуб должен быть обеспечен бланками для записи партий, бланками турнирных таблиц и протоколов туров, карточками участников соревнований и прочей типографской продукцией, необходимой для проведения соревнований.
После изучения определённой темы в качестве контроля используются следующие формы:
- зачёты;
- конкурсы решений позиций;
- тематические турниры.
Для всех юных шашистов весьма важным стимулом являются соревнования. Они же служат самым эффективным средством контроля качества учебно-тренировочных занятий.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаулин В. И. Начала в шашечной партии. М., ФиС, 1965.
2. Адамович В. К. Позиционные приемы игры в русских шашках. М., ФиС, 1976,
3. Адамович В. К. Шашки. Рига,Авотс, 1982 (на латышском языке).
4. Блиндер Б. М. Избранные партии, окончания и этюды, М., ФиС, 1960.
5. Вигман В. Я. Радость творчества. М., ФиС, 1986.
6. Витошкин Л. С. Секреты этюдного творчества. Минск, Полымя, 1986.
7. Герцензон Б. М., Гершт С. С. Волшебник русских шашек - Лениздат, 1991.
8. Герцензон Б., Напреенков А, Шашки — это интересно. Л., Детская литература, 1989.
9. Голосуев В. М. Играйте в шашки. Лениздат, 1983.
10. Голосуев В. М. Мастера шашечных турниров. Лениздат, 1989,
11. Городецкий В. Б. Борьба в середине партии, М., ФиС, 1965.
12. Городецкий В. Б. Книга о шашках. М., Детская литература, 1984.
13. Дунаевский А. И. Окончание в шашечной партии. М., ФиС, 1965.
14. Злобинский А. Д. Комбинации в русских шашках. Киев, Здоровье, 1985.
15. Калинский Д М., Становский М. М. Шашечный этюд. М., ФиС, 1982.
16. Куличихин А. И. История развития русских шашек. М., ФиС, 1982.
17. Кукуев Н. А. 125 шашечных этюдов. М., ФиС, 1950.
18. Литвинович В. С., Перченок И, Р. Школа позиционной игры. М., ФиС, 1984.
19. Литвинович В. С., Негра И. Н. Курс шашечных дебютов. Минск, Полымя, 1985.
20. Маламед В. Р., Барский Ю. П. Курс шашечных окончаний. М„ ФиС, 1989.
21. Миротин Б. А., Козлов И. П. Тактика в русских шашках. М„ ФиС 1974.
22. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. М., ФиС, 1953.
23. Русские шашисты. М., ФиС, 1987.
24. Сидтин А. М. Как оценить позицию в шашках. М ФиС 1966.
25. Соминский С. С. Комбинационные идеи в русских шашках, М., ФиС, 1979.
26. Хацкевич Г, И. 25 уроков шашечной игры. Минск, Полымя, 1979.
27. Цирик 3. И. Четверть века за шашечной доской, Харьков, Прапор, 1965.
28. Цирик 3. И, Шашечный эндшпиль. М., ФиС, 1959.
29. Цукерник Э. Г. Антология шашечных комбинаций М„ ФиС, 1987.
30. Шмульян Т. Л. Середина игры в шашки. М.. ФиС, 1954.
Другие пособия
1. Крогиус Н. В. Психологическая подготовка шахматиста М, ФиС, 1975.
2. Матвеев Л. П, Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания (в 2-х томах). М,, ФиС, 1976.
3. Шашечный кодекс. М., «Советский спорт», 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка моего народа.
Разработка урока,презентация....
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....
Конспект урока "Музыка моего народа"
Урок музыки в начальной школе по теме "Народное творчество России"....
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы ...
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...